Надежда Синдянкина
Консультация «Воспитание у детей культуры общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа Синдянкиной Н. А. МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
Консультация на тему : «Дайте, пожалуйста»
Общение детей дошкольного возраста прежде всего происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, этот круг расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателями и другими работниками дошкольного учреждения.
Публикация «Консультация „Воспитание у детей культуры общения“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Каковы же пути и средства воспитания у детей культуры общения?
В детском саду детям прививают навыки, которые связаны с выполнением режима (все делать вовремя, в нужном темпе, согласованию с другими детьми); с самообслуживанием и гигиеническими требованиями (самостоятельно умываться, есть, раздеваться и одеваться) и др. Он должен усвоить необходимый порядок действий и их характер в каждой конкретной ситуации, иначе у него не выработается положительный стереотип поведения.
Усваивая необходимые навыки, ребенок постепенно, в естественных ситуациях знакомится с правилами, связанными с соблюдением чистоты и опрятности, поведения за столом, с правилами общения со сверстниками.
По мере взросления ребенка расширяется и круг правил, усваивая которые он конкретизирует свои знания. Например, воспитанников детского сада знакомят со следующими правилами: «Как вести себя на занятиях», «Как вести себя на улице, в транспорте»; «Соблюдай правила пешехода», «Как вести себя во время разговора со взрослыми»; «Правила вежливости» и др. Чтобы руководствоваться этими правилами, ребенку недостаточно их знать. Например, ему известно, что при встрече принято здороваться, за услугу благодарить, за нечаянно доставленное неудобство извиниться, но, очутившись в одной из подобных ситуаций, ребенок «забывает» об этом. Однако если его товарищ уклонился от подобных правил, он остро подмечает это, критикует его, но не замечает, что сам поступает так же.
Важно, чтобы в семье выполнение этих же правил было обязательным.
Если родители требуют, чтобы ребенок благодарил за услугу, вежливо обращался с просьбой, убирал за собой вещи и игрушки, то эти действия, повторяясь ежедневно, из обязательных, совершаемых под влиянием взрослого, постепенно превращаются в привычные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе.
Полезно упражнять детей в выполнении правил и в естественных, и в специально создаваемых ситуациях, использовать для этого различные поручения, задания, игры.
Например, ребенку поручают сходить к соседу и попросить что – нибудь, при этом напоминают ему, как обращаться с просьбой, выразить признательность за услугу. Когда ребенок выполнит поручение, можно спросить его: «Расскажи, как ты выполнил мою просьбу. Был ли ты вежлив? Почему ты так думаешь?». Это побуждает его проанализировать собственное поведение.
Только убедившись в том, что ребенок знает и понимает правила, можно требовать от него соответствующих форм поведения.
Чем младше ребенок, тем меньше он способен помнить и выполнять правила. Поэтому нужно постоянно напоминать ему об их соблюдении.
Дети среднего и старшего возраста не нуждаются в частых напоминаниях, они многое знают и умеют. Но иногда приходится прибегать к замечаниям. Замечания нужно делать так, чтобы они не вызывали в ребенке внутреннего сопротивления. Здесь нужен такт и доброжелательность взрослого, учет индивидуальных особенностей детей.
Любое воздействие – приказ или указание, запрет или просьба, совет или напоминание, предупреждение или отказ – должно опираться на сознание ребенка, предусматривать уважение к нему как к развивающейся личности.
Маленькие дети не всегда способны вникать в суть объяснений, в таких случаях необходимы игровые приемы. Можно использовать потешки, меткие сравнения из любимых художественных произведений, стихи Г. Ладонщиковой из книги «Про знакомые дела».
Хорошо воздействуют на ребенка к месту сказанные шутки, прибаутки, загадки. Дети легко запоминают и часто сами употребляют пословицы : «Когда я ем – я глух и нем», «Кончил дело – гуляй смело», «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
Детям старшего дошкольного возраста полезно раскрывать нравственный смысл отдельных правил. Они уже способны понять, что правила необходимо выполнять, т. к в них заложено уважение к труду взрослых («Вытер ноги, убрал за собой – значит, уважаешь труд мамы»); к покою, удобству, отдыху окружающих («Нельзя громко разговаривать или играть в шумные игры там, где читают, занимаются или отдыхают, - это значит проявлять неуважение к людям») и т. д. Взрослые помогают ребенку уяснить, почему воспитанный человек поступает так, а не иначе («Если ты не умеешь вести себя хорошо, то вызываешь у окружающих осуждение, тебя сочтут невоспитанным, не станут уважать»).
Дети хорошо воспринимают правила поведения осознанно тогда, когда взрослые конкретно обосновывают их. Можно сказать так «На садовую скамейку становиться ногами и сыпать землю не положено». Но можно выразить эту мысль иначе: «На скамейку люди садятся отдохнуть. Надо, чтобы она была чистой, а то можно испачкать одежду».
В первом случае требования категоричны, они не вызывают у ребенка раздумий. Во втором случае – рассчитаны на их осознанность, а мотивировка связывается с удобством для других, поэтому и ответственность за собственные поступки повышается.
Для расширения представлений детей о культуре отношений между людьми рекомендуется использовать ролевые игры, такие как «Магазин», «Почта», «Поликлиника», «Библиотека» и др., правила и условия, которых обязывают ребят проявлять такт, вежливость, умение обратиться с просьбой.
Нужно так же с детьми проводить эстетические беседы. Ребенку можно задать вопросы: «Что бы ты сделал, если бы увидел, что взрослый что – то уронил?», «Тебя послали к соседу одолжить соль: как бы ты обратился с просьбой» и др.
Для прочного усвоения правил необходим систематический контроль за поведением ребенка в игровой, учебной, трудовой деятельности, в повседневной жизни, в общении со сверстниками и взрослыми. Однако контроль не должен быть навязчивым, с указанием типа: «Уступи», «Так не полагается», «Извинись» и др. Руководство поведением детей должно сочетаться с предоставлением им разумной самостоятельности.