Наталья Гутенева
Советы учителя-дефектолога «Упражнения для развития внимания старших дошкольников и младших школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
Разные дети внимательны по-разному. Одни ученики имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание : они старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им бывает сложно. Другие легко переключаются в процессе учебной работы, но и легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объёмом.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа дефектолога
- Старшая группа
- Темочки
Если ребенок не может сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме, у него недостаточный объем внимания. Неустойчивость внимания, трудности концентрации проявляются в том, что ученик не может работать сосредоточенно, не отвлекаясь. О недостаточной избирательности внимания говорят, если ребенок не может сосредоточиться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи. Плохо развитая переключаемость внимания проявляется в том, что детям трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала спрашивали у ребенка таблицу умножения, а потом решили проверить знание правила по русскому языку, то он будет допускать ошибки, хотя и знает правило. Плохо развитая способность распределения внимания - неумение без ошибок выполнять одновременно несколько дел. Недостаточная произвольность внимания проявляется в том, что ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Определенные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объём внимания, он индивидуален. Свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать. Успешность тренировки внимания в большей мере определяется также индивидуальными особенностями, в частности свойствами высшей нервной деятельности. Люди с сильной, уравновешенной нервной системой имеют устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание. Для лиц со слабой нервной системой более характерно неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое внимание.
Решающая роль в успешном осуществлении любой деятельности принадлежит организованности внимания, т. е. навыку управления собственным вниманием, способностью поддерживать его на должном уровне.
Предлагаем несколько упражнений для развития внимания младших школьников :
* 1. Упражнение «Сегодня лучше, чем вчера». Ребенок должен построчно, справа налево, просматривать печатный текст и отмечать определенный элемент в течение 5 минут. Ежедневно фиксируется количество проработанных элементов и количество допущенных ошибок (пропуск элемента, ошибочное вычеркивание). Вычеркивать буквы можно в текстах детских книг с крупным шрифтом. Сложность заданий увеличивается по этапам протяженностью в неделю: так, в течение первой недели ребенок вычеркивает только один знак; на второй неделе - 2 знака и т. д. При этом вариантами усложнения задания на последующих этапах могут быть следующие:
• введение более двух элементов;
• разные способы отметки элементов (справа-налево наискосок; слева направо наискосок; обвести кружком; обвести квадратом; один обвести, другой - зачеркнуть разными способами; подчеркнуть; увеличение и уменьшение шрифта; использование значков и т. п.)
* 2. Чтение текста до заранее указанного выражения.
* 3. Счет с помехой: учащийся называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т. д. Подсчитывается время выполнения задания и количество ошибок.
* 4. Игра «Пуговицы»
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набор пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
*5. Упражнение «Списывание»
Цель — развитие концентрации и устойчивости внимания.
Предложите ребенку без ошибок переписать такие вот строчки:
1. ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ
ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА
КЛАТИМОР
2. РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА
ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА
ФИЛЛИТАДЕРРА
3. МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ
ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ
*6. Упражнение «Найди слово»
Цель — тренировка распределения избирательного внимания.
Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова.
Например, вы пишите:
бкуститранвстулрюджыметакулаггщшщатмашина
прстыюкозаевнциджарамылуквтсумкалдчеврачшай
Ребенок вычеркивает все найденные внутри текста слова.
Для развития внимания полезны также упражнения :
«Что перепутал художник», «Лабиринты» разной степени сложности,
Следует отметить, что занятия должны быть регулярными и проходить в эмоционально-приятной обстановке.