Макаренко Светлана Владимировна
Советы учителя-дефектолога родителям дошкольников. Как научить ребёнка правильно держать карандаш и ручку?
▼ Скачать + Заказать документы
Советы учителя-дефектолога родителям дошкольников.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ КАРАНДАШ И РУЧКУ?
Почерк — одна из насущных проблем школьной образовательной системы.
При выявлении уровня развития умений и навыков по письму в 1 классе учитывается развитие каллиграфических навыков.
Одной из причин, влияющих на почерк, является технические проблемы – положение бумаги, руки, качество ручки, поза пишущего.
Публикация «Советы учителя-дефектолога родителям дошкольников, Как научить ребёнка правильно держать карандаш и ручку?» размещена в разделах
Важно научить ребенка писать правильно до поступления ребенка в детское образовательное учреждение. Речь идет не о буквах и цифрах, а о правильном положении пальцев в момент письма.
Выделяя последовательность того, чему надо научить ребенка перед тем, как начинать писать, следует подчеркнуть три основных момента:
• научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме;
• научить ребенка правильно держать карандаш (ручку);
• научить ребенка правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.
Почему это так важно?
Правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.
От того, как ребенок держит пишущие предметы, зависит и его здоровье. Неправильный захват при письме может негативно сказаться на зрении ребенка, привести к сколиозу. Часто неправильный захват сопровождается слишком сильным нажимом на карандаш. Поэтому дошкольник будет уставать, выполняя письменные задания. При правильной постановке руки будут развиваться необходимые мышцы, что также повлияет на способность писать продолжительное время.
Признаки неправильного захвата карандаша :
• Большой палец во время письма находится ниже указательного;
• Пальцы находятся далеко от пишущей части;
• «Щепоточный» захват (три пальца расположены на одном уровне относительно пишущей части);
• Карандаш лежит на указательном пальце;
• Слишком сильный нажим на бумагу;
• Верхний конец карандаша при письме направлен в сторону, а не к плечу;
• Ребенок поворачивает лист бумаги, а не карандаш.
Как с помощью игр научить правильно держать ручку при письме
Существует множество простых игр, обучающих держать канцелярские принадлежности правильно. Разберем самые распространенные из них:
• «Кладем ручку спать». Сначала взрослый показывает игру сам. Средний пальчик – это кровать. Верхняя фаланга указательного пальца подушка. Ее кладут под верхнюю часть карандаша, которую затем укрывают одеялом, используя большой палец. Пусть ребенок попробует писать ручкой или карандашом простые фигуры. Если не получилось, переходите к другому упражнению.
• «Играем с салфеткой». Пригодится бумажная салфетка. Удерживаем салфетку между ладонью, мизинчиком и безымянным пальцем. Ребенок держит в пальчиках карандаш так, чтобы и он остался в ладони, и салфетка. Пока она находится между пальцами, ваш малыш будет точно удерживать предмет. Повторяйте упражнение чаще, чтобы ребенок запомнил положение руки.
• «Рисуем мелом». Мелки – простой и понятный инструмент, с помощью которого малыш учится рисовать. Чтобы сделать занятия полезными, просто поломайте один брусок на небольшие куски (длиною не более 3 сантиметров). Такие кусочки тяжелее удерживать всей ладонью и ребенок схватит его тремя пальцами. Позже это научит его держать ручку в нужном положении.
• «Дартс». Метание дротиков также можно обернуть в полезную игру. Когда ребенок берет дротик, его пальцы принимают то же положение, что и при рисовании. Поменяйте дротик на письменный предмет. Пусть ребенок постепенно опустит карандаш к игровому полю – бумаге.
• «Точка на пальце». Упражнение не игровое, но простое, поэтому, если перечисленные выше способы не обучили ребенка правильному письму, можете смело использовать этот. Просто нарисуйте на указательном пальце небольшую, но яркую точку. Скажите ребенку, что размещая в своей руке карандаш (ручку, нужно укладывать его именно на отмеченное место. Подобную пометку можно нарисовать и на ручке. Уточните, что палец не должен съезжать за пометку.
• Трюк с канцелярской скрепкой
Прикрепите скрепку на ручку или карандаш. Перед тем как ребенок начнет пользоваться таким тренажером, скажите, что указательный пальчик должен лежать между железными «ушками».
• Тренажеры для обучения технике письма «Рыбки»
Как подготовить ребенка к выполнению письменных заданий
В школе дети каждый день сталкиваются с заданиями, требующими письменного решения. Чтобы быть к этому готовыми, необходимо начать подготовку руки к письму еще в дошкольном возрасте. Для этого прекрасно подойдут игры и упражнения на развития мелкой моторики. Вот несколько примеров:
• Нанизывания бус, шнуровки, развязывание узелков;
• Работа с ножницами;
• Лепка и аппликация;
• Игры с крупами;
• Пальчиковая гимнастика;
• Штриховки, обведение по контуру, раскрашивание и т. д.
Все упражнения преподносятся в игровой форме, поэтому дети с удовольствием их выполняют.
Помимо подготовки руки к письму и формирования правильного захвата, необходимо научить ребенка, как нужно сидеть за столом при письме.
Ноги должны стоять на полу;
Спина должна быть прямая;
Локти нужно держать на плоскости стола;
Между телом и столом должно быть небольшое расстояние (с кулачок);
Лист бумаги или тетрадку стоит класть под углом 30 градусов по отношению к телу.
В особых случаях воспользуйтесь устройством для поддержания осанки (проконсультируйтесь у педагога и врача).
Правильному положению позвоночника ребенка во время занятий за столом (чтение, письмо, рисование, сохранению правильной осанки способствует устройство для поддержания осанки «Правильная осанка-здоровая спина». Подходит для детей в возрасте от 6 до 10 лет. Высота и угол наклона регулируются в соответствии с ростом ребенка.
Правильное положение ручки при письме :
При письме ручка должна поддерживаться тремя пальцами руки :
-левая сторона среднего пальца является «лежанкой» для ручки;
-указательный палец фиксирует ручку сверху, а большой - обеспечивает поддержку снизу;
-все три пальца должны быть слегка округлены и немного сжимать ручку;
-при письме согнутый мизинец является опорой для руки.
-обратный конец ручки должен быть сконцентрирован на правое плечо.