Анастасия Кондрашева
Совершенствование словаря детей старшего дошкольного возраста посредством игр-экспериментов
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:
"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЙ"
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Задачи и содержание словарной работы в детском саду 10
1.2 Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста 12
Публикация «Совершенствование словаря детей старшего дошкольного возраста посредством игр-экспериментов» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
1.3 Методы и приемы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста 15
Глава II. Опытно-практическая работа по обогащению активного словаря детей старшего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов 18
2.1. Цель, задачи, методы и методики обогащения активного словаря детей старшего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов 18
2.2 Тематическое планирование 21
2.3 Содержание занятий 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе будет исследоваться проблема совершенствования словаря детей старшего дошкольного возраста посредством игр-экспериментирований.
Актуальность исследования проблемы связана с тем, что количество дошкольников, у которых имеются определенные проблемы в области развития речи, в последнее время стремительно возрастает. И такие дети относятся к самой многочисленной группе детей с нарушениями развития.
С самого раннего дошкольного детства взрослым необходимо уделять особое внимание развитию ребенка, ведь именно в этот период закладываются психологические и физические основы, качества, каким будет человек в будущем. В это время в ребенка необходимо вложить как можно больше позитивной информации, находить общие интересы, узнавать окружающий мир и тем самым развивать речь, активизировать словарный запас.
Развитие словарного запаса и речи значительно оказывают влияние на положительное обучение. Дети, у которых хорошо развита речевая деятельность, обычно не имеют проблем с учебой, они достаточно быстро получают необходимый уровень знаний по чтению и письму. А вот у ребят с невысоким уровнем речевого развития часто наблюдаются проблемы в общении, в учебе.
Наиболее существенным условием формирования у детей дошкольного возраста словарного запаса является отбор наиболее целесообразных, эффективных методов и приёмов, а также форм и средств выполнения данной работы не только педагогами, но и родителями.
Актуальность проблемы, которая исследуется в данной работе, объясняется тем, что изучение методики развития словаря дошкольников недостаточно изучена. И в своей курсовой работе я выясню, как можно усовершенствовать и развить речь дошкольников через игры-эксперименты.
Ведь ведущей деятельностью детей старшего дошкольного возраста является именно игровая. Я считаю, чтобы привлечь большее внимание детей, заинтересовать их, вовлечь в продуктивную обучающую среду наиболее эффективно будет именно через игры - эксперименты.
Цель исследования: теоретически изучить и опытно – экспериментальным путем проверить влияние игр – экспериментов на совершенствование и обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс совершенствования активного словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования: совершенствование и обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством игр – экспериментирований.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с психолого-педагогической, методической и лингвистической литературой по теме работы;
2. Подобрать приемы и методы совершенствования активного словаря детей старшего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов;
3. Провести экспериметальное исследование с целью оптимизации развития словарного запаса детей в процессе игр – экспериментов.
Методы исследования:
- Теоретические: анализ психолого – педагогической литературы;
- Эмпирические: опытно – экспериментальная работа.
База практики: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Дошкольное учебное учреждение «Ладушки»».
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Гипотеза: предполагается, что игры - эксперименты являются средством развития словаря детей дошкольного возраста; систематизация теоретического материала и эмпирического исследования позволит разработать и поэтапно реализовывать систему игр – экспериментов, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.
Этапы исследования:
1 этап - На первом этапе формировались основные положения исследования, изучалась психолого - педагогическая литература и методическая, изучались методики по развитию словаря детей дошкольного возраста. Изучалась и анализировалась система дидактических игр, игр - экспериментов и их влияние на развитие словаря детей дошкольного возраста.
2 этап - на втором этапе рассмотрено состояние исследуемой проблемы на практике и раскрыта сущность ее реализации. Также проводилась опытно-педагогическая работа, состоящая из трех этапов:
1. констатирующий эксперимент,
2. формирующий эксперимент,
3. контрольный эксперимент.
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Задачи и содержание словарной работы в детском саду
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной и уточнены в последующие годы. [13, с. 100]
Сегодня принято выделять четыре основные задачи:
Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
В-третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.
Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Например, дети свободно говорят строфы К. Чуковского: «Да здравствует мыло душистое!» – но редкий ребенок, нюхая розу, скажет: «Какой душистый цветок» или, трогая пушистую шапочку: «Какая пушистая шапочка!» В первом случае он скажет, что цветок хорошо пахнет, во втором – что шапочка мягкая. [13, с. 101]
Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.
В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.
1.3 Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста
На протяжении дошкольного детства ребенку необходимо развить активный словарь настолько, чтобы он с легкостью мог общаться со сверстниками, взрослыми, на достаточном уровне обучаться в школе, усваивать литературу и другое. В связи с этим, одной из важнейших задач развития речи является обогащение словаря.
Формирование словаря подразумевается как продолжительный процесс накопления словарного запаса, собранным за долгие годы народом в ходе исторических событий.
Работа по формированию словаря у дошкольников рассматривается как «целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка» [12, c. 15].
Развитие словаря детей понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально - закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения [12, c. 16].
Расширение словаря детей происходит в ходе ознакомления с окружающим миром, в повседневной жизни, в общении со сверстниками и взрослыми. Словарная работа делает представления ребенка более точным, углубляет его эмоции, чувства, социальный опыт. Данное без исключения занимает особое место в дошкольном детстве, так как непосредственно здесь закладываются основы дальнейшего развития формирования личности, речи, мышления.
Самое первое, что усваивают дети – это бытовой словарь :
- название частей тела, лица, игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;
- природоведческий словарь : названия явлений неживой природы, растений, животных;
- обществоведческий словарь : слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.);
- чувственно – оценочную лексику: фразы, означающие чувства, эмоции, волнение (отважный, добропорядочный, счастливый, качественную оценку предметов (прекрасный, превосходный, создание синонимов;
- лексика, которая означает количество, время, пространство.
Автор учебного пособия по развитию речи детей А. И. Лаврентьева выделяет четыре этапа развития системной организации детского словаря.
На первом этапе словарный запас детей представляет собой набор отдельных слов (от 20 до 50). При этом набор лексики является неупорядоченным.
На втором этапе словарный запас ребенка начинает быстро увеличиваться. Вопросы малыша о названиях окружающих его предметов и явлений свидетельствуют о том, что в его сознании формируется некоторая система слов, относящихся к одной ситуации, образуются их группы. Называние одного слова из данной группы вызывает у ребенка ассоциацию с другими элементами этой группы. Этот этап А. И. Лаврентьева определяет как ситуационный, а группы слов — как ситуационные поля.
В дальнейшем ребенок начинает осознавать сходство определенных элементов ситуации и объединяет лексемы в тематические группы. Это явление характеризует третий этап формирования лексической системы, который определяется как тематический этап. Организация тематических групп слов вызывает развитие лексической антонимии («большой — маленький», «хороший—плохой»). При этом противопоставление «большой—маленький» заменяет на этом этапе все варианты параметрических прилагательных («длинный —маленький», «толстый —маленький», а противопоставление «хороший —плохой» — все варианты качественно-оценочных прилагательных («злой —хороший»).
Особенностью четвертого этапа развития лексической системы является преодоление этих замен, а также возникновение синонимии. На данном этапе системная организация словаря ребенка приближается по своему строению к лексико-семантической системе взрослых [3].
Приведённые данные исследования А. И. Лаврентьевой позволяют нам утверждать, что у детей старшего дошкольного возраста возможно развитие лексической системности, формирование словаря определённой тематики, поэтому нами и был выбран именно этот возраст.
Таким образом, содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:
1) Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
2) Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
3) Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании.
Таким образом, важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.
1.4 Методы и приемы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста
Алексеева М. М., Яшина В. И. выделяют две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны. .[16, с. 105]
Первая группа включает методы:
А) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря : рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
Б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря : рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.
Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря : рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения. Два последних метода использовались в данной работе.
Глава II. Опытно-практическая работа по обогащению активного словаря детей старшего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов
2.1. Цель, задачи, методы и методики обогащения активного словаря детей старшего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов
Изучив теоретический материал по теме курсовой работы, я посчитала необходимым провести опытно – практическую работу.
Цель: изучить эффективность использования игр – экспериментов для обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста на основе подготовленного материала.
Задачи:
- Провести диагностические задания для выявления уровня сформированности активного словаря детей старшего дошкольного возраста до использования в работе педагога игр – экспериментов;
- Выявить методики работы для обогащения словаря детей через игры – эксперименты.
Опытно – практическая работа по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов проводилась на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Дошкольного учебного учреждения «Ладушки»», г. Ровеньки, Луганской Народной Республики. В ДУУ работают 8 групп, заведующая детским садом – Филиппова Н. М.
Работа проводилась в старшей группе №6 «Русалочка». Списочный состав детей 26 человек, из них 11 мальчиков и 15 девочек.
Список детей перечислен в таблице №1.
Учиться играя и экспериментируя - эта идея увлекала многих педагогов. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми и разнообразными умениями и навыками, а также и речью, - их этому надо учить.
Именно игра-экспериментирование позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями и развить речь ребенка.
Ребенок, исследуя предмет, познает мир, экспериментируя с ним, и поэтому от воспитателя требуется помочь ребенку понять предмет, его качества, свойства, и одновременно развить речь ребенка и любознательность. Осваивая навыки действия с предметами, дети учатся культуре общения друг с другом. Эксперименты с песком и водой не только развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, но и дают положительные эмоции. Дети от таких игр получают огромное удовольствие.
Эмоциональная реакция малыша на обучение играет решающую роль, от нее зависит, как он усвоит и закрепит в сознании то, чему мы его учим. Ведь именно положительные эмоции создают благоприятные условия для развития малыша, для формирования умений и навыков в процессе обучения.
Преимущество метода детского экспериментирования состоит в том, что в большинстве случаев даже не требуется специального оборудования, так как исследованию подвергаются не только окружающие предметы, но и объекты неживой природы. В процессе работы малыши учатся наблюдать, активно воспринимают окружающие предметы, правильно называют свойства и качество предметов.
Освоение новых понятий и слов происходит через приём обследования предметов (тактильное чувство) и возможность сравнивать предметы по признакам, например, камень твёрдый, не мнётся, стучит; пластилин мнётся, он мягкий.
Предполагаемые результаты:
- расширен кругозор детей :
а) узнают, различают и называют предметы рукотворного мира, их
свойства и качества (дерево, бумага, металл,
б) знают природные материалы (песок, вода, снег, лед, их свойства и качества.
- на основе обогащения представлений об окружающих предметах
развита речь детей :
а) слушают и понимают речь воспитателя, отвечать на вопросы в процессе игр,
б) используют в речи слова, обозначающие названия предметов ближайшего окружения.
в) проявляют самостоятельность и инициативу.
Мониторинг результативности программы включает в себя наблюдение за развитием детей с отражением реальных результатов, используя дидактические упражнения. Чтобы определить уровень развития детей был проведен мониторинг по пособию Стефановой Н. Л. Обследование проводилось по следующим параметрам:
- состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношения;
- уровень развития предметного и глагольного словаря;
- уровень развития активной речи.
Обследование показало, что у детей недостаточный уровень познавательно- речевого развития: плохоговорящие дети – 70% (норма – 30%).
После реализации программы диагностика показала, что через экспериментальную деятельность, знания и представления детей об окружающем мире расширяются. Одновременно происходит накопление, обогащение и активизация словаря не только именами существительными, но и именами прилагательными и глаголами в речи, т. к. дети, перечисляя увиденное, называют качества, свойства, признаки предмета и действия с ним (Приложение № 4).
Для реализации программы организована предметно - развивающая среда - уголок экспериментирования:
- подбор игр-экспериментов;
- подбор необходимых материалов и пособий для; экспериментирования:
а) емкость с песком, разнообразные некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, колечки, совки, формочки, грабельки.
б) для игр с водой емкости, непромокаемые фартуки, набор резиновых и пластмассовых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, кораблики, набор игрушек из различных материалов для игр «Что плавает», набор камушков, ракушек).
Используются следующие формы работы:
- игры – эксперименты;
- НОД - непосредственная образовательная деятельность с элементами экспериментирования.
2.2 Тематическое планирование
Раздел программы Тема Развитие познавательного
компонента Привитие
навыков и
умений
1. Развитие мелкой моторики пальцев рук
2. Развитие слухового внимания, речевого дыхания, звукопроизношения
3. Формирование словаря. Употребление существительных, глаголов, прилагательных
4. Связная речь. 1. Природные материалы-
Песок, вода, лед, снег.
2. Рукотворный мир - бумага
3. Воздух
4. Звук
5. Природные материалы- вода, лед.
6. Рукотворный мир – бумага, ткань, древесина.
7. Свет.
8. Вес.
9. Воздух.
10. Теплота.
11. Органы чувств человека Знакомство со свойствами песка, воды, льда, снега.
Знакомство со свойствами воздуха. Определение происхождения звука (музыкальные и шумовые). Использование в речи соответствующих слов
Знакомство со свойствами бумаги, древесины, ткани, со значением света, с понятием «вес», с новыми глаголами и существительными
Понятие температуры.
Органы чувств и их значение Развитие координации движений, обогащение тактильного опыта, формирование контроля над мышечными ощущениями
Активизация мышцев губ,
формирование умений чередовать длительный, плавный и короткий выдохи, произношение звуков «Ф», «П-П-П».
Активизация в речи слов, обозначающих
Название предметов, их признаки, действия, качества.
Использование прилагательных,
обозначающих свойства предметов и природных материалов.
Формирование умений отвечать на вопросы, сравнивать предметы по теплоте, составлять рассказ из трех предложений.
2.3 Содержание занятий
1. Природные материалы
Игры – эксперименты с песком: «Печём печенье», «Найди шарик», «Дорожки и следы на песке».
«Дорога в лесу» - НОД по рисованию и эксперимент с песком.
Материальное обеспечение: 2 емкости с сухим и влажным песком, формочки, подносы, мелкие игрушки и предметы, карандаши, панно «Лес»
Игры – эксперименты с водой: «Узнаем какая вода», «Достань ракушку, камешек», «Теплая - холодная», «Что как плавает?».
«Купание куклы Кати» - НОД по развитию речи и эксперимент с водой
Материальное обеспечение: ёмкости с водой разной температуры, мелкие камешки, ракушки, куклы, ванночки, непромокаемые фартуки.
Игра – эксперимент со льдом и снегом: «Поймай льдинку»
«Лесные чудеса», «Выпал первый снежок» - НОД по рисованию, ознакомлению с окружающим и эксперименты со льдом и снегом
Материальное обеспечение: ёмкость с водой, льдинки, сачок, цветные бусы из льдинок и ведерко со снегом
2. Рукотворный мир
Игры – эксперименты с бумагой: «Бумага, её качества и свойства», «Бумажный мячик»
Материальное обеспечение: бумага, емкости с водой.
Игра – эксперимент с древесиной: «Древесина, её качества и свойства».
«Плыви кораблик», «Теремок» - НОД по ознакомлению с природой, конструированию и эксперимент с древесиной.
Материальное обеспечение: ёмкость с водой, деревянные дощечки и брусочки.
Игры – эксперименты с тканью: «Ткань её качества и свойства».
Материальное обеспечение: ёмкость с водой, образцы тканей 2-3 цветов.
3. Воздух
Игры – эксперименты: «Что в пакете?», «Игра с соломинкой и воздушным шариком», «Ветерок», «Капитаны».
«Чудесный мешочек бабушки – Забавушки» - НОД по развитию речи и эксперимент с воздухом.
Материальное обеспечение: ёмкость с водой, полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, воздушные шарики, султанчики и бумажный кораблик.
4. Звук
Игра – эксперимент: «Музыка или шум?».
«Осенний листопад» - НОД по развитию речи и эксперимент со звуками
Материальное обеспечение: металлофон, балалайка, ложки, кубики, коробочки «со звуками».
5. Свет
Игра – эксперимент: «Что в коробке?».
Материальное обеспечение: коробка с прорезью, фонарик и лампа.
6. Теплота
Игра – эксперимент: «Чудесный мешочек».
Материальное обеспечение: мелкие предметы из металла и дерева
7. Органы чувств
Игра – эксперимент: «Наши помощники».
Материальное обеспечение: «чудесная коробочка», мешочек с сахаром, чайник с водой.
8. Вес
Игра – эксперимент: «Легкий - тяжелый».
Материальное обеспечение: непрозрачные емкости с песком, листьями, пухом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
Результат мониторинга показал, что из 27 детей :
• на оптимальном уровне (80% и выше) – 6 малышей (23%);
• на допустимом уровне (60% и выше) – 16 малышей (59%);
• на критическом уровне (50% и выше) – 5 малышей (18%).
Вывод: дети проявляют любознательность, ориентируются в окружающих предметах, узнают и называют предметы, но затрудняются в различении качеств и свойств предметов. Малыши, ранее плохо владевшие речью стали больше говорить со взрослыми, охотнее общаться со сверстниками. Благодаря детскому экспериментированию у детей повысилась познавательная активность, т. к. дети учатся умению исследовать предметы, производить действия, направленные на ознакомление с их качествами и свойствами. Теперь они не только узнают, различают и называют сами предметы, но и их качества. Свойства, поэтому словарь детей обогащается не только именами существительными, но и прилагательными. Кругозор у детей расширяется, они становятся более наблюдательными, активными, любознательными и самостоятельными.
Рекомендации: продолжать работу по детскому экспериментированию. Организовать работу с родителями по данной проблеме.