Татьяна Ланда
Сотрудничество логопеда и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-экономические преобразования в России в начале ХХI века затронули все сферы общественной жизни. Все это не может не отражаться на детях, чье психическое и соматическое здоровье сегодня вызывает тревогу профессионалов. В подтверждение этого приведем соответствующие сравнительные цифровые данные. Мы располагаем в этом отношении данными М. А. Александровской, относящимся к 50-м годам прошлого века, и данными Л. Г. Парамоновой, полученными на 40 лет позже (1998г.) Было произведено исследование звукопроизношения, сравнительную динамику которого, мы хотим предложить вашему вниманию. 50-е годы 90-е годы
Ротацизмы….26% 71,6%
Ламбдацизмы….10% 54%
Публикация «Сотрудничество логопеда и родителей» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Сигматизмы свистящих….22% 42%
Сигматизмы шипящих…. 24% 45,4%
С конца 90-х годов ситуация не изменилась в лучшую сторону, а даже наоборот. Кроме того, что количество детей с нарушениями речи увеличилось статистически, также изменился их качественный состав за счет более тяжелых нарушений.
В данный момент на нашем логопункте проходят обучение 50 детей. Они имеют следующие логопедические заключения. ФНР (фонетическое нарушение речи) – 8 детей; ФФН – 21 ребенок; ФФН с нарушением лексико-грамматического строя речи – 21 ребенок.
В результате проведенного обследования было выявлено, что даже дети, имеющие ФНР нуждаются не только в коррекции звукопроизношения, но и в работе по расширению словарного запаса, в развитии фонематического слуха (акустико-фонематическая дислалия, в работе по расширению словарного запаса, закреплению отдельных грамматических категорий, синтаксических умений и навыков, развитии связной речи. Все это только в гораздо большей степени относится и к детям с ФФН и особенно с ФФН с нарушением лексико-грамматического строя речи.
Показателем работы логопеда на логопункте является качество речи детей, выпускаемых в школу. Здесь речь идет о звукопроизношении, но я все время говорю родителям, что недостаточно уметь произносить все звуки, нужно уметь выражать свои мысли, а это невозможно без достаточного словарного запаса, умения грамотно строить фразы в соответствии с грамматическими и синтаксическими правилами русского языка. Как же всего этого добиться, когда количество встреч с детьми так невелико? Только организовав свою работу таким образом, чтобы все вышеперечисленные параметры находили свое отражение в подгрупповой организованной образовательной деятельности и закреплялись дома в соответствии с рекомендациями логопеда в совместной деятельности с родителями.
Опыт коррекционных садов показал, что дети лучше усваивают новые знания, когда новая тема обсуждается в течение недели. Мы решили перенять этот полезный опыт и применить его в нашем саду для массовых групп. Совместными усилиями специалистов нашего сада было разработано еженедельное комплексно-тематическое планирование. Его использование показало, что дети стали лучше усваивать новую информацию, ведь появилась возможность повторить ее многократно постоянно меняя род деятельности. По возможности я планировала логопедическую работу в соответствии с общесадовскими темами недели и включала в них разнообразные задания, направленные не только на развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата, формирование навыков звукового анализа и синтезана, но и на актуализацию имеющегося словарного запаса, его расширение и систематизацию, задания на повышение уровня грамматической компетенции, развитие связной речи. И тут не обойтись без тесного сотрудничества с родителями детей. Ведь коррекционная работа дает положительный результат только если проводится систематически и последовательно. Существуют разнообразные формы сотрудничества педагогов и родителей по речевому развитию детей, однако мы остановимся только на разделе «Домашние рекомендации». Нами были разработаны рекомендации, которые являются логическим продолжением пройденного материала во время подгрупповой организованной образовательной деятельности, на весь учебный год. Этот раздел знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями направленными: на актуализацию имеющегося словарного запаса, расширение его и систематизацию, развитие словоизменительных умений и навыков, развитие словообразовательной деятельности, развитие синтаксических умений и навыков, развитие связной речи, дифференциацию смешиваемых звуков, формирование навыков звукового анализа и синтеза, на закрепление правильной слоговой структуры слов, на развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики и графических навыков.
Все домашние рекомендации красочно оформлены, так как их внешний вид важен не только для детей, но и для родителей. Он привлекателен и родители делились, что с нетерпением ждут очередных заданий, потому что им самим интересно их выполнять. Рекомендации построены с учетом следующих требований: они учитывают принцип ведущей деятельности, помогают закреплению изученного материала, не включают задания по новому материалу, учитывают возрастные особенности детей, предваряются подробными инструкциями.