Приложение МААМ

Консультация учителя-логопеда для родителей

Марина Лобастова
Консультация учителя-логопеда для родителей
▼ Скачать + Заказать документы

1. Сведения о речи, как о психической функции высшего порядка, о взаимосвязи процессов мышления и речи.

(слайд 1) Речь – сложная психическая функция. Не являясь врождённой способностью человека, речевая деятельность формируется постепенно и зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом. (слайд 2) Грамотная речь ребёнка – важное условие его нормального развития, а в дальнейшем успеваемости в школе. Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему выразить свои мысли, тем глубже он может познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будет формироваться его взаимоотношение с детьми и взрослыми, т. е. его поведение, а следовательно его личность в целом.

Публикация «Консультация учителя-логопеда для родителей» размещена в разделах

Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи? (слайд 3) Главное, чтобы ребёнок был соматически здоров, психически активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в речевом общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. (слайд 4) Считается, что после 3 лет речь ребёнка практически сформирована и становится для него основным средством общения, орудием мышления. Также полноценно развитая речь возможна только при хорошо развитых познавательных процессах, как внимание, память, мышление.

2. Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста в норме.

(слайд 5) В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка.

Получает своё развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове, т. е. развиваются навыки звукового анализа слов.

(слайд 6) Количество слов, находящихся в активном употреблении, во многом зависит от общей осведомленности ребенка: чем больше ребенок знает, тем богаче его словарный запас.

Дети усваивают процессы словоизменения и словообразования. Грамматические ошибки могут оставаться. Но они характерны не только для дошкольников, а встречаются и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами. На уровне предложения дети используют распространённые и сложные предложения.

Дети способны рассказать об увиденном или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствия. Могут сами придумать рассказ или сказку. И всё получается логичным, развёрнутым.

3. Общая картина речевых нарушений и, как следствие, ошибки в чтении и на письме.

(слайд 7) Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно – это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему своё время и своя мера. Когда смешно выговаривает маленький ребёнок, нас это не волнует, а умиляет. (слайд 8) Когда же плохо говорит будущий первоклассник, а именно: ребёнок ограниченно пользуется общеупотребительным словарём, допускает аграмматизмы, не способен построить полноценную фразу, порой искажает слова до неузнаваемости, и в результате не может пользоваться речью как средством общения в полной мере, - всё это и составляет сущность ОНР. И это уже серьёзная причина для беспокойства, т. к. недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих собственных силах с дальнейшими негативными последствиями, а также отразиться на процессе чтения и письма.

4. Основные факторы, которые могли стать причиной нарушений речи и речевых задержек.

(слайд 9) В чём же причина нарушения речи? А причин очень много. Болезни матери в период беременности, последствия трудных родов, осложнения после тяжёлых заболеваний ребёнка, задержка умственного и физического развития, педагогическая запущенность и, как это ни прискорбно, вредные привычки родителей – уж они-то бьют по ребёнку без промаха ещё до появления на свет.

Нарушения речевого развития часто возникают при различных психических факторах (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и пр.)

Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве артикуляционной моторики. Часто встречаются речевые нарушения, связанные с недостатком речевого выдоха, слабостью голосовых связок, патологическим расположением аденоидов, искривлением носовых ходов и др.

Обращённая к ребёнку неправильная речь взрослых также вредна для его речевого развития. Ведь сначала неправильно воспринял, затем также неправильно сказал и, наконец, так привык к происшедшей замене, что разницы между тем, как слышит и как произносит, не видит.

Таким образом, чем тяжелее патология, тем ниже уровень речевого развития детей.

5. Информация о роли учителя-логопеда.

(слайд 10) Безусловно, основная роль в исправлении речи принадлежит учителю-логопеду.

И этот процесс бывает длительным и непростым. Зато потом наши усилия приносят чудесные плоды.

Сроки логопедической коррекционно-развивающей работы зависят от степени выраженности речевых нарушений, индивидуально-личностных особенностей детей.

Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, чёткого произношения звука в речи, нужно много упражняться. (слайд 11) Без вашего участия, поддержки результат работы будет минимальным. В результате пострадает ребёнок.

6. Информация о роли родителей, их поддержке и помощи.

(слайд 12) Необходимо принимать активное участие в речевом развитии ребёнка. Работа будет эффективной, если будете относиться к проблемам своих детей с большей ответственностью.

(слайд 13) Если вы хотите помочь своему ребёнку, не забывайте, что:

Речь формируется по подражанию. Родителям ребёнка, имеющего речевую патологию, необходимо контролировать собственную речевую продукцию, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. Указывая ребёнку на какие-либо конкретные ошибки, нужно следить за отсутствием их в собственной речи. Помните, что ваша речь – образец для ребёнка. Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребёнком. Говорите ясно, чётко, правильно.

Не позволяйте ребёнку говорить быстро.

Ребёнка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, его успехи и достижения необходимо поощрять и отмечать.

Создавайте ситуации, в которых ребёнок будет стремиться вступать с вами

в речевой контакт.

Не избегайте детских слё з: они тоже могут быть фактором в стремлении ребёнка к высказыванию или выражению своих мыслей.

Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?»

Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства.

Ребёнок не виноват в своих проблемах! Он не «лодырь», не «тупой», не «лоботряс». Он пока не может правильно пользоваться русским языком. Просто ему нужна помощь!

Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.

Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребёнком, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово. Помните! Ребё нка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлечённый «говорун сразу скисает».

Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».

(слайд 14) Часто можно услышать: «Мы так много читали ребёнку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всё рассказывали, но результата нет; сам ребёнок не может ни описать самую простую картинку, ни о чём рассказать…» Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли – не ребёнок. «Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.

7. Совместная работа специалиста и родителей.

(слайд 15) Индивидуальные занятия на логопедическом пункте могут посещать не только мамы, но и папы, бабушки, дедушки, старшие братья и сёстры – словом, все взрослые, которые будут заниматься с ребёнком дома. Это необходимое условие, потому что в семье и образовательном учреждении к ребёнку должны предъявляться одинаковые требования. Необходимо выполнять всё, что будет назначено специалистом, а именно:

1. Родители участвуют в процессе автоматизации, т. е. закрепления поставленного или исправленного звука (или нескольких звуков, осуществляя контроль.

2. Учить с ребёнком речевой материал; чем чаще,тем лучше.

3. Во время занятий нужно стараться быть терпеливыми, ласковыми и спокойными. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они - важный стимул для успешного закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.

4. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребёнком закрепляемых звуков как в игре, так и в повседневной жизни, в ненавязчивой форме напомнив о его правильном произношении.

5. Базовыми звуками являются: в группе свистящих - «с», шипящих - «ш», сонорных - «р» и «л». Только когда будут поставлены и закреплены эти звуки, которые нарушены у детей, можно приступать к работе с остальными звуками: в группе свистящих – «з», «ц», «сь», «зь», шипящих – «ж», «щ», «ч», сонорных – «рь», «ль». Это основные группы звуков несмотря на то что искажениям и заменам подвергаются и другие. (По каждому ребёнку это будет сказано в индивидуальном порядке.)

6. И, пожалуйста, не забывайте дома тетради.

7. Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.

8. Обязательно учитывайте психологические особенности и состояние ребёнка. Если вы не видите у вашего ребёнка желания говорить, если он протестует в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный ответ, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся. Надо способствовать не только собственной речевой активности ребёнка, но и научить его слушать взрослого, активизируя и развивая произвольное внимание.

9. Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках других неправильно произносимых звуков (всему своё время, закрепляя только тот звук, который уже отработан на логопедических занятиях. Главное, время и терпение. Все дети индивидуальны и темп у всех разный.

10. Приучайте себя и своего ребёнка бережно относиться к тетради.

11. Помните: совместная работа определит общий успех коррекционного обучения, без психотравмирующих ситуаций как для ребёнка, так и для себя.

(слайд 16) Таким образом, разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи. Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания вам необходимо ввести в ежедневную привычку.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога с детьми 6–7 лет с нарушением зрения «Теремок» Конспект интегрированного занятия учителя – логопеда, учителя - дефектолога в подготовительной группе для детей с нарушением зрения. Сказка:.

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых нарушений у дошкольников Дошкольный возраст – важный период в нравственном, психическом и речевом развитии личности ребенка. С момента рождения ребенка окружает.

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями Сентябрь: Проведение родительского собрания: Итоги логопедической диагностики, индивидуальная коррекционная программа. Рекомендации для.

План работы учителя-логопеда с родителями Месяц Содержание работы Сентябрь Родительское собрание «Результаты обследования речи детей» Родительское собрание «Выполнение домашних заданий».

Планирование взаимодействия учителя-логопеда школы с родителями Планирование взаимодействия учителя-логопеда школы с родителями Тематика Форма проведения Сроки проведения 1. Трудности адаптационного.

Портфолио учителя-логопеда ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА БОБРЕШОВОЙ ИРИНЫ СТАНИСЛАВОВНЫ Общие сведения о педагоге ФИО Бобрешова Ирина Станиславовна Дата рождения 17.10.1968.

План работы учителя-логопеда с родителями на учебный год План работы учителя-логопеда с родителями на 2014 – 2015 учебный год. Месяц Название мероприятия Задачи Группы - участники Дата проведения.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в начале учебного года. Уважаемые родители! Рада видеть Вас на нашем собрании. Я учитель-логопед, и сегодня я хочу рассказать Вам о своей деятельности по исправлению.

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя физической культуры по сопровождению детей с ОВЗ в условиях ОУ Взаимодействие учителя-логопеда и учителя физической культуры по сопровождению детей с ОВЗ в условиях ОУ Подготовили: Учитель физической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация учителя-логопеда для родителей
Опубликовано: 26 сентября 2015 в 21:37
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация учителя-логопеда для родителей» (включая файлы) размещена пользователем Марина Лобастова (УИ 240091) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД