Ольга Марычева
Практикум для родителей, имеющих детей с ОВЗ, «Игра в развитии ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум для родителей «Игра в развитии ребенка»
Учитель- дефектолог: «Добрый день, уважаемые родители. Мы очень рады вас видеть сегодня здесь, с нами». Тема нашего сегодняшнего практикума : «Игра в развитии ребенка».
Все родители мечтают о том, чтоб его ребенок был самым сильным, здоровым, крепким, умным. Но чтобы так и случилось, нельзя забывать о важных условиях. Для нормального развития ребенка, чтобы он вырос здоровым, необходимо много двигаться, заниматься, играть. Ведь именно игра помогает ребенку познавать окружающее пространство, развивать такие важные свойства, как внимание, сосредоточенность, фантазию, логическое мышление. Поэтому родителям важно помнить, что для детей игра - не только забава, а важное и серьезное дело.
Публикация «Практикум для родителей, имеющих детей с ОВЗ, „Игра в развитии ребенка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и уход от действительности и проникновение в нее. Ребенок играет, потому что развивается и развивается, потому что играет. Игра является практикой развития.
Игровое упражнение «Комплимент».
Участники становятся в круг. Бросая друг другу мяч, они говорят при этом комплименты или приятные слова, которые вызывает образ данного человека.
Игра “Да – нет”
Воспитатель: «Сейчас я вам предлагаю ответить на мои вопросы “Да”, если вы согласны с моим высказыванием и “нет”, если не согласны.
Скажите громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы деток решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажете нам? (нет)
Последнее спрошу вас я,
Активными все будем?» (да)
Игра-задание
Воспитатель: «Уважаемые родители, я предлагаю вам необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляйте мозаинку красного цвета, не всегда – желтого, никогда – голубого.
• Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
• Рассказываю о своих играх из детства
• Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребенком
• Купив ребенку игру, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
• Слушаю рассказы ребенка об играх и игрушках в детском саду
• Не наказываю ребенка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки
• Часто дарю ребенку игру, игрушку
Если на вашем столе больше красных мозаинок, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играйте с ребенком на равных. Ведь игра – это самое интересное и главное в жизни ребенка.
Уважаемые родители, в семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с вами, получал от вас не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас и интеллектуальные способности»
Этапы развития игры :
1 этап: ребенок овладевает предметными действиями, то есть учится правильно действовать с предметами. Это происходит, когда у ребенка появляется интерес к действиям с предметами - к целенаправленным действиям с предметами.
На этом этапе ребенок поглощен предметом и действиями с ним, постепенно идет усвоение способов действий с предметом. Затем добавляется подражание за взрослым - игровых действий. Затем осознанные игровые действия - кормлю куклу, чтоб накормить обедом. Совместные игры. Результат - цепочка действий.
2 этап: игра с сюжетом, использование предметов заместителей
Особенности сюжетной игры - ранний этап развития игры - дети поглощены процессом выполнения действий (могут забыть о результате, следующий этап - действия производятся ради стоящих за действиями отношений. Важно становится подчинение правилам.
3 этап: ролевая игра, игры с правилами.
Особенности игры детей с ЗПР :
У детей с ЗПР отмечаются трудности в формировании мотивационно-целевого компонента игры:
• Трудности на этапе возникновения замысла, ограниченность плана – замысла.
• Узкая вариативность при поиске путей его реализации.
• Отсутствие потребности в совершенствовании своих действий.
• Направленность на осуществление каких-либо действий, а не реализацию замысла игры.
• - Недостаточно используют предметы – заместители, чаще всего за конкретным предметом закрепляется конкретный заместитель.
• - При овладении ролью одна роль закрепляется за ребенком и используется им постоянно.
Формирование игры у детей с ЗПР в условиях коррекционного обучения
1-ый этап – создание у детей положительного отношения к игрушкам, привлечения внимания к различным способам действий с игрушкой.
2-ой этап - формирование специфических игровых действий:
- Совместно с взрослым: «взрослый берет ложку, вкладывает в руку ребенка, кормит куклу».
- По подражанию «корми как я».
- Самостоятельно.
- Обучение развернутым игровым действиям, которые состоят из ряда игровых операций (покормить куклу, уложить спать).
3-ий этап: - обучение планированию игры.
Взрослый сначала вместе с ребенком формирует цель игрового действия. Такое словесное комментирование способствует дальнейшему возникновению замысла игры и ее реализации.
4-ый этап: - формирование способности создавать воображаемую ситуацию. На этом этапе происходит обучение использованию предметов-заместителей (что на что похоже). Кубик на мыло, грибок на зонтик, палочка на ножик и т. д. Так же на этом этапе детей учат умению выступать в качестве заместителя реального действенного лица. Здесь используют игры драматизации, в которых дети играют не сложные роли. Под руководством взрослого дети учатся сочетать свои поступки в игре с ролевой речью и воспроизводить простые моно и диалоги.
Но в современном мире, при нынешнем изобилии игр и игрушек, возникает следующий вопрос: какие игрушки являются развивающими для моего ребенка? Какую игрушку приобрести, чтобы была польза для развития ребенка?
Поделим условно все игрушки на три группы.
• игрушка готовая (автомобиль, кукла, мягкая игрушка);
• игрушка полуготовая, то есть требующая доделки (кубики, конструкторы, картинки);
• игрушка - материал (песок, пластилин).
Готовая игрушка знакомит ребенка со сложными предметами, развивает воображение. Грузовик или трактор обязательно должен перевозить какие-либо грузы; куклы должны спать, ходить в гости, одеваться и раздеваться. Для детской фантазии в этих игрушках заключается большой простор.
В игре с полуготовыми игрушками перед ребенком ставится какая -либо задача, разрешение которой требует не только фантазии, а дисциплины мышления, логики, понятия о соотношении частей.
Игрушки - материал- самые простые и дешевые, но самые сложные в игре. Если ребенок может занять себя такими игрушками, значит, у него уже есть высокая культура игры и зарождается высокая культура деятельности. Такие естественные материалы как вода, песок, глина предполагают наличие творческой фантазии, позволяют детям объединяться в небольшие группы для совместной коллективной игры. С песком можно проводить самые разнообразные операции: копать, рассыпать, придавать всевозможные формы. Тот же песок может заменить любой груз или угощение для кукол. Все эти занятия открывают широкие возможности для общего развития ребенка. Часто родители по вполне понятным гигиеническим соображениям не разрешают детям играть с песком, но этого делать, конечно же, не стоит.
Игры с водой не менее полезны. Активизирующее влияние подобных игр связано с общим тонизирующим воздействием воды и резким увеличением положительных эмоций. Дети, играющие с водой, реже запаздывают в речевом развитии. Конечно, это не означает, что вы должны немедленно организовать дома бассейн. Достаточно использовать для этих игр емкость с низкими краями. Дети должны получить возможность плескаться в воде, переливать ее из одного сосуда в другой, купать кукол, мыть игрушечную посуду и пускать кораблики.
Какому же типу игрушек отдать предпочтение? Наилучший вариант - комбинация всех трех типов, но не в избыточном количестве, иначе ребенку сложно будет сосредоточиться.
Главное в детской игре - добиться того, чтобы ребенок действительно играл, сочинял, строил, то есть был увлечен по -настоящему. Только в этом случае игра пойдет ему на пользу. Важно, чтобы он не бросался от одной игрушки к другой, не переключался на несколько задач, а доводил свою игру до конца. Ребенок должен быть хозяином в своем игрушечном мире, следить за порядком, беречь и хранить свои игрушки, а в случае поломки стараться починить их.