Лучший педагог года

Основы профессионально-педагогической компетентности и компетенции

Белозёрова Анна
Основы профессионально-педагогической компетентности и компетенции
▼ Скачать + Заказать документы

Основы профессионально-педагогической компетентности и компетенции

В настоящее время в образовательной теории, в большей степени, и в практике, в меньшей, происходит своеобразная экспансия понятий «компетентность» и «компетенция». Это связано, с одной стороны, со следованием тенденциям мировой образовательной практики (следствие глобализации и открытости). С другой стороны, с пониманием ложности пути изменения образовательной практики, единственно на основе совершенствования способов подачи знаний, умений и навыков, и, с третьей, с пониманием необходимости ориентации образования на готовность обучающегося к активной самостоятельной и совместной деятельности.

Публикация «Основы профессионально-педагогической компетентности и компетенции» размещена в разделах

Эти понятия используются учеными, педагогами в разных контекстах и интерпретациях, что вызывает различия в понимании и применении, и, следовательно, диктует необходимость уточнения понятий для дальнейшего их использования.

До сих пор не существует единства в понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность». Понятие «компетентность» используется для описания конечного результата обучения; понятие компетенция приобретает значение «знаю, как» в отличие от ранее принятого ориентира в педагогике «знаю, что».

В словаре С. И. Ожегова компетентность определяется как «знание, осведомленность, авторитетность». Такое же смысловое наполнение понятия компетентности мы встречаем у Д. Н. Ушакова: «осведомленность, авторитетность», что указывает на ведущую значимую составляющую - компетентность выражается в наличии знаний, сведений, позволяющих авторитетно судить о чем-либо. Эти определения, возможно, послужили основанием для трактования некоторыми учеными и педагогами компетентности как основы и следствия получения (присвоения) определенной суммы знаний, умений и навыков.

При рассмотрении проблем модернизации образования и определения требований к обучающимся образовательных учреждений широко применяется термин «профессиональная компетентность». Под «профессиональной компетенцией» подразумевается готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность «в целом характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром».

Для успешного выполнения профессиональной деятельности ее субъекту необходимо обладать совокупностью психофизиологических, психологических и личностных характеристик, которые определяются как профессионализм. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм. Профессиональной деятельностью педагога как разновидностью его трудовой деятельности является педагогическая деятельность. Термин «педагогический» раскрывает принадлежность индивида к педагогической профессии, которая обслуживает педагогическую деятельность. Таким образом, термины «профессиональная деятельность педагога» и «педагогическая деятельность» несут на себе одну и ту же смысловую нагрузку. Исходя из этого термины «профессиональная компетентность» и «педагогическая компетентность» могут употребляться в качестве синонимов. Профессиональная компетентность - ключевое понятие для характеристики педагогической деятельности.

Одним немаловажным составляющим компонентом компетентности является сотрудничество. Это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир, коллективным анализом хода и результатов деятельности.

Доминирующим блоком профессиональной компетентности педагога является личность педагога, в структуре которой выделяют: мотивацию личности (направленность личности и ее виды, свойства (педагогические способности, характер и его черты, психологические процессы и состояния личности, интегральные характеристики личности (педагогические самосознание, индивидуальный стиль, креативность - как творческий потенциал). Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания - необходимое, но отнюдь не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико-практические и методические знания, являются предпосылками интеллектуальных и практических умений и навыков. Одно из важнейших качеств, которое характеризует компетентность – инициатива. Это внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль, в каком – либо действии. Инициатива представляет собой разновидность общественной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом. Инициатива характеризуется тем, что человек берет на себя большую меру ответственности, чем этого требует простое соблюдение общественных норм.

Главную роль в развитии компетентности педагога играют его профессионально - педагогические способности. Развитие способностей непосредственно связано с педагогическими умениями и навыками, которыми должен владеть каждый компетентный сотрудник образовательного учреждения.

С позиции основных операционных функций педагога можно выделить следующие группы профессионально - педагогических способностей:

- экспрессивные способности – умение преподавателя образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств;

- дидактические способности – умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным и был прочно усвоен, иными словами, умение эффективно строить учебно-воспитательный процесс;

- научно-педагогические способности – умение участвовать в научно-исследовательской работе педагогического характера, постоянное стремление к новому, желание трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт коллег;

- перцептивные способности – это умение воспринять внутренний мир ребенка, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, выявить его отношение к занятиям, к преподавателю, воспитателю;

- конструктивные способности, или педагогическое воображение – это умение проектировать будущее воспитанников, тщательнее планировать работу, предвидеть результаты своего труда, обнаруживать задатки обучаемых и строить работу по их развитию.

Стремясь постичь секреты профессиональной компетентности, педагог главным образом совершенствует методы обучения и воспитания детей. Именно с помощью методов и приемов педагог включает своих воспитанников в различные виды учебной работы (в первую очередь творческой) и тем самым формирует у них определенные знания, умения, навыки, отношения, поведение.

В настоящее время совершенствование подготовки педагога направлено на то, чтобы обеспечить ему возможность строить учебно-воспитательный процесс на основе глубокого знания внутренней жизни ребенка, точного учета характера действий. Глубокое знание воспитанников, учет тех изменений, которые с ними происходят под влиянием воспитательной работы, - вот что необходимо современному и компетентному педагогу для сознательного управления учебно-воспитательным процессом.

Компетентные педагоги постоянно обращают внимание на реакцию, которую вызывают их действия у детей, нащупывают их возможности, а поэтому систематически корректируют свою работу. Под воздействием таких педагогов воспитанник испытывает радость познания в учении, чувствует, что он может учиться лучше или еще лучше. У таких педагогов методы обучения и воспитания детей становится как бы средством реализации запрограммированных качеств в личности самого педагога, проводником моральных ценностей от педагога к обучающимся. Воспитатель может дать своему воспитаннику только то, что имеет сам. Поэтому профессиональную компетентность педагога правомерно рассматривать как совокупность определенных качеств личности, которые обуславливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи обучения, воспитания и развития ребенка.

Все вышесказанное говорит о том, что профессиональная компетентность и компетенция педагога охватывает широкий круг вопросов решения профессиональных и личностных задач, способствующих развитию личности воспитанников. Это возлагает на педагога большую ответственность за обучение и воспитание подрастающего поколения, будущего члена общества, умеющего решать различные профессиональные и социальные ситуации в своей жизнедеятельности. Таким образом, педагог – это не только человек, который передает знания, учит разным навыкам и умениям, но и учитель, который учит жить.

Публикации по теме:

Диагностика и развитие родительской педагогической компетентности в ДОО Известно, что ранее в стране широко практиковалась организация педагогического всеобуча. Для родителей организовывались лекции, составлялись.

Формирование профессионально-педагогического имиджа как педагогическая проблема УДК: 37.013.42 студентка группы 61-зМвО Кравченко Алена Владимировна Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный.

Формирование психолого-педагогической компетентности родителей в условиях поликультурного образовательного пространства Формирование психолого - педагогической компетентности родителей в условиях поликультурного образовательного пространства Никулина Ирина.

Лист самоанализа педагога в дошкольном учреждении по определению педагогической компетенции Лист самоанализа педагога по определению педагогической компетенции, отражающие специфику работы в дошкольном учреждении за 2015-2016 учебный.

Повышение педагогической компетенции родителей воспитывающих ребенка с нарушением речи Повышение педагогической компетенции родителей воспитывающих ребенка с нарушением речи Полноценное развитие речи ребенка раннего и дошкольного.

Профессионально-личностное становление и развитие педагога Профессионально-личностное становление и развитие педагога Настоящее время характеризуется увеличением темпа жизни. Обновление информации,.

Профессионально-значимые качества воспитателя дошкольной общеобразовательной организации В конце XIX века в исследованиях П. Ф. Каптерева, выдающего русского педагога и психолога, доказано, что одним из важнейших факторов успешности.

Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение педагогической компетентности родителей воспитанников В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед ДОУ является «взаимодействие с семьей.

Теоретические основы профессионально-значимых качеств в трудах отечественных и зарубежных психологов Профессия педагога относится к профессиям типа " Человек—Человек". По мнению Е. А. Климова, такой тип профессий характеризуется следующими.

Эссе учителя профессионально-трудового обучения Я, Лаврова Людмила Васильевна, учитель профессионально-трудового обучения (швейное дело) ГК ОУ РО Новочеркасской школы-интерната №1. Имею.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основы профессионально-педагогической компетентности и компетенции
Опубликовано: 20 ноября 2016 в 13:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основы профессионально-педагогической компетентности и компетенции» (включая файлы) размещена пользователем Белозёрова Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД