Светлана Васильевна Вдовина
Сотрудничество учителя-логопеда с семьёй в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ деятельности учителя-логопеда показал, что количество детей с речевой патологией увеличилась на 10% : на начало учебного года из 100% обследованных детей – 36% дети-логопаты, на конец года эта цифра составила 28%.
На логопункт дети поступалии выбывали в течение года. При этом одновременно занималось до 20 воспитанников с различными речевыми заключениями: ФНР,ФФНР, ОНР. Основными формами организации работы с такими детьми считаю индивидуальные и подгрупповые занятия. Занятия короткие по времени, 15-20минут, краткосрочные – 1-2 раза в неделю и рассчитаны на шести месячный курс обучения, таким образом, дети получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно.
Публикация «Сотрудничество учителя-логопеда с семьёй в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Опыт работы свидетельствует, что коррекционно-развивающая деятельность будет эффективна только при тесном партнерствеучителя-логопеда с родителями, педагогами группы и детьми через активное включение в коррекционную деятельность.
Основными направлениями логопедической работы с родителями обозначила:
Консультативно–просветительская работа
Коррекционно-обучающая работа
Мониторинговая работа
В рамках консультативно– просветительского направленияосуществляю:
• Ознакомление с результатами логопедического обследования.
• Формирование адекватной оценки родителями состояния речи ребенка в данный период его развития.
• Выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка.
• Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизацию заинтересованности в коррекционных занятиях.
• Формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств.
• Ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия.
• Консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского обследования и лечения.
• Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.
Коррекционно-обучающая работа включает в себя:
• Активное участие в коррекционном процессе по преодолению речевого расстройства.
• Опосредованное обучение конкретным приёмам логопедического воздействия, продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий.
К мониторинговой работе отнесли:
• Выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества и взаимодействия.
• Изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту в процессе коррекционной работы.
• Определение степени усвоения родителями практических приемов коррекционно-развивающей работы.
• Определение эффективности выбранных форм работы с родителями.
Информация, полученная в результате мониторингового изучения, послужила показателем результативности согласованного сотрудничества учителя-логопеда с родителями и использовалась для выработки максимально эффективных форм взаимодействия, повышающих общую продуктивность коррекционной работы. Выбранные формы сотрудничества с родителямиразделила на 3 группы: словесные, наглядные и практические.
Словесные формы:
1. Беседы. Их цель – оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи.
2. Консультации (общие и индивидуальные) – каждый родитель узнаёт о речевом нарушении своего ребенка и получает необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Привлекая родителей к обсуждению различных проблем, стараюсь вызвать у них желание сотрудничать.
3. Анкетирование. Анализ ответов помог правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных встреч, мероприятий с детьми и родителями.
4. Родительские собрания, встречи – основная цель: формирование дружеские, партнерские отношений, обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка.
5. Интересная идея диалог с родителями по проблемам речевого развития. Родителям обозначена тема разговора, учитель-логопед совместно с педагогом выходят на проблему и пути е решения.
6. Участие в детской конференции. Родитель совместно с ребёнком готовит материал по определённой теме.
Наглядные формы очень важны для работы с родителями, стимуляции их активности. Наглядность обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстрацией практических работ, выставочным материалом.
К наглядным формам работы относятся:
1. Информационные стенды, ширмы, папки-передвижки - представляют собой сменяемый несколько раз в год материал с практическими советами и рекомендациями.
2. Получение полезной информации осуществляю и через буклеты, в которых даются практические рекомендации по значимым вопросам речевого развития.
3. Уголок логопеда «Говорилки» – он отражает тему совместной деятельности. В подготовительных группах запущен журнал для родителей «Дошкольник. ru» с логопедической рубрикой“Разговор с логопедом»,который даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков.
4. Рубрика “Речевые занимашки” познакомила родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Данная рубрика рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
5. Клуб друзей «Почитай-ка» адресована родителям детей младшего и среднего возраста. Цель: повышение речевой культуры, привлечь внимание ребенка к детской книге, проговариванию чистоговорок и другого речевого материала. Процесс формирования грамотного читателя начинается в раннем детстве. С самого раннего детства мы рассматриваем картинки в книжках, потом учимся читать. Мы открываем книгу, перелистываем страницы и происходит удивительное чудо: книга начинает с нами говорить.
6. Тематический экран – планшет с лексической темой недели, отражающий практические упражнения и игры.
7. Линейка звукопроизношения показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается наклейками). Они могут наглядно увидеть какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.
8. Дневнички речевого развития или логопедическое портфолио–в которое учитель-логопед вносит изменения в речевом развитии ребёнка.
Обозначила практические формы сотрудничества :
• Организация совместной деятельности (открытый показ логопедического занятия, дидактической игры) по постановке, дифференциации и автоматизации звука.
• Обучающие практикумы использую для родителей, которые не могут или не знают, какзаниматься с детьми дома, приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание родителей обращаю на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. В детском саду организован обучающий практикум «Весёлый язычок».
• мастер-классы «Развитие артикуляционной моторики у детей младшего дошкольного возраста», «Умные пальчики», «В стране Грамотейка», «Дидактический синквэйн – как средство развития связной речи».
• Ярмарка увлечений «Час выбора» (познавательно-речевое направление). Для родителей и их детей представлены новинки современных образовательных технологий, в которые они могли поиграть и сделать свой выбор.
Результативная реализация познавательно-речевого развития воспитанников возможна в процессе применения проектной технологии, которая ориентирована на совместную деятельность в различных сочетаниях.
Основная цель проекта – совершенствование системы работы по профилактике речевого недоразвития у детей старшего дошкольного возраста через сотрудничество с семьей ребенка.
Для коррекционно-развивающей деятельности реализовала как краткосрочные (тематические)проекты, такие как «День Рожденье буквы Ё», «Осень в гости к нам пришла», «Будущий защитник», «Неделя сказок» так и долгосрочные «Разноцветные слова». Результаты представлены на слайде.
Таким образом, благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, но и создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.
Библиография
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155)//зарегистрирован Министерством юстиции Российской федерации 14.11.2013г., регистрационный № 30384.
2. Журнал «Логопед»№, 2013, №11, 2014, №2,2015.
3.. Бабина Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М. 2005.
6. Киселева Л. С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
7. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.
8. Фадеева Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012
9. https://logoportal.ru/10180/.html