светлана ланьшина
Составление сюжетного рассказа по серии картин «Фокус»
▼ Скачать + Заказать документы
(Серия «Старший товарищ»)
Цели: Обучение составлению сюжетного рассказа по серии картин, придумыванию событий предшествующих и последующих изображений на картинах. Развитие слухового и зрительного восприятия, способности находить положительное решение в конфликтных ситуациях, развитие связной грамматически правильной речи, целенаправленности движений руки. Воспитание дружеских отношений между детьми, умения считаться не только с собственными желаниями.
Публикация «Составление сюжетного рассказа по серии картин „Фокус“» размещена в разделах
Оборудование: картинки с изображением людей разного возраста, лавочка, две куклы, серия картин «Фокус», план-схема рассказа.
І. Оргмомент
Игровое упражнение «Кто старше, младше?»
Рассматривание картинки. Кто нарисован? Кто старше? Младше?
Самомассаж языка
На лавочке сидят две куклы грустные.
- Посмотрите две подружки сидят на лавочке и плачут. Хотите знать, что с ними случилось?
Шар надутый две подружки отнимали друг у дружки -
Весь перецарапали. Лопнул шар.
А две подружки посмотрели –
Нет игрушки. Сели и заплакали.
- Из-за чего поссорились подружки?
- Почему они заплакали? Как им нужно было играть?
II. Рассматривание серии картин «Фокус» 1 картина
- Кто изображен? Давайте дадим им имена? Что случилось, почему у Маши такое грустное лицо, почему протягивает руки? О чем она просит Васю? Посмотрите на Васю, опишите его позу. Почему он не отдает Маше красную большую матрешку? Что он отвечает Маше? Кто стоит с левой стороны? Откуда и почему Саша зашел в детскую комнату к малышам? Где стоят дети и во что одеты?
2 картинка.
- Почему Вася отдал Саше большую красную матрешку? Что сделал Саша с матрешкой? Опишите настроение детей.
3 картинка.
- Откуда появилась третья зеленая матрешка? У кого какая матрешка? Чем заняты дети? Как вы думаете, что Саша говорит малышам? Как дети будут играть с матрешками? Что они могут для них построить?
III. Физминутка
Изобразите:
- Как Вася держит матрешку, не отдает ее Маше.
- Как Маша плачет, протягивает руки, просит отдать ей матрешку.
- Как Саша из одной матрешки достал еще две.
- Как удивился Вася.
IV. Составление рассказа по серии картин «Фокус»
- Начните с того, как Саша услышал шум, крики в комнате малышей.
- Затем расскажите, почему ссорились Маша и Вася.
- Расскажите, как помог детям Саша.
- Далее у кого из детей какая матрешка.
- Как они будут играть с матрешками?
При планировании последовательности выставляется опорный план-схема.
* Один ребенок начинает, другой продолжает.
* Обобщающий рассказ одним ребенком. Оценивается последовательность, связность, эмоциональность в передаче диалогов героев, словарь.
Примерный рассказ
Саша услышал шум, крики в комнате у малышей. Он поспешил в комнату и увидел, что Вася крепко держит в руках большую красную матрешку и не отдает ее Маше. Вася говорит: «Это моя матрешка. Я буду с ней играть». А Маша плачет, протягивает руки и просит: «Дай, пожалуйста, я тоже хочу поиграть с ней. Саша, он не отдает мне матрешку».
Саша был старше, чем малыши. Он сразу догадался, как им помочь. Саша взял у Васи матрешку и раскрыл ее, а там еще одна желтая матрешка, поменьше, чем красная. Вася удивленно прикрыл ладошкой рот. Маша радостно улыбается. Затем Саша раскрыл желтую матрешку, а там зеленая, поменьше, чем красная и желтая. Маша и Вася сели довольные на зеленый коврик. Саша говорит: «Нужно играть дружно и не ссориться». А Вася предложил построить домик для матрешек. Сейчас они будут строить. Хорошо и весело играть всем вместе.
V. Дидактическая игра «Если бы …»
- Что бы вы сделали …
- Если бы у тебя Саша, было одно большое яблоко? (Я бы поделился со всеми ребятами, разрезал бы ножом на много гостей).
- Если бы у тебя, Маша, были разноцветные карандаши? (Я бы раздал всем ребятам, и мы бы вместе рисовали) и т. д.
VІ. Наши подружки (куклы) остались без шарика. Давайте мы им подарим много воздушных шаров. У вас есть картинка с изображением шаров. Что нужно привязать к шарику? Нарисуем нитки к шарикам.
Сначала разомнем пальчики.
Игровое упражнение «Колечки» (с большим пальцем попеременно соединяются остальные).
«Прятки»
В прятки пальчики играли
И головки убирали
Игровое упражнение «Нарисуй ниточку к шарику»
- Провидите линию от одной точки к другой.
- Подарите шарики куклам-подружкам.
VII. Итог.
- Как можно назвать человека, который всем, что у него есть, делится с другими?
- У нас в группе много таких детей? Надо быть всегда хорошими, добрыми, нежадными, дружелюбными.