Ольга Королькова
Подготовительные лексические упражнения по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Интеллектуальная разминка
Логопед предлагает вспомнить и назвать зимующих птиц, а затем просит детей внимательно послушать стихотворения – загадки:
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Чик – чирик!
За зернышком прыг!
Клюй, не робей! Кто это?. (Воробей) Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
Логопед спрашивает у детей, почему они так решили. Затем предлагает еще раз послушать загадки, запомнить и назвать слова, которыми по-другому называют кормушку и воробья.
Публикация «Подготовительные лексические упражнения по серии сюжетных картин „Как помочь птицам зимой?“» размещена в разделах
1. Лексические игры с мячом. Игра «Подбери действие».
Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу, назвать отдельные действия (словосочетания, которые могут выполнять птицы.
Птица (-ы) (что делает (-ют) – летает (-ют, клюет (-ют) (зернышки, крошки, прилетает (-ют) (на кормушку, прыгает (-ют, поет (-ют) (песенки, чирикает (-ют, чистит (-ят) (перышки, вьет (-ют) (гнезда, высиживает (-ют) (яйца, заботится (-ятся) (о птенцах, ловит (-вят) (вредных жуков и гусениц…
При затруднениях детей логопед использует вопросы – подсказки типа: «Что делают птицы с зернышками?» «С жуками?»
2. Лексические игры с мячом. Игра «Подбери признак».
Выполняется аналогично, но, передавая мяч, дети подбирают слова – признаки. Птицы (какие) – веселые, шустрые, пестрые, маленькие, бойкие, пушистые, забавные и т. д.
II. Основная часть занятия
1. Вступительное слово логопеда.
Логопед: Сегодня вы узнаете интересную историю, нарисованную на четырех картинах. Рассмотрев картины, вы сами расскажите, что произошло и о ком эта ист
2. Беседа по содержанию каждой картины
На магнитную доску по очереди выставляются сюжетные картины. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на вопросы.
- Картина № 1 : Какое время года изображено на этой картине? Почему вы так думаете? Кто изображен на картине? Во что одета девочка? Во что одет мальчик? Кого нашли ребята на снегу? Что случилось с птичкой? Почему эта птичка замерзла7 что решили сделать дети?
- Картина № 2 : Что делают дети на этой картине? Что у мальчика в руках? Куда ребята положили воробышка?. Почему дети идут быстрым шагом? Куда они идут? О чем могут разговаривать дети?
- Картина № 3 : Кого вы видите на этой картине? Где находятся ребята и птичка? Как одеты дети? Почему? Как выглядит воробей? Что он делает? А что делают дети7 почему воробышек отогрелся?
- Картина № 4 : Кого вы видите на этой картине? Что ребята повесили на березу в парке? Зачем? Что девочка насыпает в кормушку? Где сидит воробышек? Какое настроение у детей?
3. Физкультминутка.
По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
Ладушки, ладушки,
Испечем оладушки.
На окно поставим,
Остывать оставим. А остынут – поедим
И воробушкам дадим.
Воробушки сели,
Оладушки съели,
Шу, улетели!
4. Игра на внимание «Запомни и назови».
Логопед предлагает детям еще раз внимательно посмотреть на картины и запомнить как можно больше предметов, изображенных на них. Затем закрывает картины белыми листами бумаги. Дети припоминают и называют предметы, относящиеся к 1, 2, 3, 4 – й картинам. Игра проводится в виде соревнования.
1. Упражнение в договаривании предложений с опорой на картины. Выполнение двухступенчатой инструкции логопеда.
Придумайте подходящий конец к каждому предложению. Определите, к какой из четырех[ картин относится предложение.
Ребята насыпали в блюдце…
Витя сделал кормушку и …
Маша и Витя посадили воробышка…
В комнате Маши и Вити воробышек…
Когда прошли сильные морозы, ребята решили…
Маша аккуратно взяла…
Ребята несли…
Дети заметили на снегу…
Маша насыпала в кормушку…
2. Игра «Путаница»
Установление причинно – следственных связей, смысловых ассоциаций и последовательности событий в рассказе по серии сюжетных картин.
Логопед говорит детям о том, что воробышек поиграл с картинками, но перепутал их порядок. Логопед просит детей вспомнить, что было в начале этого рассказа, что в середине, что в конце и расставить картины по порядку.
3. Припоминание предложений из упражнения 5 с опорой на правильно расположенные картины серии
4. Придумывание названия рассказу или подбор из предложенных логопедом вариантов.
Предлагается несколько абсурдных названий для исключения их детьми по несоответствию содержанию серии сюжетных картин.
Зимой в парке.
Дети и воробышек.
Как помочь птицам зимой?
Теперь мороз не страшен. Как дети нашли кота.
Птичка.
Как щенок спал.
III. Подведение итогов занятия
Логопед задает детям различные вопросы: Чем занимались? Чему научились? Что понравилось в картинах? Кого запомнили? Поставьте себе оценку как вы занимались.