Ирина Масакова
Конспект образовательной деятельности «Составление рассказа по серии сюжетных картин к сказке «Курочка Ряба»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей навыков составления связного рассказа на основе последовательно выложенной серии картинок.
Оборудование и материалы: Серия сюжетных картин к сказке «Курочка Ряба» формата А4 («Курицы и петух», «Золотое яичко», «Дед и баба», «Дед и баба разбивают яйцо», «Мышка разбивает яйцо», «Дед и баба плачут», «Курочка снесла простое яйцо», корзина с яйцом и перьями, силуэт курицы, бумажные салфетки или перья, 3 схемы («Петух», «Курица», «Гусыня»).
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Составление рассказа по серии сюжетных картин к сказке „Курочка Ряба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- «Курочка Ряба». Знакомство со сказкой, игры, занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба», рассматривание сюжетных картин с использованием приёма «вхождения в картину», знакомство с бытом и приметами эпохи, в которой жили герои, составление схем методом наглядного моделирования, рассматривание куриных перьев разной окраски.
Ход деятельности:
Дети свободно располагаются на ковре.
В: Ребята, посмотрите, что я обнаружила сегодня в группе, пока вас не было (показывает детям корзину с яйцом и перьями. Под соломой спрятаны Киндер-сюрпризы). Что это такое?
Д: Это яичко
В: А откуда оно взялось?
Д: Его снесла курочка.
В: А какая курочка?
Д: Рябая курочка
В: Почему вы так думаете?
Д: Потому что пёрышки, которые она оставила в корзинке рябые.
В: «Рябые» это какие?
Д: Это значит с пятнышками другого цвета на основном фоне, пёстрые.
В: Молодцы, правильно.
В: Ребята, а вы знаете сказку про рябую курочку?
Д: Да, это сказка «Курочка Ряба»
В: Какое яичко снесла курочка в сказке?
Д: Золотое
В: «Золотое» – это какое?
Д: Это значит жёлтого цвета и очень ценное и дорогое, блестящее, сияющее.
В: А наша курочка, какое яичко нам оставила?
Д: Простое, его можно съесть.
В: Ребята, а теперь давайте вспомним русскую народную сказку «К. Р.» и попробуем рассказать её с помощью картинок.
Дети садятся полукругом, на доске вывешена серия сюжетных картин к сказке «Курочка Ряба», картины развешены в произвольном порядке
В: Посмотрите внимательно на картину («Курицы и петух», постарайтесь рассмотреть её очень внимательно. Кто изображён на ней?
Д: На ней нарисованы курочки и петух.
В: А где они находятся?
Д: Все домашние птицы живут в специальных домах – птичниках, там же они высиживают свои яйца.
В: А как вы думаете, какая из этих курочек героиня нашей сказки?
Д: Та, которая рябая, она с чёрными пятнышками.
В: Ребята, давайте снова превратимся в волшебников – " Я трогаю», давайте «потрогаем» нашу курочку, какая она?
Д: Она мягкая, гладкая, нежная, тёплая, пушистая.
В: А теперь рассмотрим следующую картину (картина «Дед и баба»). Кого вы видите?
Д: Деда.
В: Почему? Как вы догадались, что это дед?
Д: Потому что у него длинная борода, он лысый, на лбу и на руках у него морщины.
В: Где сидит дед и что он делает?
Д: Дед сидит около печки на деревянной скамейке и подшивает валенки.
В: Кто ещё изображён на картине?
Д: Бабушка
В: Почему?
Д: Она в платочке, у неё седые волосы.
В: А что она делает?
Д: Она подметает пол и что-то моет, п. ч. в руках у неё веник, а на полу стоит кадка с водой.
В: Ребятки, а эти дедушка и бабушка похожи на ваших дедушек и бабушек?
Д: Нет, п. ч. они одеты не так, как одеваются наши бабушки и дедушки. На ногах у них лапти, а сейчас в лаптях никто не ходит, в такой одежде (безрукавка, сорочка, длинная юбка, рубаха, штаны) тоже никого не увидишь.
В: То есть, в такой одежде ходили очень давно. А как вы ещё догадались, что дед и баба, которые изображены, жили в далёкие времена? (Посмотрите внимательно на то, в каком доме жили дед и баба)
Д: Дед и баба живут в избе. Там всё сделано из дерева: полы, скамейки, стены, дверь. В избе мы видим печку, в которой раньше готовили еду, а ещё на ней можно было спать.
В: Теперь попробуем превратиться в волшебников – «Я нюхаю», какие запахи вы ощущаете? Чем пахнет в избе?
Д: В избе пахнет пирогами, луком (на стене висят луковицы, едой, деревом….
В: Ребята, давайте рассмотрим следующую картину («Золотое яйцо»). Что вы видите?
Д: Яйцо.
В: Какое это яйцо? Как вы догадались?
Д: Оно золотое, п. ч. оно жёлтого цвета, блестит, сверкает, светится, как солнце.
В: А откуда берутся яйца вообще?
Д: Их несут курочки.
В: Посмотрите на картину («Дед и баба разбивают яйцо»). Что делают дед и баба?
Д: Хотят разбить золотое яичко.
В: Скажите, какие чувства переживают дед и баба. Они рады, огорчены, озадачены? Почему?
Д: У них не получается разбить яйцо. Они озадачены, задумчивы (Дед почёсывает голову, разводит в стороны руки, не понимая, что делать дальше. Баба сидит, подперев голову руками. На их лицах мы видим удивление).
В: Кто ещё нарисован на картине?
Д: Мышка
В: Какое имя мы можем дать мышке?
Д: Мышка-Норушка.
В: А что делает мышка?
Д: Она тоже задумалась ( она стоит с задумчивым видом: лапкой держит мордочку, глаза подняты наверх, наверное, тоже хочет помочь деду и бабе.
В: Ребята, а когда вам покупают яичко «Киндер-сюрприз», что для вас главное игрушка внутри или шоколад?
Д: Игрушка.
В: То есть мы можем предположить, что дед и баба пытаются разбить яйцо, тоже ожидая какого-то чуда, сюрприза, ведь первое, что хочется сделать, увидев яйцо – это разбить его и посмотреть, что же там внутри.
В: Посмотрим на другую картину («Дед и баба плачут»). Кого вы видите?
Д: Мы видим бабушку и деда.
В: Что они делают?
Д: Они плачут (У бабушки в руках платок, которым она вытирает слёзы, дед успокаивает её)
В: Ребята, почему же они плачут?
Д: Потому что яичко разбилось
В: Но ведь они же сами пытались его разбить?
Д: Яйцо разбилось, но в нём ничего не оказалось, никакого сюрприза, поэтому-то они и расстроились.
В: А что делает курочка в это время?
Д: Она озабочена (клюв раскрыт, крылышки подняты, ей хочется помочь деду и бабе.
В: Что она говорит им?
Д: «Не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам новое яичко, но золотое, а простое».
В: Посмотрите на другую картину («Мышка разбивает яйцо»). Что мы видим?
Д: Мышка разбивает яйцо хвостиком.
В: Посмотрим на другую картину («Курочка снесла простое яичко»). Кто изображён на ней?
Д: Курочка и мышка.
В: Что они делают?
Д: Курочка держит яйцо, мышка стоит рядом.
В:Какое яичко снесла курочка деду и бабе на этот раз?
Д: Простое, не драгоценное.
В: Ребята, а как вы думаете от какого яйца, на ваш взгляд, больше пользы для героев от золотого или от простого?
Д: Больше пользы от простого яйца.
В: Почему?
Д: Потому что его можно сварить, пожарить, с помощью него можно испечь пироги, блины и т. п.
В: То есть для бабушки и деда привычнее иметь дело с простым яйцом, нежели с золотым. Посмотрите внимательно, чем занята мышка на картине?
Д: Мышка чувствует, что виновата (стоит, опустив голову и прижав уши к голове, лапы за спиной).
В: А как вы думаете, в какое время года происходят события в сказке и почему?
Д: Наверное, летом, когда тепло, п. ч. дед и баба обуты в лапти (лапти носили только летом, а дед подшивает валенки, только готовясь к зиме. Ещё за окном можно увидеть зелёную траву и цветы, небо голубое и чистое, значит светит солнце.
В: Молодцы, ребята, теперь давайте составим «Паровозик из картинок, разместим картинки так, чтобы события, которые на них изображены, следовали одно за другим (дети расставляют картины с учётом логической последовательности действий).
В: А теперь, ребята, давайте попробуем сочинить свою сказку. Помогут нам в этом картины, которые мы уже с вами рассмотрели.
Один ребёнок рассказывает сказку, ориентируясь на сюжет картин. Воспитатель помогает воспитаннику, сопровождая его рассказ показом объектов, изображённых на картине.
Сказка :
Жили-были в избе дед и баба. Целыми днями они были заняты работой: дед сидел на деревянной лавочке и подшивал валенки к зиме, бабушка подметала и мыла пол. В птичнике у них было много домашней птицы. Однажды одна из курочек – Курочка Ряба снесла золотое яичко. Обрадовались дед и баба, решили проверить, что же там внутри. Дед его бил-бил – не разбил, баба била-била – не разбила. Мышка-Норушка захотела помочь деду и бабе. Она разбила яичко хвостиком. Дедушка с бабушкой очень расстроились, потому что внутри-то было пусто. Но курочка сказала им : «Не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам другое яичко, не золотое, а простое, от него вам больше пользы будет, будете из него пироги и блины печь».
В: Молодцы, ребята. Теперь давайте сделаем свою Курочку-Рябу и поселим её в тот домик, где она могла бы жить (заранее заготовлен силуэт курочки, дети наклеивают на него перья).
На доске развешены 3 модели избы (применяем метод наглядного моделирования, где могла бы жить курочка. Дети должны объяснить, в какой дом нужно поселить героиню.
В: Ой какие вы молодцы. Посмотрите наша курочка оставила нам какой-то сюрприз в корзинке (воспитатель достаёт из корзины, где лежало яйцо киндер-сюрпризы, раздаёт их детям). Оказывается, ребята, и наша курочка снесла для нас не только простое яйцо, но и яичко с сюрпризом, как в сказке.