Наталья Прибыткова
Составление рассказа по серии картинок «Лев и мячик» (на основе занятия Н. Нищевой)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Данное занятие «Составление рассказа по серии картинок «Лев и мячик» предназначено для детей младшего школьного возраста (7-8 лет, имеющих тяжелые нарушения речи (ТНР, с целью развития у них связной речи.
У детей с ТНР связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной.
Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.
Публикация «Составление рассказа по серии картинок „Лев и мячик“ (на основе занятия Н, Нищевой)» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лев, львенок. Все о львах для детей
- Мяч, мячик
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Основная задача развития связной речи учащихся с ТНР состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Вся работа должна быть построена так, чтобы на каждом занятии развивались мыслительные и речевые способности детей.
Занятие может проводится в рамках внеурочной деятельности.
Составление рассказа по серии картинок «Лев и мячик»
Цель: Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок.
Образовательные задачи: Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).
Развивающие задачи: Развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного гнозиса и пространственного праксиса, мышления, тонкой моторики.
Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия. Воспитание доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: серия картинок С. Артюшенко «Лев и мяч», мяч среднего размера, карточка с ребусом, фломастер.
Ход занятия
1. Организационный момент. Отгадайте загадку:
Триста лет тому назад
Был заложен этот град.
В Невской дельте, средь болот.
Здесь рождался русский флот.
(Санкт-Петербург. (Ю. Юдин)
Создание эмоционального фона занятия.
Логопед: догадались о чем сегодня мы поговорим?
Дети: о Санкт-Петербурге.
Объявление темы.
Логопед: правильно. Составим рассказ по серии картинок «Лев и мяч», поиграем.
2. Рассматривание картинок «Лев и мяч» и беседа по ней. Развитие диалогической речи.
Первый слайд.
Логопед: Кого вы видите на первой картинке? Что они делают?
1-й ребенок. Мы видим двух мальчиков и их маму. Они пришли в магазин и покупают новый мяч.
Логопед: Что вы видите на второй картинке?
Второй слайд.
2-й ребенок. Мальчик с мамой заходят в зоопарк.
Логопед: Что нарисовано на третьей картинке?
Третий слайд.
3-й ребенок. Мальчик и мама остановились у клетки со львом, и младший ребенок неожиданно бросил мяч в клетку.
Логопед: Что художник нарисовал на следующей картинке?
Четвертый слайд.
4-й ребенок. Лев поставил лапу на мяч и гордо поднял голову, а малыш горько заплакал.
5-й ребенок. Он понял, что лев не отдаст ему мячик.
Логопед: Что мы видим на пятой картинке?
Пятый слайд.
6-й ребенок. Мама и старший мальчик объяснили малышу, что ничего нельзя бросать в клетки животным, и стали его успокаивать.
7-й ребенок. Но мальчик продолжал горько плакать.
Логопед: Чем же закончилась эта история?
Шестой слайд.
8-й ребенок. Мама привела детей на набережную Невы к знаменитым каменным львам.
1-й ребенок. Она показала каменного льва и сказала: «Лев в зоопарке очень хочет быть похожим на своего знаменитого родственника». Малыш посмотрел на льва и улыбнулся.
Логопед: Молодцы. Вы отлично рассказали о том, что нарисовано на картинках.
3. Подвижное упражнение «Летний сад». Координация речи с движением.
В Летнем саду листопад. Кружатся на месте.
Листья в саду шелестят. Приседают, водят руками по полу.
В канавке Лебяжьей
Купаются листья. Снова кружатся.
Газоны от листьев
Дворники чистят. Взмахивают воображаемой метлой.
Грустные статуи
в тихих аллеях. Встают на носочки и замирают.
В тихих аллеях
осенью веет. Снова кружатся.
Н. Нищева
4. Подготовка детей к рассказыванию.
Педагог расставляет на доске в произвольном порядке картинки и предлагает детям расположить их в нужной последовательности. Дети выполняют задание.
Педагог предлагает им подготовиться к рассказыванию, придумать имена для мальчиков. Он напоминает, что рассказ можно начать со слова «однажды».
5. Рассказ по серии картинок «Лев и мяч». Развитие связной речи.
Дети по очереди составляют рассказ. Если им трудно начать, это может сделать педагог.
Лев и мяч
Однажды мама сказала Илье и Кириллу, что их ждет сюрприз — поездка в зоопарк, а еще младший сын наконец-то получит новый мяч. По дороге в зоопарк мама с мальчиками зашла в магазин и купила младшему из братьев упругий разноцветный мячик.
В зоопарке мама сразу повела сыновей к клетке льва. Илья давно хотел посмотреть на царя зверей. Увидев льва, мальчик в восхищении замер перед ним, но вдруг Кирилл неожиданно бросил в клетку мяч.
Лев поставил лапу на мяч и гордо вскинул голову. Кирилл понял, что лев не будет с ним играть и ни за что не отдаст игрушку. Он горько заплакал.
Мама и Илья стали успокаивать малыша и объяснять ему, что в клетки ничего нельзя бросать. Но Кирилл смотрел на свой мячик и никак не мог успокоиться.
Тогда мама повела мальчиков на набережную Невы, где стоят каменные львы. «Видишь, лев из зоопарка хочет быть похожим на наших знаменитых петербургских львов, поэтому и не отдает тебе мяч», — сказала она. И тогда Кирилл перестал плакать и улыбнулся каменному льву.
Педагог предлагает детям выбрать лучшего рассказчика.
4. Игра с мячом «Чей? Чья? Чье? Чьи?» Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).
Логопед: А теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Чей? Чья? Чье? Чьи?» Хвост у льва чей? Усы у льва чьи? Голова у льва чья? Туловище у льва чье? (И т. п.)
8. Разгадывание ребуса «Фонтанка». Совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Логопед: Подумайте, название какой реки спрятано в этом ребусе.
Седьмой слайд.
Дети. Фонтанка.
Логопед: Как вы догадались?
Дети. На первом рисунке изображен фонтан, а на втором карп, нужно убрать две последние буква от рыбы. Получим фонтан+ка.
Логопед: Давайте назовем первый и последний звук в слове Фонтанка. Прохлопаем сколько слогов в слове. ( Закрепить правило: сколько гласных столько и слогов).
9. Итог занятия. Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям высказать свои впечатления от занятия и оценивает деятельность каждого ребенка.