Татьяна Рыгалова
Развитие связной речи через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и пр
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класса по теме:
«Развитие связной речи через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»
Цель мастер-класса – представить опыт работы по формированию связной речи через составление рассказов по серии картин с использованием современных средств и приемов работы.
Мы будем работать по плану:
Публикация «Развитие связной речи через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и пр» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2017
1. Структура занятия по составлению рассказа по серии сюжетных картин.
2. Представление опыта работы по составлению рассказа по серии сюжетных картин.
3. Практическая часть.
4. Просмотр фрагментов занятий по развитию связной речи.
Актуальность:
Обучение составлению рассказов серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста. Но меня воспитателя речевой группы больше волнует развитие связной речи. Связная речь – это один из показателей развития ребенка. Детей с общим недоразвитие речи очень сложно замотивировать на говорение, поэтому в последние годы я стала использовать современное интерактивное оборудование.
Часто воспитатели сталкиваются с проблемой как составить занятие по формированию связной речи.
1. Структура занятия (с включением современных технологий)
Орг. момент направлен на включение ведущего анализатора. На занятиях по связной речи нам нужно включить речеслуховую и речемыслительную деятельность.
Для этого использую различные методы и приемы для создания мотивации, например:
• загадки,
• логические задачи,
• кроссворды,
• ребусы
Определяем тему занятия. (Это вводная часть)
После вводной части следует основная часть, которая включает:
1. Рассматривание серии картинок (молчаливое рассматривание; выделение детьми основы и существенных деталей изображения).
2. Определение и размещение картин в нужном порядке.
3. Вопросы воспитателя направлены на определение общего содержания изображенных событий, определение с каких слов начнется рассказ и чем закончится, придумывание названия рассказа.
4. Составление детьми предложений на поставленные воспитателем вопросы по каждой из последовательных картинок.
5. Составление ребенком рассказа по всей серии картин.
В заключительной части занятия подводим итог и определяем следующий вид деятельности.
Такова структура занятия по составлению рассказа по серии картин.
Эта структура традиционная, основана на методике Валентины Викторовны Гербовой, а так же других авторов, например Вадима Викторовича Глухова.
2. Предлагаю вам познакомиться с опытом работы по составлению плана занятия по формированию связной речи через составление рассказа по серии сюжетных картин.
Подготовительный этап
1. Формулирую цель и задачи.
2. Отбираю картинный материал с учетом :
возраста детей;
лексической темы недели (мы нарабатываем словарь на всех занятиях, проводимых в течение недели);
картинный материал должен быть понятным, не загруженным, эстетически качественным.
3. Составляю рассказ по серии сюжетных картин. Чтобы понимать к какому результату я должна привести детей. Коллеги не в одной методичке не написано, что сначала нужно составить рассказ, а потом продумать всю остальную методическую работу.
4. Разрабатываю вопросы к каждой картинке, ориентируясь на составленный мною рассказ. Вопросы должны быть точными, предполагать ответ ребенка и направленными на активизацию словаря, необходимого для составления рассказа. ( Например: "Какое время года изобразил художник? или Художник изобразил какое время года?")
5. Подбираю игровые упражнения, направленные на практическое употребление лексико-грамматических категорий языка, необходимых для составления полных развернутых предложений.
6. Составление плана, опираясь на структуру занятия, наполняя его приемами, игровыми современными средствами.
Современные интерактивное оборудование – это интерактивная доска, которую мы используем уже 2 года. У нас есть картотека презентаций, которые мы составляем сами или скачиваем из интернета и используем на своих занятиях по развитию речи. Есть презентации, которые дети вместе с родителями составляют по плану педагога и выступают перед детьми других групп. В нашей группе есть документ камера, используя которую можно писать слова и выводить на интерактивную доску крупным планом. При помощи ноутбука и скайпа в «Рождество», мы звонили Деду Морозу, ребята рассказывали о себе, читали стихи. Все эти современные средства позволяют повысить мотивацию, привлечь внимание детей.
3. Практическая часть мастер-класса
Коллеги делятся на 2 подгруппы с помощью игрового метода
Обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин «Снежный ком»
Обе подгруппы получают серию картинок «Снежный ком»
Одна подгруппа «воспитатели» получает рассказ и готовят вопросы для детей по данному рассказу. (Наступила зима. Земля покрылась белым серебристым снегом. На деревьях шапками лежал снег. Рома надел теплую одежду и пошел гулять. На улице шел мягкий пушистый снег. Рома слепил снежный ком. Ему стало жалко оставлять ком на улице. Рома поставил ком на санки и повез его домой. Но дома снежный ком исчез. «Почему под стулом появилась вода?» - подумал Рома,
Вторая подгруппа «дети» составляет рассказ по серии картин. Затем первая подгруппа задает вопросы, а вторая отвечает.
На экране Таблица, в которой 1 часть - рассказ готовый и, 2 часть – рассказ, рассказанный второй группой (модератор вбивает текст за участниками).
Анализ деятельности участников мастер-класса. (Сравнить полученные рассказы, указать на ошибки).
4. Сейчас вы посмотрите фрагменты занятий по развитию связной речи через составление рассказа по серии сюжетных картин О. С. Ушакова «Спасли ежа» в подготовительной группе.
Цель: формирование связной речи, через составление рассказа по серии сюжетных картин.
Задачи:
1) Образовательные:
1 занятие активизировать словарь признаков по теме «Дикие животные», учить составлять предложения разных конструкций, закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи через определение порядка следования картин;
2 занятие продолжать закреплять представления о признаках рассказа, составлять связный рассказ по серии сюжетных картин с опорой на наглядность.
2) Развивающие : развивать речеслуховое внимание; через отгадывание загадок и называние слов – признаков. Развивать творческое воображение; через умение придумывать название рассказа, что было сначала, что было потом, создание книжки – малышки.
3) Воспитательные: умение слушать ответы других детей, высказывать свои предположения формировать такое нравственное качество как дружелюбие.
5. После просмотра занятия попрошу вас указать:
1. Какие приемы были использованы для составления грамматически правильно оформленных предложений (1 подгруппа)
2. Какие приемы были использованы для активизации словаря (2 подгруппа)
3. Какие современные приемы были использованы для развития самостоятельности и инициативности детей (обе подгруппы)
Список используемой литературы :
1. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Москва, «2005г.
2. Валентина Викторовна Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий». Москва, 2010г.
3. Глухов Вадим Петрович «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Москва, 2006г.
4. Наталья Валентиновна Нищева «Серия картинок по обучению дошкольников рассказыванию». Санкт Петербург, 2004г.
5. Н. В. Нищева «Серия демонстрационных картин». Санкт Петербург, 2004г.
6. Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий». Санкт Петербург, 2004г.
7. Татьяна Александровна Ткаченко «Занятия по картинам с проблемным сюжетом для развития связной речи у дошкольников 4 – 7 лет». Ювента, 2007г.
8. Новикова – Иванцова «От слова к фразе» 3 альбома. Москва 2006, 2010, 2011г.