Елена Пономарёва
Составление рассказа по пейзажной картине с добавлением последующих событий стар. группа
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание деятельности
Цель:обучать детей составлению рассказа по пейзажной картине с добавлением последующих событий (с одним закрытым фрагментом).
Задачи:
Обучающие:
- закрепить умение составлять мнемосхему к придуманному сюжету;
-формировать целостное представление об изображённом на картине;
Публикация «Составление рассказа по пейзажной картине с добавлением последующих событий стар, группа» размещена в разделах
- формировать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине с опорой на мнемосхему;
- упражнять детей в подборе вариантов, придумывая название рассказа.
Развивающие:
- развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё.
-развивать внимание, логическое мышление, память, воображение.
- развивать связную, грамматически правильную монологическую речь;
Воспитательные:
-воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарищей, не перебивать во время выполнения задания;
-воспитывать у детей самостоятельность и навыки самоконтроля за речью;
- воспитывать любовь к родному краю, через творчество художника.
Оборудование:картина И. И. Левитана «Большая вода»; лист бумаги,разделённый на квадраты,для мнемосхем на каждого ребёнка;стихотворение И. Токмаковой «К нам весна шагает»; фишки для игры «Послушай и запомни»;аудиозапись П. И. Чайковского - «Времена года. Апрель. Подснежник», презентация «Весна» к аудиозаписи; раскраски о весне каждому ребёнку.
Предварительная работа:
-чтение рассказов и стихов о весне; рассматривание картин и иллюстраций с изображением времён года, погодных явлений; отгадывание загадок; разучивание стихотворений и закличек; проведение дидактических игр: "Какое время года?", "Узнай и назови", «Я скажу, а ты продолжи»; работа с мнемосхемами.
Активизация словаря: половодье, низина.
Этап деятельности, задачи, методы, указания Деятельность воспитателя Деятельность детей Планируемый результат
1 этап. Вводная беседа.
Мотивация.
(Заходят в зал, встают полукругом)
Игра «хорошо-плохо» (элементы ТРИЗ)
Цель: обобщить знания детей о признаках ранней и поздней весны
Дети входят в группу под музыку П. И. Чайковского - «Времена года. Апрель. Подснежник». На экране презентация «Весна».
Дети слушают отрывок из произведения.
-Здравствуйте, ребята, как вы думаете, что за произведение сейчас звучало?
- Молодец, Миша, правильно! Это произведение написала Пётр Ильич Чайковский, и назвал его «Апрель. Подснежник» из своего альбома «Весна».
Я не просто так поставила это произведение. Это моя подсказка к теме нашего занятия. Как вы думаете, о чём мы будем с вами сегодня говорить?
- Верно, Арина. Мы будем говорить о весне.
-Ребята, а вам нравится весна?
-Я предлагаю вам поиграем в игру «хорошо – плохо».
-Чем вам не нравится весна?
Действительно, весной так бывает часто.
-Как называется такая весна?
-А чем вам весна нравится? Или какая весна вам нравится?
-Я поняла, вам больше нравится поздняя весна как сейчас.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят…
Какие замечательные строки написал поэт Иван Никитин.
- Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки?
-Почему вы так решили? Какая строчка могла подсказать вам настроение писателя?
- Да, весна несёт всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы …., а художники.
А сейчас присаживайтесь на стульчики.
Дети проходят в игровую, слушают музыку и смотрят мини презентацию.
-П. И. Чайковский Апрель (Миша)
- О весне (Арина)
(да/нет) Мнения разошлись
- идёт дождь, грязно, мама не разрешает по лужам ходить, в начале весны деревья без листьев, грустно и солнца совсем мало.
-ранняя
-тёплая, солнечная, когда листьев много и цветов, радостная, раскрываются почки на деревьях, солнышко светит
-радостное, веселое
-птицы домой возвращаются, «. в ярком золоте день утопает» -это красиво
-Музыку
-Картины
Вводная беседа настраивает детей к получению новых знаний и вызывает интерес к предстоящей деятельности.
Выявление имеющегося музыкального опыта у детей.
Уточнение представлений детей опризнаках ранней и поздней весны.
2. Этап.
Основной.
Сопровождающая беседа.
(Дети проходят к столам)
Подзорная труба (элементы ТРИЗ)
Цель: научить детей концентрировать внимание на части картины
Физ. минутка
«Птенчики»
Игра «Добавь словечко»(с мячом)
Цель: формирование лексико-грамматического строя речи (подбор слов-признаков к словам-предметам)
-Ребята, мы с вами уже описывали картины и составляли к описанию рассказы. И каждое наше занятие начиналось с рассмотрения всего произведения.
А сегодня я вам предлагаю картину- загадку. Половина картины закрыто белым листом. Мы спервабудем составлять мини, т. е. маленький рассказ по фрагменту, который открыт. А затем попробуем пофантазировать, что мог изобразить художник на закрытой части картины или, чтобы нарисовали вы, будь вы художниками.
Чтобы нам было легче запоминать мини рассказы, предлагаю схематично их зарисовывать.
Ну, что начнём? (выставляю картину И. И. Левитана «Большая вода», левая часть картины закрыта белым листом)
Что нам понадобится, чтобы более внимательно, детально, рассмотреть открытую часть картины.
- Настраивайте свои подзорные трубы и посмотрите: что вы там увидели? Внимательно рассматриваете? Выберете самые интересные места на картине (15-20 сек) Кто что увидел?
- Арина, что увидела ты?
-А какая вода и деревья, опиши их?
-Какая вода, подберите ещё слова?
Действительно, как - будто в зеркало природа смотрится.
-А как ещё описать деревья? Какие они?
-Никита, что ты увидел?
-А как ещё сказать какое небо?
Какие облака?
Очень хорошо, молодцы!
-Аня, что ты разглядела на картине?
- Какое явление природы здесь изображено?
-Что произошло с рекой?
-Правильно, снег растаял, сошёл лёд с реки и она разлилась. Это явление называется – половодье.
Повторите, как называется явление?
- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?
Я предлагаю вам немного отдохнуть и размяться.
Выходите все ко мне.
Птенчики
Птенчики в гнезде сидят (Дети приседают)
всё на улицу глядят. (поднимаются на носочки)
Погулять они хотели (шагают на месте)
потихоньку улетели. (машут руками, как крыльями).
Утром рано солнце встало,
(Дети прижимают основание ладошек друг к другу, а пальцы растопыривают)
к нам в окошко постучало. (стучат кулачком)
Ему ручкой мы помашем. (машут рукой)
Вместе с солнышком попляшем. (танцуют).
- Я буду говорить вам предложение и кидать мяч, а тот кто поймает мяч,повторит его и добавит свои слова. Например, на картине изображен день. (А вы уточните, какой день)
- По небу плывут облака. (По какому небу и какие облака плывут)
- Вода затопила низины. (Какая вода)
А, что такое низина?
- Берёзки стоят в воде.
Теперь, давайте вернём к столам и попробуем нарисовать, что, по вашему мнению, художник изобразил на второй половине картины. Но ваши рисунки будут зашифрованы в квадратиках. Рисуйте так, чтобы вам потом было легко рассказать о том, что вы нарисовали. (5-8минут)
(Схему-заготовку смотри в приложении).
Молодцы, а теперь попробуем собрать всё сказанное и нарисованное в один рассказ. Ещё раз посмотрите на картину, вспомните, о чём мы с вами говорили. И начните свой рассказ с названия.
Я начну рассказ, а вы продолжайте.
«Весна».
-На картине художник изобразил реку во время разлива. По весеннему голубому небу плывут белые, пушистые облака.
- Ваши рассказы получились очень интересными.
- А теперь пришло время открыть второй фрагмент картины, и посмотреть, что же нарисовал художник.
(открываю картину полностью).
Эту картину написал И. И. Левитан и назвал её «Большая вода». Как вы думаете, почему такое название дал автор своей картине?
-да
-подзорная труба
-всё затопила вода, и кусты, и деревья
-вода, мне кажется холодная и прозрачная, а деревья голые и кривые, а берёзы почему-то розовые
-спокойная, в ней отражаются деревья и небо.
-старые, согнувшиеся.
-небо голубое, облака красивые, солнца не видно.
-весеннее, красивое,
-лёгкие, пушистые, белоснежные
- вдалеке- домик, наверно?
- нет ответа
-она разлилась
- половодье
-ответы детей
-на картине изображен весенний, солнечный день
-по голубому небу плывут белые облака
-холодная вода затопила низины
-ответы детей
-белые берёзки стоят в холодной воде
Дети составляют мнемосхемы
-рассказы детей (1-2, с основой на свои мнемокарты.
-удивление детей
-ответы детей.
Активация словаря детей.
Сняли мышечное напряжение. Двигательные навыки сформированы, дети слышат инструкцию и выполняют движения в соответствии с текстом.
Обогащение словаря детей прилагательными.
Развитие внимания и памяти.
Закрепили умение составлять мнемосхему к придуманному сюжету.
Научились внимательно слушать рассказ товарищей, не перебивать во время выполнения задания,
А так же научилисьпридумывать название своего рассказа.
Формируем умение детей составлять описательный рассказ по сюжетной картине с опорой на мнемосхему
3. Итог занятия.
Какие вы все молодцы!
Вы справились со всеми заданиями.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что вам больше всего понравилось?
- А в чём были трудности?
А кто по вашему отвечал сегодня лучше остальных? Почему вы так считаете?
Сегодня вы хорошо работали на занятии, и я хочу вам подарить не большие раскраски о весне. Вы можете их забрать домой и раскрасить вместе с родителями. (каждому вручаю раскраску)
Спасибо за занятие! Ответы детей. Дети составили рассказа по пейзажной картине с добавлением последующих событий (с одним закрытым фрагментом).
Приложение.
К нам весна шагает.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны.
И. Токмакова
Заготовка для составления мнемосхем.