Айгуль Акбашева
Составление рассказа по картине «Не боимся мороза»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект проведения НОД по развитию речи в средней группе
Тема: Составление рассказа по картине «Не боимся мороза»
Образовательная область: развитие речи.
Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация, художественно - эстетическое творчество.
Программное содержание:
1. Расширить и конкретизировать представление о зиме; уточнить и активизировать словарь по теме (лед, снег, мороз, дуть, падать, белый, холодный, холодно).
Публикация «Составление рассказа по картине „Не боимся мороза“» размещена в разделах
2. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи, развивать умение образовывать качественные прилагательные, уменьшительно - ласкательные формы слов, развивать речевой слух, зрительное внимание и восприятие,
3. Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движения.
4. Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении с природой, дать положительную установку на участие в образовательной деятельности.
5. Познакомить детей с названиями представителей животных Башкортостана (Медведем).
Развивающая среда: Иллюстрации зимних пейзажей, картинки с изображением времен года, картина «Не боимся мы мороза», мультимедийное оборудование, шкатулка, снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках, белая бумага для снежных комочков, рисунки-заготовки, блестки в тарелочках, клей, салфетки, указка.
Слайд 1- «Зимушка-зима»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много у нас сегодня гостей, Мы с вами знаем, что при встрече вежливые люди говорят друг другу. (Здравствуйте)
Присядем в кружок и возьмемся за руки, сделаем с вами «Круг радости» :
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Так мы передали друг другу частичку своего хорошего настроения.
(Слышится звуковой сигнал, на экране появляется Слайд 2 – изображение медвежонка)
«Привет, ребята! Я - медвежонок Аюкай. Я никогда не видел зиму и ничего о ней не знаю. Помогите, расскажите, пожалуйста, что же такое зима?»
Воспитатель: Ребята, поможем, расскажем Аюкаю, какая она – зима?
Попробуем отгадывать загадки:
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал?
(Зима)
Во дворе катали ком,
Шляпа старая на нем,
Нос приделали и вмиг
Получился…
(снеговик)
Что за звёздочка такая,
На пальто и на платке –
Вся сквозная, вырезная,
А возьмешь - вода в руке?
(снежинка)
Какие еще слова можно сказать про снежинку?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте посмотрим на картину, кто нарисован? Назовем мальчика в коричневой шапке Айратом и расскажем о нем.
Дети рассказывают совместно с воспитателем.
«В морозный зимний день Айрат… вышел гулять. Взял он с собой… санки, лопатку, ведро. Оделся Айрат тепло, на нем… меховая шапочка, зимнее пальто. На рукавичке у Айрата…снежинка… узорная, белая, красивая. На улице холодно, но Айрат… не боится мороза».
А сейчас расскажите про Айрата без моей помощи. Кто хочет рассказать?
Слушаю детей, хвалю тех, кто применил в рассказе определения (белый и пушистый снег, снежная и холодная зима)
Воспитатель: Ребята, мальчик Айрат приготовил для вас сюрприз. Посмотрите, какая шкатулка, хотите узнать что там? Отгадайте еще одну загадку:
«С неба все скользят пушинки, серебристые…
(снежинки)».
Достаю снежинки, с детьми рассматриваем их.
(подбор прилагательного к заданному слову).
Рассмотрите свою снежинку и расскажите, какая она? Начните свой ответ со слова снежинка. (Детям предлагается образец ответа – «снежинка красивая»).
Дыхательное упражнение «Снежинки»
Воспитатель: Давайте сделаем так, чтобы наши снежинки полетали. Держите их за ниточки, медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. Как красиво они закружились в танце (Упражнение повторяется 2 раза)
А теперь дуйте и отпускайте ниточки. А если падает много снежинок - что происходит?. снегопад.
Молодцы, ребята.
А сейчас послушайте стихотворение. Его написала Ирина Токмакова.
Слайд 3 – мнемотаблица.
(читаю стихотворение по мнемотаблице)
Как на горке – снег, снег,
И под горкой – снег, снег,
И на елке – снег, снег,
И под елкой – снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!
О чем это стихотворение? Давайте вместе попробуем его прочитать.
По мнемотаблице повторяем стихотворение.
Физкультминутка: Игры с бумажными снежками.
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок лепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймали,
Три – подбросим,
Ой – упали!
Словесная игра: «Назови ласково»
Воспитатель: И еще немного поиграем. Я буду называть слово, а вы говорите о нем ласково.
Снег-снежок, лед-ледок, мороз-морозец, зима-зимушка, ветер-ветерок, гора-горочка, санки-саночки, холод-холодок, медведь – медвежонок.
Закрепление материала.
«Беседа по картинкам»
На столе разложены картинки с изображением различных времен года.
Воспитатель: Ребята, рассмотрите все картинки и выберите себе ту, которая понравилась. А теперь ответьте, на каких изображена зима? По каким признакам вы решили, что здесь изображены зимние явления природы? (Иней, метель, снегопад, гололед, мороз) Что вы можете рассказать о зиме? Какая она? (Холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная.) Что изменилось в одежде людей с приходом зимы? Чем заняты люди в зимнее время?
Какая у нас получилась Зима? Зима - просто чудесное время года!
Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»
1, 2, 3, 4, 5
(Загибают пальчики.)
Мы во двор пошли гулять
(Идут по столу средним и указательным пальцами)
Бабу снежную лепили.
(«Лепят» комочек двумя ладонями.)
Птичек крошками кормили,
(«Крошат хлебушек».)
С горки мы потом катались,
(Ведут ладошками по одной и по другой руке.)
А ещё в снегу валялись.
(Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли.
Съели суп, и спать легли.
(Движения воображаемой ложкой.
Руки под щёчку.)
Только мы пока спать не будем, это медвежонок Аюкай уже спит. Мы ему приготовим подарок. Здесь нарисован город, а снега в городе все нет. Возьмем немного снега и осыпим им всю улицу.
Далее детям предлагается украсить зимнюю картину, используя блестки и клей (коллективная работа).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все прекрасно справились с заданием, и теперь мы можем отправить картину медвежонку, а другую оставить себе на память.
А теперь мы вернемся на наш ковер, сделаем «Круг радости».
я каждому буду давать снежинку, а вы расскажете, что вам больше всего запомнилось?
Много узнали о зиме, и рассказывали о зиме.