Людмила Шулигина
Составление рассказа по мнемотаблицам
▼ Скачать + Заказать документы
Во 2 младшей группе не ставится специальная задача обучения детей рассказыванию, однако уже на этом этапе должна проводиться большая подготовительная работа. Монологическая речь формируется на основе диалога как основной формы речевого общения. Диалог-первая ступень развития связной речи ребенка. Вот почему в работе с детьми четвертого года жизни развитию навыков разговорной речи должно быть уделено самое пристальное внимание.
Методические приемы формирования диалоговой речи:
1. В быту и на занятиях различных видов, прежде всего по развитию речи детей учат понимать самые разнообразные вопросы и отвечать на них.
2. Детей учат задавать вопросы.
Темочки:
Воспитатель, общаясь со всей группой детей, учит их слушать и активно включаться в разговор. При этом предусматривает ситуации, в которых ребенку представляется возможность что-то объяснить своему сверстнику. В таких случаях малыш, как правило, бывает вынужден использовать в речи развернутые высказывания, и нередко его объяснение приобретает форму короткого рассказа.
3. Участие детей в драматизациях.
У детей этого возраста наблюдается попытки составлять маленькие рассказы об игрушке, предмете. Воспитатель должен всячески поощрять их. Для этого, чтобы ребенок связно рассказал о чем-либо, нужно помочь ему «увидеть» объект и его основные свойства, качества, подобрать соответствующие слова для выражения мысли, найти языковые средства для связи одной мысли с другой.
Опыт показал, что во второй младшей группе эффективным средством для успешной подготовки детей к обучению рассказыванию служат два вида работ:
1) Целенаправленное рассматривание предмета (игрушки);
2) Целенаправленное рассматривание сюжетной картины.
После рассматривания воспитатель обобщает результаты наблюдения в небольшом рассказе. Повторяет рассказ при активном участии детей, которые договаривают слова, фразы, а иногда и повторяют рассказ целиком. Особое место в работе с детьми занимает использование мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
• Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, речи.
• Перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы.
При работе с мнемотаблицами занятие состоит из нескольких этапов, в течение которых педагогом осуществляются следующие задачи.
1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется так называемое перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы, например: домик, крыша и т. д.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого.
Для детей младшего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, у петуха – хохолок красного цвета, елочка – зеленая, солнышко – желтое и другие образы.
С детьми младшего возраста удобнее работать по мнемодорожкам. Мнемодорожка так же несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка.