Галина Шахватова
Конспект занятия «Составление рассказа-описания о фруктах»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию самостоятельной развёрнутой фразовой речи
в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.
Занятие по обучению связному последовательному рассказу со зрительной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий, проведённое в подготовительной группе для детей с ОНР 3-4 уровней.
Публикация «Конспект занятия „Составление рассказа-описания о фруктах“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Задачи: 1. Учить составлять описательный рассказ со зрительной опорой на схему, выполненную детьми.
2. Упражнять в умении отвечать на вопросы полным ответом, в правильном употреблении относительных прилагательных в речевых высказываниях.
3. Обобщать и систематизировать знания о фруктах.
4. Развивать диалогическую и монологическую речь, навыки планирования рассказа.
Оборудование:
1. Демонстрационное: предметные картинки фрукты, схема для составления рассказа-описания.
2. Индивидуальное: полоски бумаги, разлинованные на 8 окошек, простые карандаши, по два цветных карандаша.
Ход занятия:
I.Орг. момент.
Д. и. «Отгадай загадку»
*На сучках висят шары,
Потемнели от жары.
(слива)
*Этот плод продолговатый,
Витаминами богатый.
Его варят, его сушат,
Называется он…
(груша)
*Он с оранжевою кожей,
Что на солнышко похожа.
А под кожей –дольки,
Посчитаем сколько?
Дольку каждому дадим,
Все по долечке съедим!
(апельсин)
* Долгоножка хвалится:
Я ли не красавица?
А всего-то косточка
Да красненькая кофточка.
(вишня)
*В шкуре жёлтой, кислый он,
В чай положим мы …
(лимон)
*Апельсина брат родной,
С золотою кожурой.
Дольки с тонкой оболочкой,
Только меньше он росточком.
(мандарин)
*Плод душистый,
Мягкий, сладкий,
Чуть изогнутый на вид,
Жёлтой кожурой покрыт.
Лакомство для обезьян,
Мы зовём его….
(банан)
*Для начинки пирога
Подойдёт нам курага.
А какой сушёный плод
Курагой народ зовёт?
(абрикос)
(по мере отгадывания загадок выставляю картинки; по тексту каждой загадки обговорить, какие признаки даны о том или ином фрукте, как мы догадались, что загадка именно об этом)
-А какой ваш любимый фрукт? (добавить картинку яблоко)
II.Работа по теме.
1. Д. у. «Что где находится».
-Какой фрукт между апельсином и бананом?
-Назовите первый фрукт.
-Какой фрукт слева от абрикоса?
-Назовите 4-ый по счёту фрукт.
-Скажите, какой из фруктов самый кислы?
-Назовите фрукт треугольной формы, овальной, круглой.
2. Р. у. «Назови признак».
-Назовём признаки, а я буду записывать на доске, чтобы мы могли сосчитать, сколько подходящих признаков назовём.
-Скажем про апельсин, апельсин какой? (дети называют признаки)
III.Физминутка.
Ягоды мелкие рвали с куста,
И все сохранились они неспроста.
Срываем и держим пока что внутри.
Ладошка наполнилась? Мама, бери!
IV.Продолжение работы по теме.
1. Д. у. «Рассматривание схемы».
-Мы сказали много о фруктах.
-Составим рассказ. Чтобы ничего не забыть, можно пользоваться специальной таблицей.
-Посмотрите на первое окошко. Что здесь? Значит, что нужно сказать?
(таким образом рассмотреть всю таблицу для составления рассказа-описания)
2. Д. у. «Заполнение схемы».
-У меня такая схема всего одна. Чтобы дома вы могли составить рассказ о любимом фрукте, сейчас каждый сделает свою схему.
-Возьмите карточку, подпишите своё имя. Переверните. Что видите?
-О чём сначала скажем? Как это обозначим на схеме?
(таким образом, заполняем окошки схемы, обговаривая все этапы)
3. Д. у. «Составление рассказа».
1. Образец рассказа
-Послушайте, что получилось:
Это яблоко. Оно круглое, красного цвета. Яблоки растут в саду на деревьях, мы называем их фруктами. На ощупь яблоко твёрдое, гладкое. На вкус сладкое, сочное, немного с кислинкой. Яблоки можно кушать свежими, сырыми. Можно сварить варенье, кисель или компот. Из яблок можно сделать начинку для пирогов. Яблоки полезны для здоровья человека, так как в них много витаминов.
2. По цепочке
3. Индивидуально
(2-3 ребёнка у доски составляют рассказ о понравившемся фрукте)
V.Итог.
(в конце занятия дети по желанию рисуют яблоки самостоятельно, или пользуются предложенными им раскрасками и трафаретами для создания рисунка)