Алла Сарсания
Составление рассказа-описания «Моя любимая игрушка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Составление рассказа-описания «Моя любимая игрушка»
Подготовила воспитатель Сарсания А. Э.
Цель:
Составление рассказа-описания «Моя любимая игрушка».
Задачи:
- продолжать учить составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на схему;
Публикация «Составление рассказа-описания „Моя любимая игрушка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Игрушки
- Игрушки. Рассказывание, составление рассказа
- Подготовительная группа
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- формировать навык создания синквейна (не рифмованное стихотворение из 5 строк);
- активизировать словарь по теме «Игрушки», совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать слуховое и зрительное восприятие;
- воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, художественно-эстетическая деятельность, безопасность.
Предварительная работа: чтение стихов А. Барто «Игрушки», рассматривание иллюстраций, изготовление игрушек методом оригами, художественно-эстетическая деятельность: обводка трафаретов и раскрашивание, дидактические игры: «Домино», «Лото» «Из чего сделаны?».
Оборудование и материал: картинки с изображением различных игрушек, игрушки (машина, мяч, алгоритм-схема описания игрушки, мягкая игрушка зайчик.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Вос-ль:
Утром, когда я шла на работу, нашла этого зайчика. (Воспитатель показывает игрушечного зайчика.) Наверное, какая-то девочка поиграла и забыла зайку на скамеечке. Что же делать? Как нам узнать, чей же этот зайчик? (Нужно найти хозяйку.)Как найти хозяйку? (Объявление дадим.) Чтобы поместить объявление в интернете, нам нужно сначала сфотографировать его. Сейчас сфотографируем его и поместим объявление. Напишем что? (Пропал зайчик и номер телефона.) Все, отправили объявление в службу пропавших игрушек, будем ждать хозяйку.
2. Игра: «Внимательные ушки».
Вос-ль: - Зайка пока побудет с нами в группе. А чтобы ему не было грустно, мы поиграем в игру. Я буду называть разные предметы и игрушки. Вы хлопаете в ладоши только тогда, когда услышите название игрушек.
(Машинка, кукла, кубик, юла, береза, матрешка, погремушка, воробей, лошадка, барабан, неваляшка, телевизор, самолетик, кораблик, мяч.)
3. Составление сложных предложений об игрушках.
У каждой игрушки своя история. Так как игрушки сами не могут говорить, о них расскажем мы. Подойдите к игрушкам и возьмите любую, которая вам понравится. Теперь удобно присядьте на коврик. Какие игрушки хорошие! Каждая игрушка хочет быть любимой. Знаете, где делают игрушки? (На фабрик). Из каких материалов делают игрушки? (Из резины, металла, пластмассы, меха,ткани,дерева).Сейчас определим, из каких материалов сделаны ваши игрушки?
4. Игра называется «Расскажи какие?»
Вос-ль: - Мишка какой? (Мягкий, плюшевый, коричневый, легкий.)
- Мяч какой?. (пирамидка, кубик, машинка)
Вос-ль: - Как мы назовем одним словом? (игрушки).
5. Игра с мячом «С какой игрушкой я люблю играть?»
Вос-ль: -Ребята, у вас тоже есть любимые игрушки? Сейчас мы узнаем, кто с какой игрушкой любит играть. Я буду бросать мяч каждому из вас по очереди. Тот, кто поймает мяч, расскажет нам о том, с какой игрушкой он любит играть. Например: «Я люблю играть с куклой» (Дети ловят мяч и составляют предложения. Воспитатель помогает в случае затруднений.)
Вос-ль: - В нашей группе много разных игрушек : юла, барабан, куклы, самолетик. Посмотрим, как наши ребята умеют превращаться в самолетики.
6. Физминутка «Самолет».
(Показать игрушку – самолет.)
Самолет-самолет (Разводят прямые руки в стороны и
покачивают ими.)
Отправляется в полет. (Вращают кулачками перед грудью и
рычат.)
Завели мотор – р-р-р,
Зарычал мотор – р-р-р,
Заворчал мотор – р-р-р,
Заурчал мотор – р-р-р,
Загудел самолет – у-у-у, (Разводят прямые руки в стороны и
тянут звук –у-)
И отправился в полет –у- у –у. (Бегут друг за другом по кругу)
Приземлился самолет, (Приседают на одно колено)
Вот и кончился полет.
7. Составление рассказа описания по схеме.
Вос-ль:- (На телефон приходит сообщение.) Ребята, пришло сообщение от службы пропавших игрушек. Оказывается, когда мы давали объявление, забыли описать зайчика. Без описания они не могут найти хозяйку. Сейчас мы опишем зайчика и отправим сообщение. Вы уже хорошо знаете, что в любом рассказе должен быть порядок. Служба пропавших игрушек прислала нам схему, которая показывает, на что мы должны обратить внимание при описании зайчика. Поэтому составлять рассказ о зайчике мы будем с опорой на схематично нарисованный рисуночный план.
«План описания по схеме игрушки»
Объяснить детям схему и как по ней описывать игрушку :
- Что это?
- Цвет
- Величина
- Материал, из которого сделана игрушка
- Форма
- Какая на ощупь?
- Какие детали есть у нее?
- Как с ней играют?
Составление рассказов – описаний о любимых игрушках с опорой на схематичный рисуночный план.
(Дети составляют рассказ о зайчике.)
8. Составление рассказов описания игрушек по схеме детьми.
Вос-ль:- Все, отправили описание зайчика в службу пропавших игрушек. Ребята, может вы тоже хотите рассказать о своих игрушках? Интересно было бы услышать про ваши игрушки. Начать рассказ можно так : «Я хочу рассказать о своей любимой игрушке. Это машинка. Она разноцветная. У машинки есть кабина, кузов, колеса. Она сделана из пластмассы. Машинкой играют, возят, катают.)
(Желающие составляют рассказы-описания. В случае затруднений воспитатель помогает.)
9. Сочинение синквейна.
Вос-ль: - Дети мы с вами отгадывали загадки об игрушках, играли в разные игры, составляли описательный рассказ об игрушках. А сейчас я предлагаю вам составить стихотворение. Стихотворения бывают рифмованные и не рифмованные. Вот такое нерифмованное стихотворение мы сейчас составим об игрушке.
Вос-ль: - Но вначале отгадайте загадку:
- Его пинают, а он не плачет,
Его бросают - назад скачет. (Мяч)
Вос-ль: - Картинка мяча.
(Составление синквейна) по игрушке-мячику :
Вос-ль: - Наше нерифмованное стихотворение будет состоять из нескольких строчек;
Вос-ль: - На первой строке я выкладываю треугольник оранжевого цвета. Он обозначает слово- предмет. Что это? (Мяч.)
Вос-ль: - На следующей строчке выкладываем два зеленых треугольника. Мы подбираем слова – признаки, которые отвечают на вопрос: какой мячик? (Резиновый, разноцветный.)
Вос-ль: - Далее строка состоит из трех треугольников красного цвета. Подбираем слова-действия. Что мяч делает? (Лежит, катится, прыгает.)
Вос-ль: - Следующая строчка, длинная полоска – это предложение. Предложение состоит из нескольких слов. Я предлагаю вам правильно составить предложение из слов : девочка, мяч, играет. (Девочка играет с мячом.)
Вос-ль: - И последняя строчка – это одно слово. Оно будет также обозначаться так же треугольником оранжевого цвета. Назовите, к какой группе предметов это слово относится ( Слово-ассоциация: игрушка.)
Вос-ль: - А сейчас послушайте, какое у нас получилось стихотворение:
- мяч;
- круглый резиновый;
- лежит, катится, прыгает;
- Девочка играет с мячом;
- игрушка.
10. Рефлексия.
(Раздается телефонный звонок. В группу приходит девочка с мамой за зайчиком, забирают зайчика.) Ребята, какие вы молодцы, помогли девочке найти ее игрушку.
Сегодня мы с вами много узнали о ваших любимых игрушках. Ребята, из чего же могут быть сделаны игрушки? (ответы детей)
Молодцы! Хорошо мы с вами поиграли. Да, игрушки у нас могут быть сделаны из разного материала, отличаться по цвету и размеру. Игрушки уже полюбили вас, полюбите и вы их. Никогда не обижайте и нигде не забывайте!
Последующая работа: отгадывание загадок, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры «Лото», «Домино», «Из чего сделаны?», чтение художественной литературы: В. Катаева «Цветик-семицветик». ИЗО-деятельность на тему «Моя любимая игрушка» : рисование карандашами или продуктивная деятельность из пластилина.
Литература.
1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/ Д: Феникс, 2011.
2. Глухов В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М. :АРКТИ, 2002.
3. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).