Ольга Черкасова
Проект «Мини-музей «Волшебный мир бумаги» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МИНИ-МУЗЕЙ «Волшебный мир бумаги»
Актуальность
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом для развития ребенка. Эта потребность лежит в основе возникновения и развития поисковой деятельности. Ребенок стремится к активной жизни, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал для детского творчества, креативного и речевого развития, экспериментальной деятельности. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах.
Бумага занимает первостепенное место в жизни людей. Ее изобретение - одно из величайших достижений человечества. И как бы стремительно не развивалось общество, современные технологии, бумага останется востребованной. Это касается развития детей, их творчества, но и самым прочным элементом международных соглашений по- прежнему остается бумага.
По мнению О. В. Дыбиной, познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. Поэтому, учитывая интерес детей к данной теме, актуальность поднятой тематики выбрали работу над проектом «Волшебный мир бумаги». Считаем, что работа по данной теме будет доступна, интересна, познавательна, увлекательна и общественно-значима для наших детей.
Проблема. В наше быстротечное время, необходимо научить детей бережному отношению к окружающей природе. В частности к лесу, деревьям, и как продукту получения из древесины бумаге.
Новизна мини –музея заключается подборе материалов, для создания условий развития экологической бережливости у детей, также развитие художественно-эстетического взгляда у детей.
Цель: Формирование и расширение у детей представлений о бумаге, ее свойствах.
Привлечение внимания детей, родителей к неразумному использованию бумаги и возможных вариантов уменьшения бумажных отходов и рациональному ее использованию.
Задачи (обучающие, развивающие, задачи воспитания)
Обучающие:
• Формирование и расширение у детей представлений о бумаге, ее свойствах.
• Совершенствование познавательных действий детей, возможности реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Развитие образного представления о возможностях предметов, умения конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.
• научить применять знания, полученные при ознакомлении детей со свойствами бумаги в самостоятельной творческой деятельности;
• способствовать сотрудничеству между педагогами, детьми и родителями в процессе практической деятельности;
• повысить педагогическую культуру родителей.
Развивающие :
Развивать коммуникативные навыки детей в ходе работы и совместной деятельности.
• Развивать творческое мышление и креативность воображения у детей.
• развивать умение видеть красоту изделий из бумаги, формировать эстетический вкус.
Воспитывающие:
• воспитывать у детей старшего дошкольного возраста бережное отношение к бумаге;
воспитывать у детей экологическую культуру и навыки рационального природопользования.
Объект исследования –познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – бумага, как предмет исследования, её применение в художественно – продуктивной деятельности и творческом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Выдвижение гипотезы- включение ребёнка в различные виды художественно-продуктивной деятельности, основанные на материале работы с видами бумаги.
Образовательные области: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, долгосрочный.
Участники проекта: дети старшей логопедической группы, воспитатель, родители.
Основные формы, средства и методы реализации проекта:
Формы: НООД, развлечения, совместная деятельность педагога и детей в ходе режимных моментов, совместная деятельность детей и родителей.
Средства:
• игровая деятельность - дидактические, подвижные, театрализованные игры.
•продуктивная деятельность – аппликация, оригами, скрапбукинг (элементы, детский дизайн.
Методы:
• словесные - объяснение, описание, беседа, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, отгадывание загадок;
• наглядные - наблюдения, показ способов действия, рассматривание картин, иллюстраций, презентаций, просмотр мультфильмов, слушание литературных и музыкальных произведений;
• практические - обследование предметов, готовых образцов, выполнение творческих работ, метод моделирования.
Методическое обеспечение (литература, наглядные пособия, аудио и видеоматериалы).
Наглядный материал (подлинные изделия, иллюстрации, альбомы)
Материалы для художественной деятельности: краски гуашевые, бумага белая и цветная, белый картон, цветной картон, бархатная бумага, фломастеры, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для клея, клей, ножницы, цветные карандаши,, бумажные салфетки, клеенки.
В речевом центре (книжный уголок) - альбомы, дидактические игры
В центре науки (уголок экспериментирования)- фартуки, баночки, вода, краски, салфетки.
В уголке изодеятельности – ножницы, клей, схемы, материалы для творческих работ.
Материально-техническое обеспечение: фотоаппарат, компьютер, магнитофон; магнитная доска, мольберт.
Этапы реализации:
1 этап - подготовительный. (март-май. Сентябрь 2024)
Подбор художественной литературы: стихотворений, загадок, пословиц, сказок; речевых игр, исторических справок, иллюстраций; сбор коллекции разных видов бумаги, создание презентаций.
2 этап – познавательно – исследовательский (сентябрь октябрь 2024- май 2025)
Определение объекта изучения; рассказ об истории возникновения бумаги и бумажного производства; рассматривание различных видов бумаги и организация выставки «Волшебная бумага»; рассматривание поделок из бумаги (оригами, бумагопластика, аппликация); рассматривание разных видов бумаги; эксперименты с бумагой; игры с бумажными игрушками; проведение мастер- классов с педагогами и родителями.
3 этап - заключительный (Май 2025)
Обобщение результатов работы в виде оформления выставки работ из бумаги, создание экологического знака, изготовление платья для куклы из бросового материала (листов бумаги, использованных с одной стороны, итогового занятия экологической направленности, защита проекта, организация фотовыставки, трансляция опыта работы путем размещения материала на сайте учреждения и публикации в интернет - сообществе.
Ожидаемый результат
1. Систематизация знаний детей о бумаге, ее свойствах и назначении.
2. Сформированные проектно-исследовательские умения и навыки: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты.
3. Развитие сенсорно - аналитической деятельности детей.
4. Повышение уровня экологической культуры.
5. Обогащение предметно - пространственной среды группы.
6. Сближение родителей и детей в ходе совместной деятельности.
7. Улучшение показателей познавательного и речевого развития.
8. Формирование предпосылок учебной деятельности: развитие произвольности психических процессов, навыков коммуникативного общения.
Предполагаемый продукт проекта: выставка творческих работ детей, презентация к занятиям, презентация – отчет, мастер- классы родителей, систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме, защита проекта, трансляция опыта через публикации и размещение материала на сайте учреждения.
Список литературы
- О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром», Мозаика - синтез, М, 2011
- И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», «Цветной мир», М., 2017
- Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. Составители: М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, Волгоград, Издательство «Учитель», 2012
- Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст/ И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М. : Педагогическое общество России, 2003