Соловьева Марина
Посттравматическое стрессовое расстройство у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Длительные и повторяющиеся воздействия на личность формируют психотравмирующие переживания, которые могут привести к клинической патологии. Переживания не обязательно могут вызывать нервно-психические расстройства, не переходя в болезнь, однако могут создавать предболезненное эмоциональное состояние, вызывающее дезадаптацию (к примеру, страх громких звуков, возникающие приступы паники).
В большинстве случаев личностные утраты и потери приводят к возникновению у человека психической (психологической) травмы, которая вызывает существенные изменения в душевном состоянии человека, нарушая его настроение, самочувствие, восприятие мира и отношения с людьми. Психологическая травма приводит к возникновению сильнейшего эмоционального напряжения. Затяжной, хронический психологический кризис несет в себе опасность социальной дезадаптации, суицида, нервно-психического или психосоматического заболевания.
Под влиянием травматических событий дети испытывают трудности со сном (ночные кошмары, трудности с засыпанием, плач во сне, их преследует страх, навязчивые воспоминания о событиях. Все это формирует устойчивый невротический синдром. Их эмоциональная сфера страдает в большей степени (плаксивость, раздражительность, частая смена настроения, преимущественно подавленное настроение, пугливость, тревожность, боязнь засыпать одним). Часто на лицах детей, находящихся под влиянием стресса, отсутствует улыбка (гипомимия).
Рассмотрим влияние травмы на детей разных возрастов. Для детей дошкольного возраста характерны страхи, спутанность чувств, нарушение сна, потеря аппетита, страх перед незнакомцами, плач без объективных причин. Им трудно описывать свое эмоциональное состояние окружающим, поэтому они жалуются на различные боли соматического характера (головные боли, дискомфорт в желудочно-кишечном тракте, боли в области солнечного сплетения, трудности с дыханием, боли в сердце). Часто таких детей сопровождает регрессивное поведение (энурез). Навязчивые воспоминания о пережитом стрессе, как правило, постоянно отображаются в творческой деятельности (дети рисуют сюжетные картинки, играют в стереотипные игры, привязанные к стрессу, которые обрываются в одном и том же месте).
Посттравматическое стрессовое расстройство (далее – ПТСР). Данное расстройство является нарушением, затрагивающим несколько психологических и физиологических уровней, включая биологические, поведенческие и познавательные компоненты.
Симптомами ПТСР являются:
1. повторяющееся и навязчивое воспроизведение события, соответствующих образов, мыслей и восприятия, вызывающее тяжелые эмоциональные переживания. У детей может проявляться это в сюжетной игре, в которой проявляются темы и аспекты травмы;
2. беспокойный сон, кошмары о пережитом событии;
3. такие действия или ощущения, как если бы травматическое событие происходило вновь (включая ощущения «оживания»; опыта, иллюзии, галлюцинации и диссоциативные эпизоды «флешбек-эффекты»; в том числе те, которые возникают при пробуждении или в состоянии интоксикации или в просоночном состоянии). У детей возникает специфическое для травмы повторяющееся поведение;
4. избегающее поведение усилия по избеганию мыслей, чувств или разговоров, связанных с травмой;
5. психогенная амнезия – неспособность вспомнить какой-либо важный аспект травматического события;
6. заметное снижение интереса к ранее значимым видам деятельности или к участию в них; чувство отрешенности или отчужденности от окружающих людей; сужение диапазона аффективной реакции (например, неспособность испытывать любовь); раздражение, аффективные вспышки гнева;
7. нарушение познавательных функций: трудности с концентрацией внимания, забывчивость, рассеянность, снижение объема памяти;
8. чувство тревоги, постоянная настороженность, чувство надвигающейся угрозы, гипербдительность.
Уважаемые педагоги и родители! Будьте бдительны!
Ваша задача видеть, слушать и слышать детей, наблюдать, чтобы заметить первые признаки травмирующего влияния на них событий, связанных с боевыми действиями!
Для ориентира: в норме после переживаний личностно-значимых событий интенсивность эмоциональных реакций ребенка снижается в короткий срок, наблюдается эмоциональная устойчивость. Ребенок отличается наличием интересов и увлечений, проявляет активность в социальной сфере, любознателен. Стремится к общению, коммуникации со сверстниками и взрослыми. Легко засыпает и пробуждается, аппетит в норме. Испытывает желание посещать образовательную организацию, кружки, заниматься творческой деятельностью. В когнитивной сфере отмечается хорошее сосредоточение внимания, долгосрочная и краткосрочная память в норме. Рекомендуется наблюдение и психологическое просвещение для развития навыков саморегуляции и отслеживания изменений состояния и возможных проявлений физиологических последствий стресса.
Если состояние ребенка отличается от «нормы» или от его обычного состояния, то он нуждается в комплексном психолого – педагогическом сопровождении с участием родителей, педагогов, психолога и других специалистов.