Ольга Прутовых
Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» с опорой на схему
▼ Скачать
Сценарный план занятия по развитию речи.
Возрастная группа: подготовительная к школе.
Тема: Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» с опорой на схему.
Публикация «Составление описательного рассказа по репродукции картины А, К, Саврасова „Грачи прилетели“ с опорой на схему» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: знакомство детей с репродукцией картины Саврасова «Грачи прилетели», закрепление умения описывать предметы и явления, изображённые на картине, выделяя их характерные признаки.
Задачи:
- учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать.
- закреплять умение составлять описательные рассказы по пейзажной картине.
- обогащать словарный запас определениями, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения и сравнения; - закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе;
-воспитывать чуткое отношение к родной природе.
-создавать условия, обеспечивающие воспитание интереса к произведениям искусства.
Методы и приемы: наглядные (рассматривание, просмотр, работа по схеме). Словесные (рассказ, беседа, вопрос - ответ, активизация словаря; практические (составление таблицы, игровые (сюрпризный момент, дидактические игры).
Материалы и оборудование: интерактивная доска, сундучок с карточками птиц, репродукция картины Саврасова «Грачи прилетели».
Предварительная работа: беседы о временах года, составление и работа по мнемотаблицам, составление описания по схеме.
Словарная работа: пейзаж, репродукция, художник-пейзажист.
Планируемый результат: дети составляют описательный рассказ, закрепляют умение отвечать на вопросы и строить свои высказывания.
Ход занятия.
Воспитатель: Добрый день и добрый час.
Как я рада видеть вас!
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели!
Ребята, сегодня чудесный день, замечательная погода, а какое у нас сейчас время года? (Весна.) А весна, она какая? (Тёплая, солнечная, ветреная, чудесная, яркая, дождливая, переменчивая и т. п.).
Входит Весна.
Весна: ребята, я слышала всё, что вы обо мне говорили. И мне так понравилось, что я решила подарить вам ещё больше солнца, света, тепла, а ещё я принесла вам небольшой сюрприз (сундучок с карточками птиц, а что же я принесла, вы узнаете, если поиграете в игру «Отгадай-ка».
(воспитатель демонстрирует образец описания по схеме)
Дидактическая (словесная игра) : ребёнок достаёт из сундучка карточку с изображением птицы и описывает её по схеме, дети должны отгадать, что это за птица.
Воспитатель: ребята, а вы знаете, какую птицу называют вестником весны? (Грач.) Сегодня мы с вами будем работать с репродукцией картины Алексея Кондратьевича Саврасова (портрет) «Грачи прилетели». Саврасов – русский художник-пейзажист. Вы знаете, что такое пейзаж? Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором предметом изображения является природа. Картина «Грачи прилетели» - это пейзаж. Давайте её внимательно рассмотрим. (Дети под музыку П. И. Чайковского «Весна» рассматривают картину.) Ребята, какое время года изображено? Как вы определили?
Дети. Земля еще покрыта мокрым, рыхлым, серым, потемневшим снегом, кое-где видны проталины. Воспитатель: Ребята, а что можно сказать о небе? Какое оно? Дети: На небе голубовато-серые тучи. Небо пасмурное. Солнце спряталось за облако, на снег падает тень от берез. Воспитатель: А что вы можете рассказать о деревьях? Дети: С правой стороны картины молодые, стройные березки, а в середине – старые, корявые.
Воспитатель: Посмотрите, на берёзы прилетела стая грачей. Расскажите, что они делают? Дети: Грачи ремонтируют старые гнезда и строят новые.
Воспитатель: На каких березах больше гнезд и почему? Дети: На старых, потому что ветки у них толстые, крепкие, гнезда хорошо на них закреплены. Воспитатель: А когда распустятся листочки, гнезд совсем не будет видно, и птенцы будут в безопасности. Воспитатель: Что делает грач у корней березы? Дети: Он нашел веточку и держит ее в клюве. Воспитатель: Как вы думаете, грачи радостные или грустные? Дети: Они радостные, веселые, ведь они вернулись домой на родину.
Воспитатель: Грачи – дружные птицы. Вернувшись из дальних стран, они осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по нескольку гнезд на одном дереве. Такие места называют грачевниками. Вот они!
Воспитатель: Что еще вы видите на картине? Дети: За березами виднеется старая деревянная постройка, а за ней – церковь с куполами.
Во время беседы составляется мнемотаблица для дальнейшего рассказа детей.
А сейчас давайте немного разомнемся.
Физкультминутка.
Важно ноги поднимая. (Дети идут, высоко поднимая колени)
Черный грач по полю ходит,
По проталинкам шагает (Взмахи руками –«(крыльями»)
Червячков в земле находит. (Наклоны вперед – вниз)
Воспитатель: А теперь давайте попробуем, опираясь на нашу схему, составить рассказ. (2-3 ребёнка рассказывают) Воспитатель: Ребята, что вы чувствовали, когда смотрели на эту картину? Дети: Прилетели грачи, значит, скоро будет тепло, скоро будет весна, но грустно, что мы провожаем уходящую белоснежную зиму.
Воспитатель: вам легко было описывать эту картину, подбирать нужные слова? Что вам понравилось больше всего на нашем занятии? Что вызвало затруднения?