Татьяна Резван
Составление описательного рассказа о предметах посуды в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Составление описательного рассказа о предметах посуды (старшая группа)
Цель: учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды.
Публикация «Составление описательного рассказа о предметах посуды в старшей группе» размещена в разделах
Задачи: учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый, активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий, многозначных слов; закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница).
Развивать внимание, память.
Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
Организационный момент
Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик.
– Здравствуй, имя ребенка! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, имя ребенка! Дин-дон-дон!
И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Послушайте стихотворение Сильвы Капутикян «Маша обедает».
Никому отказа нет,
Подан каждому обед:
Собачке - в миске,
В блюдечке - киске,
Курочке - несушке
Пшена - в черепушке.
А Машеньке - в тарелке,
В глубокой, не в мелкой.
О чём говорится в этом стихотворении? (О том, кто из чего ест.)
В чём подают обед собачке? (В миске.)
А киске? (В блюдечке.)
Курочке несушке? (В черепушке.)
А из чего ест Машенька? (Из глубокой тарелки.)
Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку - что это? (Посуда.)
Ребята послушайте загадки…
Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник.)
Душистый, крепкий Чай
Говорит ей: «Не скучай!»
Туго всем придётся
Если разобьётся.
Кто она бедняжка?
Фарфоровая …
(Чашка.)
В завтрак, в обед или в ужин
Никто так, как я вам не нужен!
Бываю глубокой и мелкой,
Но та и другая …
(Тарелка.)
Воспитатель обращает внимание детей на стол, накрытый большим платком, под которым стоит разная посуда, он убирает платок и предлагает детям :
- Посмотрите ребята и назовите, что вы видите на столе? (Дети перечисляют.)
Как одним словом можно назвать эти предметы? (Посуда.)
Сравните эти две тарелки. Чем они похожи? (Обе тарелки белые с орнаментом.)
А чем они отличаются? (Одна тарелка- глубокая, другая- мелкая.)
Для чего нужна глубокая тарелка? (для первых блюд борщ, супы)
Для чего нужна мелкая тарелка? (для вторых блюд)
Артикуляционная гимнастика
Подготовим чашечки для чая, кофе, сока.
Чья «чашечка» глубже?
Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.
Чашка и блюдце на столе.
Чередовать позиции: язык «чашечкой» и язык «на донышке».
Острый ножик и глубокий ковшик.
Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой».
Ручка чайника.
Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну.
Пирожок.
Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку».
Игра «Что из чего»
Когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна? (Тарелки - глубокая и мелкая, вилка, ложка).
Теперь сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны? (Из металла)
Значит, как одним словом сказать, какие они? (Металлические)
Воспитатель берет в руки металлические чайную и столовую ложки.
Чем похожи эти два предмета? (Правильно они сделаны из одного материала, из металла, они металлические)
Теперь подумайте, чем они различаются? (Одна -большая, другая- маленькая).
Правильно, они различаются по размерам. А ещё чем?
Для чего нужна чайная ложка, для чего столовая?
Какие стеклянные предметы вы видите на столе? (Стаканы)
Чем похожи эти стаканы? Чем различаются? Для чего нужны?
Воспитатель поднимает над столом две тарелки. (Эта тарелка глубокая, эта тарелка мелкая. Эта ложка столовая, эта – чайная. Один стакан – высокий, другой - низкий.)
Выставляю на стол пластмассовые игрушки.
Есть ли здесь предметы, сделанные из пластмассы?
Как одним словом сказать, какие это предметы? (Пластмассовые)
Ребята, подойдите ко мне, встаньте в кружок. Давайте разучим весёлую зарядку.
Физкультминутка.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
(Надули животик, одна рука на поясе, другая изогнутая, как носик.)
Вот фарфоровые чашки.
Очень хрупкие, бедняжки.
(Присели, одна рука на поясе.)
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
(Кружатся, руками рисуют круг.)
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
(Потянулись, руки вверх.)
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принёс.
(Наклонились вперед и развели руки в стороны.)
ИГРА «ОПИШИ ПРАВИЛЬНО»
(Выставляет на стенд картинки с изображением посуды.)
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая посуда есть в нашем магазине. Вы можете её купить, но надо правильно рассказать, что это за посуда, какая она, для чего нужна? Чтобы было легче описывать предмет – посмотрите на схему.
Схема - наша помощница, глядя на ее окошки, мы можем красиво и правильно рассказать о посуде. Я вам помогу.
(Описание следующего предмета делает тот, кто правильно отгадал предыдущий.)
«ЧЕЙ ДОМИК»
Ребята, а вы знаете, что у каждого продукта есть домик, назовите его.
Сахар живет в (сахарнице)
Соль живет в (солонке)
Перец живет в (перечнице)
Хлеб живет в (хлебнице)
Сухари живут в (сухарнице)
Конфеты живут в (конфетнице)
Гимнастика для глаз
Сковородка не простая (посмотреть прямо)
На плите как золотая (нарисовать квадрат)
Рыба жарится, котлеты (посмотреть вправо, влево)
Приготовит всё она (открыть глаза и поморгать)
Вот такая сковорода! (посмотреть прямо)
Итог занятия.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы много всего знаете о посуде. Мне очень понравилось как вы сегодня работали! А что вам больше всего понравилось? Что мы делали с вами, в какие игры мы играли? Что нового и интересного вы узнали сегодня о посуде? Спасибо вам.