Галина Попелышко
Сопровождение детей с нарушениями опорно — двигательного аппарата в группе детей в условиях детского дома
▼ Скачать + Заказать документы
Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Необычен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
Наталья Калиман
Публикация «Сопровождение детей с нарушениями опорно — двигательного аппарата в группе детей в условиях детского дома» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Было бы замечательно, если бы все дети на земле были здоровы. Но, к сожалению, это не так – и сегодня проблема увеличения числа детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, как никогда актуальна.
С введением ФГОС дошкольного образования в учреждениях создают специальные условия для воспитания и развития таких детей.
Основная задача педагога направлена на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ и инвалидностью компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном обществе.
Современная система образования предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и НОДС. Воспитатель – главный помощник ребенка, который: облегчает, содействует, сопровождает ребенка в выстраивании позитивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, осуществляет руководство совместной деятельностью детей, помогает регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, поддерживает его в освоении знаний, умений и навыков.
В нашей группе 9 детей. Разновозрастная группа с 1 года до 8 лет, сформирована по семейному типу: братья и сёстры проживают вместе. В нашей группе две семьи по 4 человека, в одной есть ребёнок - инвалид с НОДА, и ещё один мальчик – инвалид с ДЦП.
Родыгин Сергей, 27.11.2015г. р.
Самостоятельно не передвигается.
Золотов Станислав, 12.12.2015г. р.
При ходьбе пользуется ходунками. Ds : ДЦП
Эти дети имеют нарушение ОДА,
у них - V группа здоровья
Фоминых София, 14.09.2016 г. р. (III группа здоровья) НОДА
Ds : спастический левосторонний гемипарез. GMFCS- 1 уровень на фоне пара и перивентрикулярной лейкопатии правого полушария головного мозга.
Есть ещё Маша Скопина, 12.08.2017г. р.
Ds : врождённая расщелина мягкого и твёрдого нёба. Проведена уранопластика, группа здоровья III.
Все дети в группе с ЗПР. Один ребёнок раннего возраста.
Одним из необходимых условий качественного образования для таких детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью является наличие системы правильного сопровождения в образовательной организации, реализующей инклюзивную практику.
Диагностическое обследование детей специалистами позволяет организовать индивидуальный маршрут и медицинское сопровождение.
Тесное взаимодействие по всем вопросам и в разных видах деятельности с педагогом – психологом, учителем дефектологом, медицинскими работниками, помощником воспитателя, музыкальным работником, инструктором ЛФК позволяет комплексно подходить к реализации задач развития и воспитания детей нашей группы.
Комплексное медико-педагогическое воздействие, предусматривающее проведение как педагогических, так и медицинских мероприятий, направленных на восстановление и развитие нарушенных функций. Медицинское воздействие предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, ЛФК, массаж.
Взаимодействие включает в себя:
1. Создание санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с НОДС, (наличие оборудованных санузлов, мест личной гигиены); социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка, ( наличие адекватно - оборудованного пространства в учреждении: нет порогов, специальные кровати с бортиками, широкие дверные проёмы).
В групповом пространстве на пути движения детей нет острых углов, полы частично покрыты мягкими коврами; средства передвижения: кресло-каталка (с ручным управлением); специальные коляски, ортопедическая обувь и ортопедические приспособления.
2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей.
3. Подбор и использование специальных пособий, оборудования для демонстрации, игровой деятельности.
4. Своевременная медицинская поддержка.
5. Соблюдение единых требований.
6. Формирование толерантной среды в группе, в учреждении с такими детьми является: индивидуальный подход;
• доброжелательный стиль общения;
• сотрудничество;
• динамичность форм общения.
Сопровождение детей с НОДС в повседневной жизни.
Детям с нарушением ОДА сложно перемещаться в пространстве. Хотя мы для передвижения Сергея используем коляску, для Стаса - ходунки.
Помогаю в формировании чувства уверенности, эмоционального и психологического комфорта, что является залогом успешной адаптации и интеграции такого ребенка в новую для него среду.
Оказываю, вместе с помощником воспитателя, помощь по уходу – это помощь в столовой, раздевалке, на прогулке, туалете. Помощник воспитателя постоянно оказывает помощь детям.
Сопровождение детей на занятиях.
Осуществляя сопровождение детей на занятиях, я учитываю, что у детей с НОДА быстро наступает мышечная утомляемость, поэтому необходимо в течение занятия давать ребенку дополнительный отдых. Хорошо зарекомендовавшая себя и широко применяемая на начальных стадиях обучения пальчиковая гимнастика, для таких детей является необходимой лечебно-восстановительной процедурой и ее игнорирование недопустимо.
У Стаса с церебральным параличом довольно часто наблюдается рассеяние внимания и рассредоточенность. Ребенок погружается в себя, не слушает объяснение, выключается из учебного процесса. Я вижу данную ситуацию, стараюсь в кратчайшие сроки предпринять эффективные действия по выводу ребенка из этого состояния, так как характерный низкий темп работы с отсутствием внимания может свести на нет, достигнутый результат работы на занятии.
Я провожу занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организую совместную и самостоятельную деятельность детей, дети посещают кружок по ИЗО «Солнышко в ладошках».
При необходимости даю отдельное задание детям с НОДА, если в подгруппе есть другие дети, или обращаюсь за помощью к помощнику воспитателя.
Организую индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога);
Применяю здоровьесберегающие технологии, создаю благоприятный микроклимат в группе.
Основные принципы построения коррекционно-развивающей работы:
• Коррекционно-развивающую работу строю на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматриваю с учётом возможностей ребенка и построения системы упражнений, находящихся в зоне его ближайшего развития.
• Организую занятия в рамках ведущей деятельности (игровой).
• Коррекционно-развивающую работу провожу ежедневно.
• Главное требование - соблюдаю режим.
• При проведении занятий, важное значение имеет поза ребенка. Он должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени способствует мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений. При выборе правильной позы, обращаю внимание на положение головы: она не должна быть повернута в сторону, опущена на грудь или поднята вверх и опрокинута назад. Если ребенок не вполне способен контролировать положение головы, применяют специальное приспособление, прикрепленные к спинке стула. Кроме того, подбираю стул по высоте и ширине таким образом, чтобы стопы полностью опирались на опору, а также ширину сидения. Если у ребенка слабые мышцы спины и формируется сутулость, то ему под спину подкладываю плотную подушечку, а спереди придвигают стол, в котором имеется специальная выемка для опоры на руки. Во всех случаях слежу за тем, чтобы поза была симметричной. В этом помогает мне помощник воспитателя.
Методы и приемы развития мелкой моторики рук у детей с НОДС.
Я провожу работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук. При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений учитываю, что личностная незрелость ребенка, страдающего НОДС, проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание предлагаю в игровой форме, которая вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а, следовательно, и улучшению работоспособности.
Занятие по развитию мелкой моторики рук начинаю с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости – оказываю помощь. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:
- Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
- Самомассаж ладоней.
- Самомассаж пальцев рук.
На одном занятии выполняется не более 2-3 упражнений.
Упражнения и игры с использованием различных предметов:
- собирание пирамидок, матрешек, мозаики;
- нанизывание колец на тесьму;
- работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;
-лепка (из глины, пластилина, теста);
- сортировка монет;
- перебор крупы;
- работа с бумагой;
- шнуровка на специальных рамках, ботинках;
- игры с песком, водой;
- закручивание шурупов, гаек;
- игры с конструктором, кубиками;
- рисование в воздухе;
- рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем и т. д.).
Оказывая всестороннюю помощь детям с НОДС, нельзя увлекаться гиперопекой, так как полное лишение самостоятельности, несомненно, отрицательно скажется на дальнейшей адаптации ребенка.
Создаю вокруг ребенка толерантную к нему социокультурную среду. Кроме того, в инклюзивном образовании учитываю потребности всех участников, формирую качества толерантности, что позволяет более успешно решать вопросы адаптации таких детей в современном мире.
Игровая деятельность.
Для включения таких детей в игровую деятельность, организую соответствующую игровую среду. Знакомлю детей с различными игровыми сюжетами, помогаю освоить простые игровые действия, использовать предметы заместители, поддерживаю стремление ребенка играть в элементарные ролевые игры и брать на себя роли близких и знакомых взрослых, организуют несложные сюжетные игры с одним или несколькими детьми.
Театрализованная игра создаёт благоприятные условия для развития чувства эмпатии, партнерства, освоения новых способов взаимодействия.
Использую любые способности и возможности детей. Не делю их по принципу сохранности интеллекта, по уровню двигательных возможностей детей, и поэтому каждый ребенок, чувствуя поддержку, испытывает радость и желание участвовать в новых играх и следующих постановках.
В любой театрализованной постановке, не зависимо от выраженности диагноза (двигательных способностей детей, уровня умственного развития, каждый ребенок исполняет доступную для него роль.
Помогаю сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх. А другие дети принимать ребят – инвалидов.
Как показывают наблюдения, участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в развитии таких детей :
знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются;
развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление;
активизируется собственная речь;
активнее и успешнее формируются навыки невербального общения;
обогащается словарный запас;
совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений;
развивается эмоционально-волевая сфера;
корректируется поведение;
формируется самостоятельность и активность.
Трудовая деятельность.
Главными задачами трудового воспитания детей с НОДС являются воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду.
Труд по самообслуживанию. Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места, дежурство в столовой и т. п.). Это самый элементарный вид детского труда.
Показываю выполнение каждого действия и его последовательность, даю подробное словесное объяснение; проверяю выполненную работу. Привлекаю к помощи, контролю помощника воспитателя и старших детей.
Труд рядом. Даю индивидуальные поручения одновременно нескольким детям. Выполняя задание, дети трудятся рядом, в работе каждый независим. Это даёт ребенку действовать в индивидуальном темпе, что особенно важно на этапе овладения навыком. В процессе работы ребенок получает представление о последовательности её выполнения, о требованиях, предъявляемых к результату. Тьютером выступает также помощник воспитателя.
Утром во время сбора детей на прогулку или в ходе её, а также после дневного сна, во время игр, предлагаю детям протереть игрушки влажной тряпкой или вымыть их, полить цветы. Руковожу работой каждого ребенка, показываю приёмы выполнения работы, стремясь к тому, чтобы дети запомнили её последовательность, оцениваю старания детей, их стремление довести дело до конца. Привлекаю к помощи и поддержке старших детей и помощника воспитателя.
Участие в мероприятиях детского дома.
Пребывание в детском доме невозможно представить без радостных праздников и трогательных утренников. Мероприятия, организуемые в рамках досуговой деятельности, дарят дошкольникам яркие впечатления, которые сохранятся на всю жизнь. И вместе с тем в увлекательной форме ребята получают новые знания и раскрывают творческие способности, становятся инициативнее и самостоятельнее.
Главная задача праздника – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру.
• Обогащают новыми, надолго запоминающимися впечатлениями.
• Содействуют творческой активности.
• Организации дружного коллектива.
Наши дети активно участвуют в мероприятиях проводимых в детском доме : поют, играют на музыкальных инструментах, наравне с остальными, читают стихи, участвуют в конкурсах, в посильных соревнованиях, занимают призовые места. Я помогаю им подготовиться, сопровождаю их.
Вывод:
Таким образом, работая с детьми – инвалидами, я подбираю педагогические средства, учебные материалы, учебные задания, формы контроля и оценки для конкретного ребенка, каждый раз исходя из его индивидуальных особенностей, способностей, возможностей и интересов.
Разрабатываю меры по обеспечению взаимодействия воспитанников с другими субъектами образовательного процесса, координирую такое взаимодействие, оказываю помощь в построении образовательной среды.
Выполняю роль проводника между ребенком и новой средой, в первое время, в период адаптации беру на себя абсолютно все задачи по интеграции ребенка в эту среду. Помогаю ему в ней освоиться, выстраиваю вокруг него комфортное пространство, в том числе образовательное, и в дальнейшем формирую успешное взаимодействие между основными участниками учебного процесса.
В результате работы наши ребята легко адаптируются в группе, в учреждении, развиваются их умения и навыки. Они активно участвуют в жизни детского дома, проявляют инициативу, творчество. Дети детского дома хорошо принимают таких детей, поддерживают, помогают им.