Наталья Артемьева
Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию речи и подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ
ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Работа по формированию фонематических представлений строится с учё том характера дефекта:
1) формирование фонематического восприятия и на развитие звукового контроля;
2) развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа;
3) формирование звукового контроля как осознанного действия.
Темочки:
Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию фонематических представлений:
1) Необходимо учить детей умению опознавать и различать звуки речи как осознанные, обучать операциям осознанного звукового анализа.
2) Единицами речи должны быть слова, т. к. звуки существуют в составе слова и выделяются из него при анализе слова. Только после этого можно проводить наблюдения за звуками в составе слогов и в изолированном произнесении.
3) Звуковой анализ слов, на основе которого формируются навыки опознания и дифференциации фонем, проводится вначале с теми звуками, которые ребёнок произносит правильно. После того, как ребёнок научится узнавать правильно произносимые им в слове звуки, определять их место среди других звуков, отличать их от других, можно перейти к другим звукам.
4) Работу по формированию восприятия неправильно произносимых ребёнком звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребёнка не мешало ему. Для этого при проведении звукового анализа нужно подбирать такие слова, которые бы исключали проговаривание ребёнком неправильно произносимых им звуков либо переносить нагрузку на слуховое восприятие ребёнка.
5) Слухопроизносительные дифференцировки происходят успешнее, если они производятся взаимосвязано с развитием фонематического анализа и синтеза.
Формирование фонематического анализа и синтеза происходит поэтапно:
I этап – формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на наглядные средства (с опорой на графическую схему, цветные кружочки) и действия. Действие, которое осуществляет ребёнок при заполнении схемы по мере выделения и опознания звуков, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.
II этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Ребёнок определяет количество и последовательность звуков, не называя слова, т. е. не воспринимая слова на слух, на основе представлений.
Работа по обогащению и активизации словарного запаса - длительный и трудный процесс.
В работе по формированию словаря выделяют несколько этапов:
1 этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
2 этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
3 этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Задачи:
• Коррекция и развитие всех компонентов речи;
• развитие сенсорных и моторных функций;
• формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
• развитие мимической мускулатуры;
• развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);
• развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
• формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.);
• формировать полноценные произносительные навыки;
• развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
• формировать лексико-грамматические средства языка;
• развивать самостоятельную фразовую речь;
• готовить к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Основные направления коррекционно-развивающей работы :
1. Формирование лексико-грамматических категорий;
2. Развитие фонетической стороны речи;
3. Развитие связной речи;
4. Обучение грамоте (6-7 лет).