Лариса Леонова
Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию фонематических представлений у детей с нарушением речи
▼ Скачать
Консультация для воспитателей
Тема: «Содержание коррекционно – развивающей работы по развитию фонематических представлений у детей с нарушением речи»
Леонова Лариса Петровна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 6»
Введение
Публикация «Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию фонематических представлений у детей с нарушением речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Установлено, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.
Фонематические представления – это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествующих восприятий этих слов.
Несформированность фонематических представлений снижает у детей готовность к овладению звуковым анализом слова, что позже не позволяет детям полноценно усваивать программу общеобразовательной школы,а в процессе обучения чтению и письму у них появляются специфические ошибки. Вот почему необходимо в дошкольном возрасте формировать фонематические представления детей.
Работа по формированию фонематических представлений.
Фонематическое представление о звуковом составе языка формируется у ребенка на основании приобретаемой способности слышать и различать звуки (фонематическое восприятие, выделять звуки на фоне слова, сопоставлять слова по выделенным звукам (фонематический анализ). Так как фонематические анализ, синтез и представления формируются на основе фонематического восприятия, то фонематическое восприятие в процессе онтогенеза проходит определенные стадии своего развития.
Е. Н. Винарская выделяет два уровня восприятия речи.
Первый уровень – фонетический (сенсомоторный) – различение звуков речи на слух и превращение их в артикуляторные образы на основе сохранности акустического и кинестетического анализа. Этот уровень обеспечивает полноценность импрессивной и экспрессивной речи.
Второй уровень – фонологический (языковой) фонемное распознавание речи, установление последовательности звуков и их количества.
Дифференциальными признаками, с помощью которых распознается фонема на слух являются акустические свойства этих фонем. В последующем усвоении дифференциальных признаков в акте речи лежит артикуляционный характер.
Фонематический анализ включает в себя выделение звуков на фоне слова, сопоставление слов по выделенным звукам, определение количественного и последовательного звукового состава слова.
В формировании фонематических представлений выделяется несколько периодов. На первых этапах (от одного года до трех лет) фонематические представления складываются в соответствии с собственным неправильным произношением. В процессе дальнейшего развития ребенок овладевает способностью не всегда считаться с артикуляцией звуков, т. е. речеслуховой анализатор освобождается от тормозящего влияния речедвигательного анализатора.
Уточним, что точные фонематические представления о звуке возможны лишь при правильном его произношении.
Работа по формированием фонематических представлений строится с учё том характера дефекта:
1) формирование фонематического восприятия и развитие звукового контроля;
2) развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа;
3) формирование звукового контроля как осознанного действия.
Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию фонематических представлений :
1) Необходимо учить детей умению опознавать и различать звуки речи как осознанные, обучать операциям осознанного звукового анализа.
2) Единицами речи должны быть слова, т. к. звуки существуют в составе слова и выделяются из него при анализе слова. Только после этого можно проводить наблюдения за звуками в составе слогов и в изолированном произнесении.
3) Звуковой анализ слов, на основе которого формируются навыки опознания и дифференциации фонем, проводится вначале с теми звуками, которые ребёнок произносит правильно. После того, как ребёнок научится узнавать правильно произносимые им в слове звуки, определять их место среди других звуков, отличать их от других, можно перейти к другим звукам.
4) Работу по формированию восприятия неправильно произносимых ребёнком звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребёнка не мешало ему. Для этого при проведении звукового анализа нужно подбирать такие слова, которые бы исключали проговаривание ребёнком неправильно произносимых им звуков либо переносить нагрузку на слуховое восприятие ребёнка.
5) Слухопроизносительные дифференцировки происходят успешнее, если они производятся взаимосвязано с развитием фонематического анализа и синтеза.
Формирование фонематического анализа и синтеза происходит поэтапно:
I этап – формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на наглядные средства (с опорой на графическую схему, цветные кружочки) и действия. Действие, которое осуществляет ребёнок при заполнении схемы по мере выделения и опознания звуков, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.
II этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Ребёнок определяет количество и последовательность звуков, не называя слова, т. е. не воспринимая слова на слух, а на основе представлений.
В итоге логопедической работы дети должны :
• правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
• чётко дифференцировать все изученные звуки;
• называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
• находить в предложении слова с заданным звуком. Определять место звука в слове;
• различать понятия «звук», «слог». «предложение» на практическом уровне;
3. Заключение
Для полноценного овладения чтением и письмом необходимо чтобы ребёнок сохранял в своей памяти устойчивое представление о каждом звуке. Это важно для успешного обучения в школе. При обучении чтению и письму ребёнок должен мысленно соотнести каждый звук с соответствующей ему буквой. На это и нацелена работа логопеда.
Используемая литература
1. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В, Чиркина «Основы логопедии»
Издательство «Просвещение», 1989
2. Автор – составитель: Г. В. Чиркина, «Коррекция нарушений речи»
Издательство «Просвещение», 2008
3. Е. Н. Винарская «Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи» Язык и человек. - М. : Изд-во МГУ, 1979
4. Библиографический список.
1. Винарская Е. Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. // Язык и человек. - М. : Изд-во МГУ, 1970. – С. 55-62.
2. Гвоздев А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – М. : Акцидент, 1995. – 64с.
3. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей
. -- М. :"Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с. (Практическая логопедия.)
4. Волкова Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников - М. : ГНОМ и Д, 2006. 141с.
5. Фуреева Е. П. Нарушения речи у школьников. Коррекционо-педагогическая работа в массовой школе при общем недоразвитии речи - Ростов н/ Дону : Феникс, 2006. 203с.
6. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками М. : Академия, 2003. 240с.