Ефросиния Матвеевна Винокурова
Социокультурные возможности сельского ДОУ в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №10 «Чуораанчык» с. Ус-Кюеля
муниципального района «Усть-Алданский улус (район)» РС (Я)
Социокультурные возможности сельского ДОУ
в патриотическом воспитании
детей старшего дошкольного возраста
Винокурова Е. М.
Воспитатель старше – подготовительной группы
Квалификационная категория – СЗД
2021 – 2022 уч. год
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста одно из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». В ФГОС ДО прописано: «Социально коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках».
Публикация «Социокультурные возможности сельского ДОУ в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, где формируются основы гражданских качеств. Воспитание к патриотизму это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Чтобы достичь определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными.
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. С опытом такой работы в детском саду мы и предлагаем вам познакомиться.
Начиная с 2017- 2018 учебного года мы периодически реализуем проект по нравственно - патриотическому воспитанию «Мы помним, чтим, гордимся!»
Паспорт проекта: «Мы помним, чтим, гордимся!»
Новизна проекта:
• систематическая, целенаправленная работа с социальным партнером.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели и родители, социальные партнеры.
Руководитель проекта: Винокурова Е. М. воспитатель старше – подготовительной группы «Кустук»
Тип проекта: проблемно-информационный, творческий, групповой, краткосрочный, периодический.
Цель проекта: Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через привлечение социокультурных возможностей сельского ДОУ.
Задачи:
- организовать систематическую и целенаправленную работу с социальным партнером
-объединить усилия всего социума (родители, педагоги, социальный партнер) в решении задач нравственно - патриотического развития дошкольников;
- формировать у детей уважительное отношение к истории нашей страны и чувства принадлежности к малой родине и Отечеству;
- воспитывать уважение к памяти ветеранам ВОВ, и к традиции преемственности поколений.
- развивать физические, творческие способности и коммуникативные навыки детей.
Актуальность: Мы, взрослые, часто задумываемся о том, как правильно рассказать детям о прошедшей войне. Как сделать так, чтобы дети уже с ранних лет знали: мир — это самое важное, что есть на нашей земле? Как, не травмируя нежные детские души, рассказать им про войну? А главное, донести до них всю боль войны и радость победы в Великой Отечественной. Сейчас осталось очень мало ветеранов Великой Отечественной войны, они ушли от нас навсегда. Услышать из первых уст рассказы о войне уже практически невозможно. Мы, педагоги, понимает, что именно от нас зависит, какими вырастут наши дети, будут ли гордиться страной, в которой родились, будут ли помнить и чтить подвиг своих предков.
Предполагаемый результат:
- Усвоение детьми знаний, представлений о страшном периоде в нашей стране – Великая Отечественная война; эмоциональное, ценностное отношение к ветеранам, участникам войны, понимание того, что надо чтить и уважать память павших героев, желание узнать историю своей страны и историю своей семьи.
- Воспитание чувства любви к родной земле, уважение к ветеранам и к памяти погибших воинов.
- Развитие у детей нравственных качеств: целеустремленности, выносливости, доброжелательности.
- Привлечение внимания общественности, социума в патриотическом воспитании дошкольников.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный (организационный) этап:
- разработка содержания проекта, составление плана работы; подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (иллюстрации, электронные презентации, художественная литература, аудиозаписи, видеозаписи);
- организационная работа с социальными партнерами: музей наслега, сельская библиотека, совет ветеранов, родственники, дети, внуки ветеранов ВОВ;
- Беседа с родственниками ветеранов, сотрудником музея о героях Великой отечественной войны, о собственных дедушках и бабушках, участниках войны;
- Экскурсии в музей наслега, сельскую библиотеку, к памятнику ветеранов ВОВ;
- Рисование на военную тематику;
- Сбор фотографий и историй участников ВОВ, создание слайдов.
Основной (деятельный) этап:
Проведение традиционного спортивного соревнования для мальчиков старше – подготовительной группы «Бэргэн» на призы памяти воинов ВОВ братьев Карманиловых, уроженцев I Курбусахского наслега, которые четвером были призваны и воевали ВОВ. Соревнование проходит каждый год в конце февраля. В 4 –х этапах конкурса мальчики соревнуются по разным видам метания и стрельбе. Занявшие призовые места награждаются именными медальями, дипломами и призами от детей и родственников братьев Карманиловых, также все участники поощряются призами и сертификатамы.
Ко Дню победы приручается спортивно – музыкальный конкурс «Дьулус, тулуй, кыай!» для детей старше – подготовительной группы. Конкурс состоит из трех этапов:
1 этап – конкурс патриотической песни.
2 этап – викторина «Никто не забыт, ничто не забыто».
3 этап – спортивное соревнование по полосе препятствий.
Победители конкурса награждаются именными кубками, дипломами и призами от родственников ветеранов войны и тыла.
Благодаря слаженной целенаправленной работе с социальными партнерами наш проект по патриотическому воспитанию «Мы помним, чтим, гордимся!» стал уникальным.
Дети получили новые знания о великой отечественной войне, узнали имена ветеранов Великой Отечественной войны, о героическом подвиге тружеников тыла.
Педагоги: подобрали методическую и детскую литературу; пополнили методическую «копилку» тематическими презентациями, репродукциями, аудиозаписями, картотеками стихов, пословиц, поговорок, наработали рекомендации для родителей с информацией о написании биографии ветеранов ВОВ.
Родители: проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта; проявили творческую инициативу для оформления праздника; приняли активное участие в подготовке к проведению совместного мероприятия.
Социальные партнеры: предоставили информационный материал: фотографии, биографии, книги, экспонаты. Участвуя в реализации нашего проекта, они дали глубокую дань уважения к ветеранам ВОВ, рассказали о своих родных, о доблестной истории своей семьи. Непосредственное участие к этой сложной проблеме, вызывает удовлетворённость за совместно проделанную работу, понимание востребованности участия в воспитании дошкольников.
Таким образом, благодаря слаженной работе с социальными партнерами, с родителями мы приобщаем детей к нравственно-патриотическому воспитанию. Результат нашей работы позволяет сделать вывод, что созданный нами проект в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.