Татьяна Шагаева
Социокультурные нормы детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время дошкольное образование направлено на формирование у детей дошкольного возраста взаимодействия с социумом, партнерства в разных социокультурных условиях. В дошкольном возрасте происходит формирование самооценки, эмоционального интеллекта, нравственных ценностей и социализация. Все это делает актуальной проблему социокультурного воспитания детей в детском саду.
Публикация «Социокультурные нормы детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
Приобщение детей к социокультурным нормам является одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, задачами которого выступают объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Социокультурное развитие рассматривается в системе познавательного развития и должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа.
Правильно организованное дошкольное образование дает возможность детям самостоятельно выявить социокультурные ориентиры, которыми в дальнейшей жизни они смогут пользоваться. В процессе получения дошкольного образования дошкольники соизмеряют, сравнивают свои поступки, действия, с действиями и поступками других детей, воспитателей, родителей, окружающих людей, тем самым осваивая социокультурные нормы.
Формирование социокультурных норм происходит в процессе социокультурного развития, который у ребенка дошкольного возраста определяется как процесс индивидуального развития в период первоначальной жизни человека и создание определенных условий для перехода его в более совершенное состояние, при котором посредством воспитания и обучения происходят количественные и качественные изменения, раскрываются способности, определяются особенности и возможности становления путем усвоения ценностей, норм, установок, присущих данному обществу, через культурные средства, формы и методы.
Ребенок усваивает социокультурные нормы во взаимодействии с людьми, заинтересованными в его благополучном развитии (члены семьи, работники учреждений образования, культуры и др., которые передают свои знания, опыт, помогают понять и принять социально-культурные особенности своего общества (культурные средства и формы, социально-культурные ценности, нормы, установки, адаптироваться в социально-культурной среде.
В процессе формирования социокультурных норм можно выделить познавательный компонент – знания и представления о культуре народа, социального окружения, норм и ценностей, принятых в окружающем человека обществе, о культурных ценностях России и других стран; мотивационный компонент как интерес к ознакомлению с родным городом, его географией, историей и культурой, усвоение им нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности; коммуникативный компонент как умение общаться, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, навыки культуры общения и разрешения проблемных ситуаций.
Формирование социокультурных норм происходит в различных видах деятельности, главным образом, в игре. Сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные, народные игры выполняют познавательную функцию (ребенок познает окружающий мир и правила поведения и взаимодействия с другими людьми); коммуникативную функцию (в игре ребенок вступает в общение с другими детьми, учится выражать свои мысли и понимать собеседника).