Ирина Хабалова
В помощь родителям. Нормы речевого развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Нормы речевого развития ребенка
Дорогие родители! Каждый из Вас часто задает себе и окружающим ряд очень важных вопросов, касающихся Вашего ребенка :
- Когда ребенок должен заговорить?
- Когда и в каких случаях стоит переживать по этому поводу?
- Как правильно оценить состояние речи своего ребенка?
- Когда же стоит привести ребенка на консультацию к логопеду, и на какие моменты в его речи стоит обратить особое внимание?
Публикация «В помощь родителям, Нормы речевого развития ребенка» размещена в разделах
Чтобы получить ответ на эти и другие важные вопросы, предлагаю Вам ознакомиться со следующими нормами речевого развития :
1 год: Появляются отдельные слова (автономная детская речь). Она не понятна для окружающих, многозначна, ситуативна, аграмматична. В первый год жизни наблюдаются предпосылки речевого развития. 1-е полугодие – звуко-подражание (гуление). 2-е полугодие – лепет. В это время ребенком приобретается пассивный словарь. Ребенок понимает отдельные слова, обращенные к нему; малыш понимает простые просьбы, выполняет простые требования. Во время игры приносит названную игрушку. Показывает разученные сюжетные действия: покачай лялю, покажи у кисы глазки.
Обращайтесь к логопеду если ребенок :
1. К году не может произнести ни слова.
2. Не выполняет простейшей просьбы (покажи, принеси, возьми).
3. Не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечание по поводу неправильного поведения.
2 года:
Активный и пассивный словари растут. Ребенок начинает говорить предложениями. К 3-м годам правильно произносит большинство звуков, за исключением сложных.
1. Словарный запас ребенка не менее пятидесяти слов.
2. Малыш понимает двухэтапную просьбу (возьми принеси).
3. Начинает активно использовать предложения из двух слов («Шапку снять», «Дай чай», «Папе ключи» и др.).
Обращайтесь к логопеду если:
1. Отсутствует фраза.
2. Ребенок плохо понимает обращенную к нему речь.
3. Произносит только отдельные слоги («па» - палка).
4. Один слог произносит многократно, заменяя им другие слоги («нана» означающее все что угодно).
3 года:
• Словарный запас малыша до 250 слов и выше.
• Он уже общается предложениями из трех слов.
• Использует множественное число существительных и глаголов.
• Называет свое имя, пол, возраст.
• Понимает значение простых предлогов.
• Выполняет задания типа «положи карандаши в коробку».
Обращайтесь к логопеду если:
1. В три года путает понятия «верх» «низ».
2. Не выполняет последовательно две команды («Подними мячик и дай его мне!»).
3. Не составляет фразу из 2-3 слов.
4. Не называет известные ему предметы.
5. Не различает и не называет основные цвета.
4 года:
• В возрасте 4-х лет у ребенка заканчивается овладение грамматикой родного языка.
• В разговоре он использует 10-15 вариантов предложений.
• Может рассказать о себе.
• Словарь составляет от 250 до 3000 слов.
Обращайтесь к логопеду если:
• Не отвечает на простейшие вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?».
• Речь аграмматична неправильно использует падежные окончания имен существительных, предлогов.
• Неправильно произносит большую часть звуков – дефект смягчения – «тяпки» вместо «тапки», «дём дом», Искажение межзубное произношение звуков «с», «з», «ц», «ч», «щ», смешение – «ш» на «с» «сапка» «шапка», а «ж» на «з» «заба» «жаба».
• Употребляет фразы, состоящие менее чем из 4 слов.
5 лет:
Когда ребенку исполняется уже 4-5 лет, можно говорить о правильном произношении звуков, построении фраз и т. д. Ребенок грамматически правильно строит фразы и произносит все звуки. Словарный запас около 2500 слов. Наблюдается развитие функции словообразования.
7 лет:
Ребенок должен уметь строить любое предложение, правильно произносить все звуки. Речь становится родной. В этот период появляется эгоцентрическая речь, не имеющая коммуникативной функции (комментирование собственных действий) затем это переходит во внутреннюю речь. К 7 годам появляется контекстная речь (полная, развернутая).
Обращайтесь к логопеду если вы заметили:
• Нарушение произношения звуков,
• Неправильное построение фразы
• Пропускание согласных звуков там, где они стоят рядом «такан» «стакан» Нарушение при согласовании с именами существительных среднего рода (солнцы, окны) или множественного числа (лобы, роты)
Хочется обратить особое внимание родителей на то, что, если ребенок неправильно произносит звуки речи, это может отразится и в письменной речи: он будет делать ошибки на письме! Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте!
Специалисты считают, что чем раньше начать бороться с проблемой, тем лучше будет результат. Даже в возрасте до года можно обнаружить некоторые проблемы, которые необходимо корректировать. Именно ранняя помощь специалиста будет максимально успещной.
Помните, логопед помогает не только исправить неправильное произношение отдельных звуков. Любое отклонение в речи малыша не стоит оставлять без внимания. В этом вопросе лучше перестраховаться, чем упустить что-то важное. Успехов Вам и Вашим детям!