Галина Казначеева
«Любимое имя и Доброе слово всегда рядом». НОД для детей и родителей по программе «Социокультурные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Любимое имя и Доброе слово всегда рядом»
НОД с детьми второй младшей группы по программе «Социокультурные истоки»
НОД проводится совместно с родителями.
Тема НОД «Любимое имя и Доброе слово всегда рядом».
Публикация «„Любимое имя и Доброе слово всегда рядом“, НОД для детей и родителей по программе „Социокультурные истоки“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Доброта. Консультации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
1) Образовательные:
• Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово», с происхождением некоторых имён, с правилами поведения в ресурсном круге;
• Закрепление знаний детей о содержании сказки «Теремок», её героях, в качестве образца произведения устного народного творчества о добром слове, о происхождении имён героев сказки;
2) Развивающие:
• Развивать речевую активность детей в процессе совместной деятельности с взрослыми;
• Развивать умение детей слушать друг друга, открыто вступать в общение, умение образовывать ласковую форму имени и произносить добрые слова;
• Развивать умение двигаться под музыку;
3) Воспитательные:
• Воспитывать умение детей искренне проявлять свои чувства, доброе отношение к близким людям, вступать в общение с ними;
Ход непосредственно образовательной деятельности
Присоединение к теме:
Родители сидят полукругом, воспитатель с детьми заходит в групповую комнату, говорит детям о том, что к ним сегодня в гости пришли их родители, просит детей и родителей встать в круг и приветствует собравшихся словами :
«Добрый вечер всем, кто улыбнулся,
Кто с доброй улыбкой ко мне повернулся!
Добрыми глазками все посмотрите –
Мы вас всех любим, и вы всех любите!
Добрый вечер – закатному Солнцу!
Добрый вечер – небу в оконце!
Добрый вечер – всем людям на свете!
Добрый вечер – и взрослым, и детям!
Будем все нежны! Будем все дружны!
Как приятно видеть всех вас, дорогие наши дети, рядом с вашими родителями. Давайте улыбнёмся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. А теперь возьмитесь за руки – мы передадим друг другу тепло наших рук и сердец. Давайте познакомимся поближе. Возьмите в руки это сердечко, передавайте его по кругу, чётко и ясно произнося своё имя. Вот мы и познакомились! А теперь займите, пожалуйста, места на стульях.
Сегодня мы поговорим с вами об имени. Уважаемые родители, вашему ребёнку чуть более трёх лет. … Вспомните, как с появлением новорождённого ваша жизнь приобрела сразу новый, глубокий смысл! С этого момента вы взяли на себя великую ответственность за воспитание и развитие человека. Вы радовались всем сердцем, когда ваш малыш начал произносить первые слова. Постепенно слово стало соединяться с действием, делом, через слово ребёнок начал открывать и постигать удивительный мир Добра и Света. Первое Слово, которое на всю жизнь подарили вы своему ребёнку – его имя. Имя не дают случайно. Имя – это как свет от образа человека. В российской традиции именем, отчеством и фамилией продолжается род семьи. При крещении младенец на всю жизнь получает ангела-хранителя – покровителя и заступника. В народе этот день называют именинами. Это большой праздник для всей семьи. Имя имеет большое значение для человека, является как бы кодом его судьбы. Каждое имя имеет своё значение: Александр – Защитник, Виктория – победа, Анастасия – Воскресение, Михаил – подобный Богу, Ирина – мир, покой.
Имена мы даём только людям, но и животным, игрушкам.
Ребята, к вам в гости пришли герои сказки. Угадайте, как она называется? В этом вам поможет загадка:
Домик в поле появился,
Он в жилище превратился
Для мышонка и лягушки –
Лупоглазой попрыгушки,
Зайка, волк, лиса, медведь,
В нём будут жить и песни петь!
Что это за дом такой? Как называется сказка?»
Дети отвечают: «Теремок».
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Скажите, пожалуйста, кто первым поселился в Теремке?»
Дети отвечают: «Мышка».
Воспитатель достаёт из-за ширмы куклу мышки. Говорит за Мышь: «Здравствуйте, ребятки, добрый вечер! Вы помните, как меня зовут?»
Дети отвечают: «Мышка – норушка».
Мышь: «А почему меня норушкой зовут?»
Дети: «Потому, что ты в норке живёшь».
Мышь: «Правильно, ребята!»
Воспитатель: «Ребята, а как можно ласково назвать Мышку?»
Дети отвечают: «Мышечка, норушечка, Мышулька» (родители помогают, если дети затрудняются в ответах).
Мышка: «Спасибо вам, ребята, мне очень понравились мои ласковые имена, меня так никто ещё не называл!»
Воспитатель: «Мышка хочет загадать вам загадку. Если вы её угадаете, то в гости к вам придёт второй герой сказки».
Мышка: «Не птица, не зверушка, не рот, а ловушка! Попадут в ловушку и комар, и мушка. Кто это?»
Дети: «Лягушка!»
Воспитатель: «Ребята, какими добрыми словами Мышка приглашала Лягушку в Теремок?»
Дети отвечают: «Иди ко мне жить».
Мышка прощается: «До свидания, ребята, до новых встреч!», – и уходит в Теремок.
Появляется Лягушка: «Добрый вечер, добрые люди! Вы знаете, как меня зовут?»
Дети: «Лягушка – квакушка».
Лягушка: «А почему у меня такое имя?»
Дети отвечают: «Потому, что ты квакать умеешь».
Лягушка: «А вы умеете? Давайте вместе попрыгаем и поквакаем!
Мы лягушки – попрыгушки, настоящие квакушки!
Ква-ква, ква-ква, лягушачие слова!»
Воспитатель с детьми и лягушкой квакают и прыгают на двух ногах.
Лягушка: «Теперь квакать прекратите и на стульчики бегите!»
Воспитатель: «Понравилось вам с Лягушкой играть? Давайте поблагодарим Лягушку и придумаем ей ласковые имена!»
Дети придумывают: «Лягушечка, Квакушечка, поскакушечка».
Лягушка: «Спасибо вам, ребятки! До свидания», – прячется в Теремке.
Воспитатель: «Дети, отгадайте загадку:
Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая прочтёт – белого найдёт! Кто это? Что за герои из сказки Теремок?»
Дети: «Это Лиса и Заяц».
Появляются Заяц и Лиса.
Заяц: «Помните, ребята, как меня в сказке звали?»
Дети: «Зайчик – побегайчик».
Заяц: «Почему меня так зовут?»
Дети: «Потому, что ты умеешь быстро бегать».
Воспитатель: «А кто появился в Теремке после зайчика?»
Дети: «Лисичка – сестричка».
Воспитатель: «Давайте вспомним, какими добрыми словами Мышка и Лягушка приглашали к себе жить Зайку и Лисичку?»
Дети: «Иди к нам жить!»
Воспитатель: «Давайте назовём наших гостей ласково. Как мы зайчика назовём?»
Дети: «Зайчик – побегайчик, Заюшка – побегаюшка, Зайчишка» (родители помогают).
Воспитатель: «Наш Зайка не только быстро бегает, но и ловко прыгает, как ещё его можно назвать?»
Дети: «Зайчик – попрыгайчик».
Воспитатель: «А как можно ласково назвать нашу Лисичку?»
Дети: «Лисичка – сестричка, Лисонька» (родители помогают детям подобрать слова).
Заяц и Лиса: «Спасибо вам, ребята, за слова ласковые, добрые! Мы хотим вас поблагодарить и поиграть».
Звучит музыка, дети выполняют движения:
Воспитатель проговаривает : «Заяц прыгал, прыгал, прыгал и устал, хвостиком пошевелил, ушки вверх поднял и т. д.»
Лисичка говорит: «В лапы мне не попадись, быстрей на стульчики садись!»
Воспитатель: «Весело мы поиграли, давайте поблагодарим Лисичку и Зайчика, скажем им добрые слова!»
Дети: «Спасибо!»
Лиса и заяц: «И вам, ребята, спасибо! До свидания!»
Воспитатель: «Ребята, а кто появился в Теремке после Лисы?»
Дети: «Волк!»
Появляется Волк: «Здравствуйте, ребята! Помните, как меня зовут?»
Дети: «Волчок – серый бочок!»
Волк: «Почему меня так называют?»
Дети: «Потому что волки серого цвета».
Воспитатель: «Как мы можем ласково назвать нашего Волка?»
Дети (с помощью родителей) : «Волчочек, Волчишко – серенький бочишко».
Волк: «Спасибо вам, ребятки, так ласково меня ещё никто не называл! За это я с вами хочу поиграть».
Воспитатель: «А мы про тебя игру знаем!
(Проводится пальчиковая гимнастика)
Я, серый волк, зубами – щёлк!
В лесу зайца увидал,
И зайчишку испугал: «Р-р-р-р» (дети с родителями делают движения руками и пальцами в соответствии с текстом, повторяя их за воспитателем)».
Воспитатель: «Как весело мы поиграли с Волком, давайте его поблагодарим добрыми словами!»
Дети с родителями : «Спасибо тебе, Волк!»
Волк: «Пожалуйста, до свидания!» – уходит в Теремок.
Воспитатель: «Кто последним появился в Теремке?»
Дети: «Медведь косолапый».
Появляется Медведь, всех приветствует.
Воспитатель: «Ребята, у нашего Медведя сегодня большой праздник – Именины! У медведя есть второе, секретное имя – Бер, отсюда и название его дома. Подскажите, как называется жилище медведя?»
Дети: «Берлога!»
Воспитатель: «Бер – это настоящее, старинное имя медведя, а лог – означает «яма». Под корнями старой ели яму рыл он еле-еле, натаскал ветвей, травы немного, и устроил там…что?»
Дети: «Берлогу!»
Воспитатель: «В народе было поверье, что если звать медведя по имени «Бер», то он придёт к вашему дому. Люди придумывали ему другие имена. Медведь означает – «ведает мёд», то есть знает, где в лесу мёд найти можно. Также его называют Косолапый. Почему? Как ещё можно назвать медведя?»
Дети отвечают с помощью родителей : «Михайло Иванович, Топтыгин, Хозяин и др.».
Воспитатель: «Давайте поздравим Медведя с именинами, встанем в хоровод и споём ему «Каравай»!»
Проводится хороводная игра «Именины», все танцуют и поют под русскую народную музыку.
Медведь: «Спасибо, люди добрые, уважили Медведушку. До свидания! Мне в Теремок пора возвращаться», – уходит в Теремок.
Воспитатель: «Уважаемые гости, давайте поставим свои стульчики в общий круг. Садитесь поудобнее! (создаётся ресурсный круг) Во время нашей встречи прозвучало много добрых слов, ласковых имён. Ребята, какие добрые слова говорили нам при встрече и прощании сегодня наши герои, благодаря нас за ласковые имена?»
Дети (родители помогают) : «Спасибо, добрые люди, здравствуйте, до свидания».
Воспитатель: «Недаром в народе говорят: «Доброе слово дороже золота!» Уважаемые родители, возьмите, пожалуйста, этот оранжевый мяч с шипами, он немного похож на солнышко. Как наше Солнышко встаёт на востоке и движется на запад по кругу, так и мы с вами пустим мяч по кругу. Давайте произнесём поговорки и пословицы о добром слове».
Воспитатель раздаёт карточки с пословицами и поговорками :
Доброе слово – лечит.
Добро слово – окрыляет.
Доброе слово – дороже золота.
Доброе слово и кошке приятно.
Кто добрые слова говорит – у того ничего не болит.
Доброе слово – всегда к месту.
Ничто не даётся нам так дёшево, и не ценится нами так дорого, как доброе слово.
Кто доброе слово говорит – словно рублём одарит.
Кто нам с добрым словцом – к тому и мы лицом.
Доброе слово и сказать не трудно, и слушать приятно.
Доброе слово – душу исцеляет, и добреть заставляет.
Воспитатель: «Большое всем спасибо!
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
С добрым утром! Добрый вечер!
Доброй ночи! – говорим (А. Яшин)»
А теперь, уважаемые родители, возьмите листочки с изображением Алёнушки, вышивающей полотенце. Впишите на полотенце ласковые и любимые имена, которыми вы называете своих детей. Родители будут произносить эти ласковые имена своим детям, а дети будут благодарить добрыми словами своих родителей : «Спасибо, мамочка, спасибо, папочка, спасибо, бабулечка и дедулечка!»
Мамы записывают слова.
Воспитатель говорит: «Добрые слова нужно говорить так, чтобы их все хорошо слышали, от всего сердца! Давайте пустим по кругу с востока на запад наше сердечко, передавайте его друг другу как эстафету добра».
После этого воспитатель просит всех поделиться своими впечатлениями.