Светлана Лалыкина
«Старание и терпение» — конспект НОД по программе «Социокультурные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Цель: способствовать формированию у детей нравственных понятий на основе примеров из художественной литературы (сказок «Морозко» и «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»).
Задачи:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
образовательные:
- продолжать знакомить с социокультурной категорией «Традиции дела»;
- обогащать представления о людях труда, нравственных качествах человека, таких как старание и терпение;
Публикация «„Старание и терпение“ — конспект НОД по программе „Социокультурные истоки“» размещена в разделах
- создавать условия для формирования нравственной основы характера, формирования первоначальных представлений об общечеловеческих ценностях.
развивающие:
- развивать умение оценивать свои и чужие поступки, их влияние на эмоциональное состояние других людей;
- развивать коммуникативные умения и социальные навыки общения.
воспитательные:
- воспитывать трудолюбие и ответственность.
Образовательная область «Познавательное развитие»
образовательные:
- формировать представление о старании и терпении и их значении в жизни человека;
- продолжать закреплять умение детей конструировать заданные слова путем составления слогов из заданных букв;
развивающие:
- развивать умение находить номер страницы по соотношению цифр;
- развивать умение видеть красоту в окружающих предметах.
воспитательные:
- воспитывать любознательность.
Образовательная область «Речевое развитие»
образовательные:
- формировать умение понятно и грамотно формулировать свои мысли;
- содействовать налаживанию диалогического общения детей со сверстниками в совместной деятельности, приходить в паре к общему решению;
развивающие:
- развивать интерес к рассказыванию о впечатлениях из личного опыта, обогащать содержание общения детей со взрослым и сверстниками;
воспитательные:
- воспитывать дружелюбие, умение договариваться друг с другом.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
образовательные:
- формировать восприятие совместного творчества детей и родителей в рамках выставки «Город мастеров»;
развивающие:
- развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкальных и художественных произведений;
воспитательные:
- воспитывать любовь к народному творчеству.
Образовательная область «Физическое развитие»
образовательные:
- формировать умение осознанно использовать приобретенные двигательные навыки при выполнении народной игры «Золотые ворота» во время физкультминутки;
- способствовать сохранению психического здоровья, чередуя интеллектуальную нагрузку и двигательные упражнения.
развивающие:
- развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве; упражнять в ходьбе цепочкой;
воспитательные:
- воспитывать интерес к народным играм.
I. Подготовительный этап
Воспитатель: Рады гостям,
Как добрым вестям!
Всех привечаем,
Душевно встречаем!
Доброго всем утра!
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в «Город мастеров».
Посмотрите на выставку рисунков и поделок, которые вы выполнили вместе со своими родителями.
Кто хочет рассказать о своей поделке?
Скажите мне, пожалуйста, что потребовалось вам, чтобы выполнить эти прекрасные работы?
Дети: Для того, чтобы выполнить эти работы нам понадобилось старание и терпение.
Воспитатель: Почему?
Дети: Это очень кропотливая работа.
Воспитатель: Да, ребята, старание и терпение высоко ценили люди с давних времен. Понимали, что это великий труд души, который дает человеку возможность учиться, укрепляться в добре, достигать мастерства и внутренней красоты. Наши предки прививали своим детям любовь к терпению и старанию с малых лет.
Но каждый ли умеет быть терпеливым в настоящее время, и как научиться терпению? Наши предки дали бы такой совет: «Научишься терпеть в малом, вытерпишь и в большом». Давайте будем учиться.
Мы без сказки жить не можем
Сказка в гости к нам пришла.
Своих сказочных героев
Нам с собою привела.
Ребята, я приглашаю вас сесть на стульчики!
II. Работа в круге.
Воспитатель: Посидим рядком, да поговорим ладком.
Ой, посмотрите и правда сказка к нам в гости пришла.
-Ребята, cкажите, пожалуйста, как называется эта сказка?
Дети: Эта сказка называется «Морозко».
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Здесь изображен зимний лес, девушка сидит на пеньке, а рядом с ней Морозко.
Воспитатель: Что помогло стариковой дочке выполнить задание Морозко?
Дети: Стариковой дочке помогло старание, терпение, усердие, трудолюбие.
Воспитатель: Правильно, ребята, успех в любом деле достигается благодаря старанию, терпению, усердию, трудолюбию.
- А сейчас, послушайте отрывок из сказки.
…На другую ночь отправился в дозор средний брат. Прошел он по берегу. Тихо на реке Смородине. Лег средний брат под куст и заснул крепко. Как пошло время за полночь, взял Иванушка свой острый меч и пошел к реке Смородине. Спрятался под Калинов мост и стал караулить…
Воспитатель: Ребята, из какой сказки этот отрывок?
Дети: Этот отрывок из сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».
Воспитатель: Правильно. Ребята, а давайте подумаем, что помогло Ивану – крестьянскому сыну одолеть чудо-юдо?
Дети: Ивану – крестьянскому сыну помогло одолеть чудо-юдо любовь к родной земле, терпение, трудолюбие, умение стойко переносить трудности.
Воспитатель: Конечно, ребята, Ивану – крестьянскому сыну одолеть чудо-юдо помогло и любовь к родной земле, и терпение, и трудолюбие, и умение стойко переносить трудности. Иван проявил лучшие черты русского крестьянина-землепашца: силу, храбрость, верность своему Отечеству и готовность постоять за него, любовь к труду на земле.
- А теперь, ребята, вспомните какие сказки о старании и терпении вы знаете?
Дети: «Морозко», «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо», «Марья Моревна», «Крошечка Хаврошечка», «Серая шейка», «Золушка».
Воспитатель: В чем проявилось старание и терпение героев этих сказок?
Дети: Старание и терпение героев этих сказок проявилось в умении стойко переносить трудности и при этом оставаться такими же добрыми и искренними.
Воспитатель. Молодцы, хорошо потрудились! Старание и терпение рождают умение. Вы со мной согласны? А какие еще пословицы и поговорки о старании и терпении вы знаете?
1. «Не везде сила: где умение, а где и терпение».
2. «С терпением в работе не пропадешь».
3. «К большому терпенью придет и уменье».
4. «Терпение и труд все перетрут».
5. «Терпение все преодолевает».
6. «Без терпения нет и умения».
7. «Дело мастера боится».
8. «Всякое дело терпеньем одолеть можно».
Делу время – потехе час. И нам пришло время немного отдохнуть. Я предлагаю нам поиграть в игру «Золотые ворота».
Физминутка
Игра «Золотые ворота».
Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.
Дети – «ворота» говорят:
Ай, люли, ай, люли,
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые ворота!
Все дети говорят стишок и цепочкой быстро проходят между ними.
Все дети говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Правила игры: Опускать руки надо быстро, но аккуратно.
III. Работа в паре.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю объединиться в пары, выбрав себе букву, составив слоги, таким образом, чтобы у нас получились два слова «дело» и «рука».
Воспитатель: Ребята, открываем свои тетради на с. 34, вам сейчас предстоит выполнить задание. На этой странице нарисованы иллюстрации. Вы должны внимательно их рассмотреть и отметить знаком «+» те из них, на которых изображены занятия, требующие старания и терпения.
А теперь поработаем в паре. На следующей странице изображены те же иллюстрации. Вы должны посоветоваться вместе, выслушать друг друга и придти к совместному решению, отметить знаком «+» те иллюстрации, которые вы выбрали вместе.
Дети: Мы с Настей посоветовались и решили отметить знаком «+» все картинки, кроме одной, потому что занятие, где девочка смотрит телевизор, не требует ни старания, ни терпения.
Воспитатель: Поднимите руки те пары, которые выполнили это задание по-другому. А теперь поднимите руки те, кто выполнил так же.
Экспертная оценка
Воспитатель: А хотите узнать как нужно было выполнить это задание.
IV. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, а в каких делах вы проявляли старание и терпение?
Ребята, а что вы почувствовали, когда благодаря старанию и терпению, вам что-то удалось сделать?
Воспитатель: Я хочу, ребята, чтобы вы запомнили, что старание и терпение нужно каждому человеку, чтоб достичь мастерства в любом деле – учить и воспитывать детей, лечить больных, строить дома и в любых других делах.
Вы сегодня хорошо постарались, терпеливо отнеслись ко всем заданиям. Спасибо вам за работу дружную. Поблагодарите друг друга за работу. Давайте обнимемся, улыбнемся друг другу.