Лидия Антоновна
Социо-игровая технология в работе с детьми дошкольного возраста. Игры социо-игровой направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Социо-игровая технология в работе с детьми дошкольного возраста.
Игры социо-игровой направленности :
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.
Публикация «Социо-игровая технология в работе с детьми дошкольного возраста, Игры социо-игровой направленности» размещена в разделах
Поэтому для воспитания, сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т. е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Соответствовать данному утверждению помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» представленная Е. Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым.
Основатели технологии Е. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки». Следуя этим советам, занятия следует организовывать: как игра-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них; технологию системно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает огромную возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением, индивидуальной работы и превращением ее в коллективную работу. Это эффективный метод повышения воспитательного потенциала занятия, который способствует непринуждённо в игровой форме привлечь ребенка к обучению и получению знаний при помощи общения с взрослым, как равноценным партнером по игре; умение ребенка делиться своими знаниями со сверстниками, учит не бояться ошибиться.
6 основных правил социо – игровой технологии :
1. Используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».
2. «Смена лидерства» работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
3. Обучение сочетается с двигательной активностью, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети могут общаться и играть в разных уголках группы.
4. Смена темпа и ритма. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
6. Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, а педагогу следует не учить, а уметь слушать и слышать детей, доверять им.
Используя «золотые» правила социо-игровой технологии, дети учатся слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию; у детей развивается речевое взаимодействие; формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; отсутствует чувство страха за ошибку.
Игры социо-игровой направленности :
Игра «Мы проснулись».
Воспитатель читает стихотворение. Дети дополняют стихотворение жестами
"Вышло солнце погулять,
С нами вместе поиграть.
Собирайся, народ, в наш веселый хоровод!
Встало солнышко с утра
– Просыпаться нам пора.
Потягушка потянись,
Поскорей, скорей проснись.
С добрым утром, глазки,
С добрым утром, ушки,
С добрым утром, ручки, С добрым утром, ножки!
" Вы проснулись?
Дети: Мы проснулись!
Игра «Настроение».
Воспитатель читает стихотворение, дети дополняют чтение жестами. Чтобы день прошел замечательно, нужно утро начинать с хорошим настроением.
Поэтому быстро-быстро поморгали глазами, надули щечки, Проверили язычком наличие зубов, покатали язычок на качелях верх – вниз, верх – вниз, легонько подергали уши – все на месте и не отваливается. Чудесно! Можно вставать! Можно играть.
Игра «Друг к дружке».
Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера. Итак – начали: Правая рука к правой руке! – Нос к носу! – Спина к спине! – Друг к дружке! – Бедро к бедру! – Ухо к уху! – Пятка к пятке! – Друг к дружке! – Носок к носку! – Живот к животу! – Лоб ко лбу! – Друг к дружке! – Бок к боку! – Колено к колену! – Мизинец к мизинцу! – Друг к дружке! – Затылок к затылку! – Локоть к локтю! – Кулак к кулаку! Молодцы.
Игра «Картинка».
Договариваемся с детьми о том, что будем рисовать картину, например пейзаж, и каждый задумывает персонаж для картины. Выбирается ведущий, который и начинает игру: «Я – солнышко, хочу взять в картину тебя (берёт того, кто нравится). Скажи, кто ты?» Ребёнок отвечает, например : «Я облачко». Далее они берутся за руки и ребёнок – «облачко» приглашает другого в пейзаж, и так до тех пор, пока все дети не войдут в картину.
После игры дети самостоятельно подбирают изобразительный материал, рисуют своего персонажа и рассказывают о его качествах.
Игра «Колпак мой треугольный».
Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак,
А если не треугольный,
То это не мой колпак!
Постепенно слова "колпак", "мой", "треугольный", заменяются на движения:
"колпак" - правая ладонь подносится к макушке,
"мой" - левая рука подносится к груди,
"треугольный" - руки изображают треугольник.
Игра «Хлопки».
Содержание: встаньте в круг, по команде начиная с первого, каждый участник последовательно делает один хлопок. Хлопки должны идти друг за другом, делаем только один хлопок. Первый раз, как пробный вариант, второй на время.
Игра «Дотронься до.»
Это упражнение позволит улучшить эмоциональный фон группы, поднять её тонус. Настройте участников на то, что надо быстро реагировать. Им предстоит по команде находить указываемые элементы в пространстве комнаты и прикасаться к ним. А как только прикоснулись, замереть. Поощряйте неожиданные нестандартные подходы и находки участников. «Коснитесь того, что: блестит, синее, ритмично двигается, цифры 5, синего, теплого, буквы «А», у чего есть страницы, что издает звук, невозможно поднять, напоминает о доме, что хотел бы, чтобы было твоим, и тд.
Игра «Актеры».
Дети, разбитые на микро-группы сообща обыгрывают (знакомую всем) заданную скороговорку (стихотворение, загадку) с помощью мимики и жестов. Другие компании стараются угадать, что им показали
Игра «Испорченный телефон»
Дети сидят в нескольких рядах, группа. Как можно быстрее передать друг другу какое-то слово шепотом на ухо один другому так, чтобы все, например, в среднем ряду по цепочке получили и передали слово. Все остальные ловят слово на слух, пытаясь понять, какое слово передает ряд. Затем педагог спрашивает, какое слово передавалось у тех, кто ловил, у последнего игрока и у первого
Игра «Одно и то же по-разному».
Группке детей предлагается показать, кто как, например, летает. Звучит: покажите, как летает бабочка, – дети показывают, как летает комар, самолет, вертолет, голубь, ракета и т. д. Все они летают, но по-разному и эту разницу дети с удовольствием начинают улавливать. Выполнение многих действий может происходить по-разному. Бежать может и спортсмен, и медведь, и мышка, и муравей, и облачко, и даже река. И сидят все по-разному: зайчик не так как курочка, собачка не так как бабочка и т. д. И даже человек сидит у телевизора не так, как за рулём не так как за чашкой чая, на футболе не так и тд.
Игра «Найти друзей»
Нужно объединиться в группы по определенному принципу: по месяцу рождения, по цвету волос ил глаз, по определенной букве в имени гороскопу и т. Д.
Игра: " Делай, как я!»
Ведущий говорит слова:
Встаньте дети, встаньте в круг!
Повторяй за мной мой друг!
ведущий показывает разнообразные движение. Дети повторяют это движение друг за другом, как бы передовая движения по кругу.
Игра «Собери целое».
По карточкам берутся 4-6 картинок из определенных сказок (сюжетных картинок, состояние природы, игрушки и т. д.) В руках у педагога поднос с картинками. На столах необходимо положить целую картинку. Каждый из воспитанников вытягивает одну и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались другие необходимые для составления единой картины (сюжета и т. д.) Благодаря подобной форме объединения присутствующих в микро-группы (игровые команды, само объединение дети воспринимают как абсолютно самостоятельное.
Игра «Пишу по воздуху».
Выбранный ведущий пишет по воздуху цифры, буквы, геометрические фигуры, а команды отгадывают, что было нарисовано. Писать по воздуху можно не только кистью руки, а плечом, головой, ногой, коленкой и т. п.
Игра «Угадай-ка».
Ведущий задумывает предмет, разделившиеся на команды дети задают ведущему вопросы, а он на эти вопросы отвечает только «да» или «нет». После серии вопросов каждая команда получает 30 секунд для обдумывания и совместного обсуждения.
Игра «Волшебная палочка».
Каждая компания получает задание.
Назовите, как можно больше предметов, находящихся в зале, которые в своем названии содержат звук [о]. Педагог достает «волшебную палочку», которая будет ходить по кругу от одной команды к другой. Для того, чтобы передать «волшебную палочку», команда, посовещавшись, должна назвать то, что находится в комнате и имеет в своем названии звук [о] (5 названий). Первая команда называют: например : потолок, окно, шторы, пол, магнитофон. Второй команде приходится подумать, посовещаться (обои, стол, колонка, подоконник, стекло). Это подбадривает следующие команды. В это время совещаются все. Все ищут, что еще не было названо, и таких предметов находится все больше и больше.
Литература.
1. Бакаева О. Н. Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у старших дошкольников. – М. : Издательство «Логос», 2012. – 190 с.
2. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. – М. : Владос, 2013. –56 с.
3. Букатов В. М., Шулешко Е. Е., Ершова А. П. Возвращение к таланту. – Красноярск, 2010. – 78 с.
4. Кравцов Г. Г. Психологические проблемы дошкольного образования. – М. : «Сфера», 2012. – 177 с.