Елена Иванова
Мастер-класс «Социо-игровая технология»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс "Социо-игровая технология "
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемые в социо-игровой технологии.
2. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии.
3. Вызвать у участников мастер-класса интерес к социо-игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.
Мастер-класс
«Социо-игровая технология».
Публикация «Мастер-класс „Социо-игровая технология“» размещена в разделах
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемые в социо-игровой технологии.
2. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии.
3. Вызвать у участников мастер-класса интерес к социо-игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.
4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.
Ход мастер-класса
Теоретическая часть
Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность развивать свои способности, постоянно познавать новое и самосовершенствоваться.
СИТ можно использовать не только в работе с педагогами, детьми и родителями, но и с людьми любых направлений: будь то психолог, логопед или человек руководящей должностью.
Помочь соответствовать этому может такая современная педагогическая технология как социо-игровая, авторами которой являются: Евгений Евгеньевич Шулешко, Александра Петровна Ершова и Вячеслав Михайлович Букатов.
Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности (классификация) :
1. Игра для рабочего настроя.
2. Игры разминки.
3. Игры социо-игрового характера.
4. Игры творческого самоутверждения.
5. Игры вольные, требующие передвижения.
Сегодня мы рассмотрим некоторые приемы данной технологии.
1. Практическая часть.
Поскольку у нас мастер-класс сегодня. Сейчас, мы будем общаться с вами. Для начала я вам предлагаю немного познакомиться друг с другом.
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй
Справа друг и слева друг
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
Группа стоит в кругу. Участники передают мяч по кругу, называют свое имя и качество на первую букву своего имени.
Молодцы! Можете присаживаться. Мы продолжим
Поскольку в технологии предлагается определённая последовательность проведения игр, первая игра для рабочего настроя.
Я предлагаю использовать один из приемов, он называется «Волшебная палочка» (в качестве «волшебной палочки» можно использовать любой предмет: карандаш, линейка, зонт, мягкую игрушку)
Передачу палочки из рук в руки надо сопровождать речью по заданному правилу. В нашем случае Вам необходимо назвать свою любимую игру из детства. (Участники передают полочку друг другу и называют игры, в которые играли в детстве, н-р: догонялки, прятки и др.)
А теперь усложним задачу: Вам нужно передавая палочку, назвать игру и почему она вам нравилась. (играли группой, был лидер организатор, была подвижность, менялись места игр).
Я показала вам один из приемов, а вы в это время озвучили три золотых правила социо-игровой технологии :
1. Двигательная активность обучаемых. (почему нравилась, потому что мы двигались)
2. Смена мизансцен и ролей в ходе деятельности. (Нам нравилось играть в разных местах во дворе, дома и т. д.)
3. Работа в малых группах. (играли небольшой группой)
Вывод: Вот эти три золотые правила заложены в основу социо-игровой технологии. И педагогу в работе с детьми нужно их придерживаться, чтобы все получилось.
После того, как дети настроятся на совместную деятельность, можно переходить к следующему этапу: Игры социо-игрового характера (для приобщения к делу).
Мне нужна группа из 6-ти человек. Посмотрите на сидение своего стула, те, у кого приклеен синий кружок – выходите.
Следующий прием называется «Видимо не видимо». Я вам дам листок, на котором разбросаны буквы, вам нужно будет найти среди этих букв название сказки, когда найдете название в слух не произносить. (группа работает).
Для приема «Видимо не видимо» можно использовать плакат, ватман, интерактивную доску. В работе с родителями на плакате можно написать, н-р качества человека, и предложить выбрать те качества, которые присуще их ребенку.
Следующий прием «Оживление» вам надо показать название сказки пантомимой.
Данный прием способствует развитию творческого мышления, соблюдается работа в малой группе, не ограничивается место проведения.
Следующим этапом становится игры разминки, которые объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
Предлагаю использовать игру «Зеркало». Выберете себе друга, того с кем больше всего хотели бы пообщаться. Я вам предлагаю поиграть в игру «Зеркало», где один смотрит в «Зеркало» и выполняет какое –либо движение, а другой повторяет эти движения за ним.
В своей работе мы используем прием деления детей. Какие? Назовите?
Процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.
Можно поделиться:
- по цвету и длине волос,
- по цвету, виду (брюки, платье) одежды,
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой
- кто на каком этаже живет
- по их желанию,
- по сходству или жизненным ситуациям
- по сезону рождения
- по разрезному материалу и др.
- Мы поступим иначе: Вам надо взять из мешочка любую пуговицу, найти коллег с точно такой же пуговицей и организовать свою пару.
Последним станет этап игры для творческого самоутверждения. Такие задания, под своим выполнением подразумевают художественно-исполнительский результат.
Итак, Вы поделились на пары и сейчас будете работать в парах, но для этого вам нужно самостоятельно приготовить рабочее место (стол и стульчики). Я умышленно этого не сделала. Когда ребёнок сам выбирает и готовит место для своей деятельности – результат его работы приобретает наибольшую значимость. Даже если ребёнок не рационально выбрал место с вашей точки зрения, уступите ему, значит ему так комфортно.
Каждая пара сейчас должны, узнать друг у друга какая рука является умелой не ведущей, а умелой, потом озвучить какая умелая рука у вашего партнера. Почему умелая, потому что я умею, что-то делать данной рукой. Вы будете рисовать весенний пейзаж. Подумайте, что вы сможете умело нарисовать. Рисовать вы должны все вместе на одном листе умелой рукой, а на другом листе вы нарисуете пейзаж, но уже неумелой рукой и тоже вместе.
Важно: Ребенок, который не хочет, например, рисовать, он может выступить в роли снабженца (подносить нужные материалы).
Особенность состоит в том, что Игра направлена на привитие коммуникативных навыков: умения договариваться, делать одну работу сообща.
А теперь, вы должны описать то, что нарисовали. (Каждый член микрогруппы рассказывает, что изображено на рисунке и высказывает свое мнение о успехах или трудностях, возникших во время совместного творчества).
Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».
Рефлексия. Я предлагаю использовать прием шапка «Вопросов и ответов». Вы участники сами сочиняете вопросы- записки друг для друга, помещают их в шапку, потом вытягиваете кому какая достанется. Ответы готовятся в парах или тройках. В результате возникает обмен мнениями и живая дискуссия.
Вопросы могут быть самые разнообразные. Например,
1. Какие приемы социо-игровой технологии вы запомнили?
2. Что было сложным?
3. Какой из приемов вы используете или будете использовать в своей работе?
4. Какие отличительные черты социо-игровой технологии от традиционных форм работы с детьми вами были отмечены?
5. Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо-игровой технологии?
Данный прием хорошо подойдет в работе с родителями. Часто трудно вызвать родителей на дискуссию, но вопросов у них всегда много. Этот прием предполагает, что родители пишут свои вопросы на листочках и их опускают в шапку, а потом эти же вопросы они вытягивают сами и вынуждены на них отвечать.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии : работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая).
Социо-игровой стиль обучения – это не жесткая методика. Педагог создает ситуацию, когда детям хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, научения и тренировки.
Снимается запрет на двигательную активность. Работа в малых группах является ключевой в данной технологии. При социо - игровом стиле обучения естественным образом возникают межпредметные связи. Приёмы, предлагаемые В. М. Букатовым, строятся на сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, они становятся основной формой организации детской жизни.
Работая в данном направлении, мы предполагаем, что в результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками сможем достигнуть следующих результатов:
• дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;
• у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;
• дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою позицию;
• у них не будет чувства страха за ошибку.
Спасибо за внимание и участие.