Любовь Мелешко
Социальный проект «Использование песочной терапии в семейном воспитании детей с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Социальный проект «Использование песочной терапии в семейном воспитании детей с ЗПР»
Вид проекта. Проект средней продолжительности, познавательно-
исследовательский
Тип проекта. По срокам реализации: 1 месяц.
По целевой установ 1 ке: информационно-практико-ориентированный.
По доминирующей деятельности: творческий.
По количеству участников: коллективный.
Возрастная группа:
Смешанная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Основные исполнители проекта
Воспитанники группы;
Родители воспитанников группы;
Педагогический коллектив ДОО.
Проблема проекта.
Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.
Песочная терапия – даёт возможность выразить ребёнку, то для чего трудно подобрать слова, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.
Игры с песком очень интересны детям, они успокаивают и расслабляют ребёнка и, значит, обеспечивают наиболее успешное выполнение задания.
Новизна проекта заключается в том, что используем песочную терапию, как с речным, так и с кинетическим песком как нетрадиционную форму коррекции в работе с детьми с ЗПР. Дети очень любят играть с песком. Поэтому именно в дошкольном возрасте этим играм необходимо уделять большое внимание. Ни один дидактический материал не сравниться с природным материалом по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Ребёнок с помощью органов чувств
воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение.
Цель проекта:
Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы в ДОУ.
Основные задачи проекта:
Создать оптимальные условия и средства
развития эмоциональной сферы детей
Вызвать эмоционально положительное состояние,
удовольствие от игр с песком в совместной
деятельности с другими детьми;
Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве;
Развивать внимание, речевую память,
воображение;
Формировать положительные качества личности ребенка.
Развивать коммуникативные умения вести беседу в процессе совместной деятельности;
Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
Разработать систему игр и занятий с детьми.
Гипотеза Систематическое целенаправленное педагогическое
воздействие посредством использования современных образовательных технологий песочной терапии и вовлечение в этот процесс представителей родительской
общественности создаст благоприятные условия для формирования индивидуальных способностей
воспитанников с ЗПР.
Актуальность социальной проблемы
Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.
Формы работы с воспитанниками:
Совместный подбор материалов для моделирования образовательной ситуации;
Детский совет, обсуждение, беседы;
Совместная и самостоятельная деятельность и т. п.
Обще-дидактические принципы:
Свобода выбора;
Свобода общения;
Наглядность.
Социальный эффект проекта
Формирование устойчивого осознанного интереса и потребности в деятельности с использованием песочной терапии.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
В ходе реализации данного инновационного проекта могут быть достигнуты следующие результаты:
1. У воспитанников будут сформированы представления о следующих понятиях:
-Игры с песком;
-Дети узнают о значение песка в жизни всех живых объектов природы и его свойства.
-Улучшение в развитии тактильно-кинестетической чувствительности, благодаря упражнениям на песке.
-Снижение тревожности, агрессивности, возможность выражения позитивных эмоций у детей в играх на песке.
2. Воспитанники будут уметь:
-Ориентироваться в пространстве;
-«Проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, создавать композиции на песке
-Организовывать самостоятельную деятельность;
-Договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
-Включаться в диалог, коллективное обсуждение;
-Внимательно слушать собеседника;
-Формулировать свои затруднения;
-Обращаться за помощью;
-Формулировать собственное мнение и позицию;
3. Личностные результаты:
Осознанное отношение к песочным играм и моделированию образовательных ситуаций;
Творческая, социально активная личность;
Развитие коммуникативных навыков.
Показатели эффективности проекта.
Количественные показатели:
увеличение количества воспитанников, вовлечённых в совместную творческую деятельность.
Качественные показатели проекта:
Повышение творческой активности дошкольников.
Критерии эффективности проекта
Знание детьми техники безопасности при работе с песком.
Знание различных технических приемов при работе с песком.
Владение практическими приемами творческой деятельности.
Повышение компетентности педагогов по вопросам проектной деятельности.
Повышение компетентности родителей по вопросам проектной деятельности.
Социальная активность родителей и педагогов в качестве субъекта деятельности данной направленности.
Основные принципы проекта
«Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).
Сочетание научности и доступности предлагаемого материала.
Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов.
Принцип учета региональных условий и
возможностей.
Реализуя проект, участники образовательного процесса «родители – дети – воспитатели» создают триаду содружества.
Этапы проекта
I этап (Подготовительный)
• составление плана совместной работы с детьми,
родителями, педагогами;
• подбор материала и оборудования для бесед, игр с детьми;
• подбор художественного материала;
• консультация для родителей «Песочная терапия: возможности и преимущества для развития детей»
II этап (Основной)
Содержание педагогического воздействия
Формы работы с детьми:
Формирование представлений о технике
безопасности в ходе игр с песком.
Знакомство с правилами выполнения работы.
Выполнение индивидуальных и коллективных работ.
Выставка картин «Песочная фантазия».
Формы работы с родителями:
Консультация для родителей «Песочная терапия: возможности и преимущества для развития детей»
Привлечь родителей к сбору игрушек для
песочной терапии
III этап (Заключительный)
Консультации для родителей;
создание картотеки игр и упражнений с песком;
распространить идею проекта в образовательной среде.
Конечный продукт проекта
Фото выставка детских работ «Песочная фантазия»
Обеспечение проекта:
материально- техническое
Оборудование и материалы для совместной и самостоятельной продуктивной деятельности детей с песком