Светлана Назарова
Социальный образовательный проект логопедического направления «Едет с поля урожай»
▼ Скачать + Заказать документы
Визитная карточка проекта
Название проекта :
«Едет с поля урожай» (Социальный образовательный проект логопедического направления)
Участники проекта :
- дети старшей группы №6 компенсирующей направленности
- воспитатели группы Белянина И. В., Исаенкова Е. В.
- повар
- родители
- социальные партнеры : продавец продуктового магазина
Тип проекта : познавательный, творческий, фронтальный.
Публикация «Социальный образовательный проект логопедического направления „Едет с поля урожай“» размещена в разделах
- Дары осени, урожай. Проекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Урожай
- Темочки
Длительность проекта : краткосрочный (1 неделя)
Основание для разработки:
- Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок.
- Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей, педагогов, социальных партнеров.
- Реализация проекта может быть осуществлена в рамках совместной деятельности.
Актуальность проекта :
Правильное питание – залог здоровья
Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития всех органов и систем организма. Ухудшение качества питания, недостаток в пище витаминов и микроэлементов отрицательно сказываются на физическом развитии детей. Так, по мнению врачей-педиатров при дефиците витаминов группы В мышцы плохо сокращаются, снижен их тонус (так называемый симптом «вялых плеч», в том числе и тонус брюшных мышц, а следовательно, нарушено дыхание. Особенно отрицательно дефицит витаминов группы В сказывается на мышцах, длительно находящихся в состоянии перенапряжения. Нарушается белковый обмен в мышцах и вследствие дефицита витамина С. Недостаток витамина С сказывается и на прочности сухожилий и связок. Дефицит жирорастворимых витаминов А и Е нарушает окислительный процесс в мышцах, а дефицит витамина Д ведет к рахиту. За последние 10-15 лет наш рацион сильно изменился. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду. Именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, о пользе овощей и фруктов, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Правильное питание, употребление большого количества овощей и фруктов – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия. В рамках реализации задач по этому направлению был создан проект по теме : «Где живут витамины?» Актуальность решения этой проблемы очевидна.
Цель проекта :
Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к познанию по данной лексической теме, развитие речевых умений и навыков, расширение и обогащение лексической стороны речи.
Задачи проекта :
расширять представления об овощах - где растут? кто сажает? кто ухаживает? -
о профессиях людей, которые растят овощи и фрукты
формировать у детей понимание того, что овощи очень полезны, в них много витаминов;
поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательной деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов;
развивать память, внимание, коммуникативные навыки;
расширять и активизировать словарный запас по теме: Овощи;
использование словаря в активной речи, в процессе бесед, рассказов, упражнений по данной лексической теме;
воспитывать дошкольников и уважение к труду взрослых; желание помогать в уходе за овощами;
привлекать родителей к работе по приобщению дошкольников к посильному труду в огороде; воспитывать желание ухаживать за овощами, отмечать их рост, помогать в уборке овощей;
Планируемые результаты:
Дети:
Повышение интереса детей к овощам и фруктам.
Обогащение и активизация словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.
Повышение уровня развития речи детей.
Активное участие родителей в жизни детей и детского сада.
Положительное отношение родителей к совместной деятельности с педагогами.
Самостоятельная деятельность детей.
Методы проекта
Рассматривание иллюстраций и картин в книгах, журналах.
Чтение рассказов, сказок, загадок, стихов, скороговорок, чистоговорок.
Заучивание стихов и загадок. Выразительное чтение.
Беседы обсуждение с детьми проблемной ситуации.
Экскурсия в магазин.
Прогулка на огород.
Прогулка на пищеблок, экскурсия.
Просмотр мультфильма.
Игры – дидактические, подвижные, ТРИЗ, драматизации.
Предварительная работа:
Определение темы проекта.
Формулировка цели и задач. Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта
Составление плана основного этапа проекта. Подбор материала.
Подбор дидактического и методического оснащения проекта
Принятие решения: осуществление проекта «Едет с поля урожай».
Формы работы:
Развивающая среда:
Подбор художественной литературы (рассказы, загадки, сказки)
Сюжетно ролевые игры, дидактические игры.
Иллюстрации – сюжетные и предметные картинки
Самостоятельная деятельность детей:
Рассматривание иллюстраций в книгах
Рисование, лепка, аппликация
Совместная деятельность педагогов и детей:
Чтение художественной литературы: Сказки (готовим и играем вместе с детьми); Фрукты, овощи и гусеница Дуняша. Т. Рик; "Сказочный справочник здоровья" А. Лопатина,М. Скребцова; Овощной спор Н. Анишена
Составление рассказов «Где растут витамины»
Выставка рисунков «Вкусные загадки», аппликация «Соберем урожай»
Мультфильм «Чиполлино и его друзья»
Театрализованное представление «Веселый огород»
Экскурсия на огород.
Посещение пищеблока, беседы с поваром «О пользе овощей», «Приготовлении вкусных блюд».
Взаимодействие с семьей:
Посещение выставок детского творчества в детском саду.
Консультация «Овощи это полезно!», «Влияние проектной деятельности на обогащение речи детей»
Буклет «Что такое проектная деятельность?»
Организация и участие в проведении экскурсии в продуктовый магазин.
Этапы реализации проекта.
1 этап «Проблемная ситуация»
Что такое овощи? Откуда они берутся? Как попадают в магазин? Зачем они нам нужны?
Использование модели трех вопросов:
1. Что я знаю?
Я знаю разные овощи. Морковь, свеклу, лук, картошку. Растут в земле.
2. Что хочу узнать?
Где и как растут овощи?
Что нужно сделать, чтобы овощи выросли?
Кто растит овощи? Люди, каких профессий растят овощи?
Как они попадают, к нам на стол и в магазины?
Полезны ли овощи? Что можно приготовить из овощей? Зачем нужно есть овощи?
3. С помощью чего можно узнать?
Спросить у взрослых (родителей и педагогов)
Сходить с взрослыми на огород, в магазин.
Найти информацию в интернете
Узнать из книг, журналов, фотографий, фильмов
Прочитать книги, посмотреть фильм.
2 этап Реализация деятельности детей в рамках проекта
Реализация проекта через :
Непосредственно образовательную деятельность.
Совместную деятельность педагогов и детей в режимных моментах.
Совместную деятельность педагогов с родителями.
Создание развивающей предметно - пространственной среды.
Совместную деятельность детей и родителей.
Самостоятельную деятельность детей.
Игровую деятельность, театрализованную.
1. НОД:
Логопедическое занятие на тему : «Едет с поля урожай»
Цель: Уточнить и расширить знания детей об овощах. Обогащение и активизация словаря по данной лексической теме. Развитие связной речи. Формировать обобщающие понятия «Овощи и фрукты». Воспитывать интерес к процессу роста овощей (весной – сажали; летом - ухаживали (поливали, рыхлили, а осенью - собирали урожай)
Просмотр видео ролика: «В огороде»
Цель: познакомить детей с сельскохозяйственными работами в огороде, саду, поле, как люди разных профессий растят овощи.
Конструирование «Корзинки для овощей».
Лепка/ рисование: «Мои любимые витамины», «Живые витамины»
Аппликация «Соберем овощи в корзинку».
2. Рассматривание книг, альбомов с изображением сбора овощей и фруктов.
3. Беседы: «Витамины всем нужны», «Где живут овощи?», «Правила ухода за овощами», чтение познавательной литературы.
4. Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин», «Семья».
5. Экскурсия в магазин
Цель: расширение знаний детей об овощах, где хранятся, где можно купить овощи, как овощи о фрукты попали в магазин, закрепить знания о пользе овощей, что это «живые витамины», закрепить обобщающие понятия овощи, фрукты.
6. Проулка на огород.
Цель: закрепить и уточнить знания детей об овощах, растут на грядках, их поливают, рыхлят, пропалывают, закрепить название овощей, цвет, форму.
7. Просмотр мультфильма «Чиполино и его друзья»
8. Игры тренинги: «Как купить овощи в магазине?», «Кто продаст нам овощи?» «Как попросить, чтобы нам продали?» «Где еще можно купить овощи?» «Кто вырастил эти овощи?» «Что можно сделать, чтобы не покупать овощи в магазине?»
9. Выставка рисунков: «Вкусные загадки» и аппликация «Соберем урожай»
10. Ручной труд: конструирование корзинок, для сбора урожая, приготовление свежего сока из овощей.
11 Дидактические игры:
«Скажи какой?»
Цель: закрепление цвета и формы овощей. ( дети собираются по цветам :зеленый кружок-огурец, капуста, горох; красный- помидор, свекла, перец; желтый- перец, кабачок, тыква и т. д)
«Вершки и корешки»
Цель: составление целого из частей (детей в руках картинки «вершков» и «корешков», по сигналу педагога дети строятся в пары, далее объясняют почему встали вместе)
«Копилка новых слов» (игра с мячом)
Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным обозначающим овощи; закрепление обобщающих слов: овощи, фрукты.
«Отгадай загадку»
Цель: упражнять в отгадывании загадок, закрепить признаки овощей.
«Почтальон принес посылку»
Цель: описать предметы и узнать их по описанию.
«Аскорбинка и ее друзья»
Цель: Знакомить с основными витаминами и их полезными свойствами.
«Раз, два, три, картинку поверни и про овощ расскажи»
Цель: развитие зрительной памяти, внимания, речи.
12 Пополнение уголка природы совместными с родителями поделками «Домики из тыквы», «Наш веселый огород».
13. Чтение художественной литературы:
Сказки (готовим и играем вместе с детьми);
Фрукты, овощи и гусеница Дуняша. Т. Рик;
"Сказочный справочник здоровья" А. Лопатина, М. Скребцова;
Овощной спор Н. Анишена;
«Фруктовые и овощные сказки» А Строева
14. Экскурсия на кухню детского сада.
15. Беседа с поваром о пользе овощей, приготовление свежего сока из овощей (из моркови).
16. Игра – инсценировка «Спор овощей». (Приложение 3)
3 этап Презентация материалов проекта
1. Выставка поделок из пластилина: «Фруктовые и овощные сказки»
2 Выставка рисунков: «Вкусные загадки»
3 Изготовление совместно с взрослыми костюмов для театрализованного представления «Спор овощей».
4. Театрализованное представление «Веселый огород»
5. Игра –инсценировка «Спор овощей».
Итоги проекта «Едет с поля урожай»
К окончанию проекта «Едет с поля урожай» дети старшей группы узнали:
- о разнообразии овощей и фруктов (овощи растут на грядках, а фрукты на деревьях)
- узнали о том, как и кто, растит овощи;
- узнали, о пользе овощей, что это «живые витамины»;
- о том, как они попадают на стол, где можно купить, как это сделать;
- что нужно сделать, чтобы овощи выросли большие и вкусные.
У детей обогатился и расширился словарный запас по данной лексической теме. Закрепили умение сочинение рассказов из собственного опыта. Упражнялись в умение задавать и отвечать на вопросы. Познакомились с новыми словами соковыжималка, блендер, овощерезка, овощечистка, шинковка, терка и др. Узнали, как готовят сок, попробовали его на вкус.