Людмила Кажикова
Социальный проект «Встречаем весну, празднуем Благовещение!»
▼ Скачать + Заказать документы
Встречаем весну, празднуем Благовещение!
Пояснительная записка
Духовно-нравственное образование и воспитание имеет чрезвычайную значимость и актуальность. Сегодня без преувеличения можно сказать, что эту задачу необходимо осмыслить как входящую в круг важнейших приоритетов национальной безопасности страны.
У молодых людей произошла утрата духовно-нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью утрачены идеалы и ценности, принятые в христианском обществе.
Публикация «Социальный проект „Встречаем весну, празднуем Благовещение!“» размещена в разделах
- Благовещение Пресвятой Богородицы. 7 апреля
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Проекты
- Темочки
Развивается опасная тенденция предпочтения материальных ценностей ценностям духовным. Естественным следствием этого являются смутные, а подчас даже искаженные представления детей и подростков о таких добродетелях как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм. Подрастающее поколение выходит в самостоятельную жизнь, лишенным патриотических чувств и ощущения своей ответственности перед семьей, обществом, государством и нацией.
Искажение нравственного сознания; эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня не только у подростков, но у детей младшего школьного.
Проблема
Утрата духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. Несохранение традиций празднования православных праздников.
Причины проблемы
Отсутствие четких положительных жизненных ориентиров, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и подростками.
«Аудитория» проекта
Воспитанники коррекционного детского дома (10-13 лет).
Цель
Формирование духовно-нравственных качеств посредством приобщения детей к православным традициям через организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи
Обучающие:
- познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа, связанными с подготовкой и проведением православного праздника Благовещение;
- дать некоторые сведения из Священной истории, повествующие о празднике Благовещение;
- познакомить детей с доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, отвечающими тематике занятий.
Развивающие:
- развивать нравственные и эстетические чувства ребенка через беседы, художественную литературу и продуктивную деятельность;
- оказать помощь в становлении творческой личности ребенка, развивать навыки художественного творчества;
- содействовать развитию речи: обогащению словаря, повышению выразительности, навыкам речевого общения в совместной деятельности.
Воспитывающие:
- воспитывать нравственные и эстетические чувства ребенка, поддерживать стремление поступать по-доброму, приумножать красоту;
- прививать уважительное, милосердное, внимательное отношение к своим близким людям.
Срок реализации проекта
Проект «Встречаем весну, празднуем Благовещение!» рассчитан на полтора месяца: начало проекта – февраль текущего года, окончание проекта – апрель текущего года.
Реализация проекта «Встречаем весну, празднуем Благовещение!» проходит в три этапа:
I этап: окончание февраля - начало марта. Содержание этапа: выбор идеи проекта, оформление идеи проекта, планирование деятельности по реализации проекта, выявление уровня сформированности знаний у воспитанников.
II этап: начало марта - начало апреля. Содержание этапа: реализация календарного плана проекта.
III этап: начало апреля - начало апреля. Содержание этапа: оценка результативности проекта «Встречаем весну, празднуем Благовещение!»
Партнеры проекта
№ Учреждения Функции при реализации проекта
1. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» Материально-техническое сопровождение проекта
2. Индивидуальный предприниматель Материальное сопровождение проекта
3. Храм св. Стефана Пермского (село Усть-Вымь) Информационное сопровождение проекта
4. МБУ «Дом культуры» с. Усть-Вымь им. Г. П. Лыткиной Материально-техническое сопровождение проекта
5. МБУ «Усть-Вымское межпоселенческое музейное объединение» Информационное сопровождение проекта
Ресурсное обеспечение
Для реализации проекта были использованы следующие ресурсы: кадровые, материально-технические, организационные.
Кадровые ресурсы:
- руководитель проекта : музыкальный руководитель детский дом;
- инициативная группа: заведующая библиотекой, социальный педагог детского дома;
- ответственные за определенные виды деятельности: воспитатель (изготовление реквизита, педагоги дополнительного образования (художественное оформление, педагог-психолог (информационное и техническое обеспечение); непосредственная работа с воспитанниками в группах: воспитатели
Материально-технические ресурсы:
помещение школьного актового зала, музыкальный центр, синтезатор, персональный компьютер, копировальная техника, мультимедийное оборудование, духовка, костюмы для театрализованного представления, книги, цветная бумага, краски, гуашь, альбомы, кисточки, резинки стиральные, ножницы, лак, продукты питания (соль, сахарный песок, заварка, мука, торты, чай, конфеты, фрукты).
Методические ресурсы: специальная методическая литература и сборники русских народных песен, ресурсы Интернета.
Мероприятия по реализации проекта.
Познавательно-речевое развитие.
Тематическое занятие «Светлый православный праздник весны».
Задушевные беседы на темы: «В день Благовещения», «Без доброты нам не прожить на свете», «Что за чудо – этот храм!», «Что такое иконы?»
Экскурсии: в Храм святого Стефана Пермского в селе Усть-Вымь, краеведческий музей села Усть-Вымь.
Чтение художественных произведений: «Этот дом - не просто дом!» Евгений Санин, «Как нарядно в нашем храме!» Нина Орлова, «Перелетные птицы» Виктор Афанасьев, «Птичка» А. С. Пушкин, «Гуси-лебеди» Русская народная сказка, «Благовещение С. Высоцкая, «Благовещение» Дмитрий Захаров.
Рассказывание на тему: «Птицы возвращаются на Родину из теплых краев», «Что я видел в храме?»
Заучивание стихотворений: «Птичка» А. С. Пушкин, «Благовещение» С. Высоцкая, «Благовещение» Дмитрий Захаров.
Словарная работа: Благовещение, икона, иконопись, Иисус, православный, духовный, послушание, милосердие, благая весть, колокольный благовест, ангел, архангел, гармонист, хоровод, вестник, младенец.
Разучивание русских народных песен: «Весну звали?», «Жаворонушки, прилетите».
Художественно-творческая деятельность.
Занятия по изобразительной деятельности «Птички-невелички», «Встречаем весну».
Оригами «Ангел», «Птицы».
Инсценировка сказки «Гуси-лебеди».
Изготовление сувениров из соленого теста.
Ознакомление с картинами из серии «Иконы».
Слушание духовной музыки.
Игровая деятельность.
Дидактические игры: «Приметы весны», «Перелетные птицы», «Деревенский дворик».
Подвижные игры: «Гори-гори ясно», «Гуси-гуси».
Хороводные игры: «Веснянка», «Приглашение», «Заводите хоровод вокруг гармошки».
Посильная помощь детей в оформлении фойе к празднику.
Участие детей в празднике «Встречаем весну, празднуем Благовещение!», драматизации по мотивам сказки «Гуси-лебеди».
План мероприятий по реализации проекта
№ п/п Наименование мероприятия Дата проведения
(в зависимости от года проведения) Ресурсы (расшифровка) Ответственные
1. Тематическое занятие по познавательному развитию «Православный праздник Благовещение». 05.03. Мультиме-дийное оборудование, актовый зал школы Воспитатели групп
2. Беседа «Без доброты нам не прожить на свете». 06.03. Иллюстрацион-ный материал Воспитатели групп
3. Чтение художественных произведений: «Гуси-Лебеди» - русская народная сказка, «Перелетные птицы Виктор Афанасьев. 06.03.– 11.03. Литературный материал (книги) Заведующая библиотекой
4. Рассказывание на тему «Птицы возвращаются на Родину из теплых краев». 07.03. Иллюстрацион-ный материал
Воспитатели групп
5. Рисование «Встречаем весну». 09.03. Краски, гуашь, альбомы, карандаши, кисти, резинки стиральные Педагог дополнительного образования
6. Беседа «Что такое иконы?» 10.03. Иллюстрации Заведующая библиотекой
7. Разучивание русской народной песни «Весну звали». 11.03. Синтезатор Музыкальный руководитель
8. Изготовление сувениров из соленого теста (птицы, веночки) 12.03. Мука, соль, гуашь, духовка, лак Педагог дополнительного образования
9. Подвижная игра «Гори, гори ясно». 13.03. Платочки для игры Музыкальный руководитель
10. Дидактическая игра «Приметы весны». 14.03. Карточки к проведению игры Воспитатели групп
11. Ознакомление с картинами из серии «Иконы». 15.03. Иллюстра-тивный материал Заведующая библиотекой
12. Чтение художественных произведений: «Этот дом – не просто дом» Евгений Санин, «Птичка» А. С. Пушкин. 15.03.– 18.03. Книги Заведующая библиотекой
13. Посещение исторического музея с. Усть-Вымь. Ознакомление с экспозицией музея, посвященной становлению православия коми зырян и историей храмов и монастыря. 16.03. Экспозиция музея Социальный педагог
Заведующая музеем
14. Рассказывание на тему: «Любимый православный праздник». 17.03. Иллюстрации Воспитатели групп
15. Рисование «Русский народный костюм». 18.03. Краски, гуашь, альбомы, карандаши, кисти, резинки стиральные Педагог дополнительного образования
16. Оригами «Птицы». 18.03. Бумага двухсторонняя цветная, бумага белая, ножницы Воспитатель,
17. Дидактическая игра «Перелетные птицы». 19.03. Карточки для проведения игры Воспитатели групп
18. Сюжетно-ролевая игра» «Семья». 19.03. Игровой материал Воспитатели групп
19. Хороводная игра «Заводите хоровод вокруг гармошки». 20.03. Детские музыкальные инструменты (гармошки) Музыкальный руководитель
20. Разучивание русской народной песни «Жаворонушки, прилетите». 20.03. Иллюстрации, синтезатор Музыкальный руководитель
21. Беседа-наставление иеромонахом –отцом Симеоном 21.03. Людские ресурсы иеромонах – отец Симеон
22. Занятие по изобразительной деятельности «Птички-невелички». 22.03. Краски, гуашь, альбомы, карандаши, кисти, резинки стиральные Педагог дополнительного образования
23. Беседа «Что за чудо - этот храм!» 23.03. Иллюстрации Воспитатели групп,
Монахиня Варахиила
24. Чтение художественных произведений: «Как нарядно в нашем храме» Нина Орлова. 24.03. Литературный материал Заведующая библиотекой
25. Экскурсия в храм святого Стефана Пермского в селе Усть-Вымь. 25.03. Людские ресурсы Воспитатели групп
26. Рисование «Мы на экскурсии» 26.03. Краски, гуашь, альбомы, карандаши, кисти, резинки стиральные Воспитатели групп
27. Оригами «Ангел» 27.03. Бумага двухсторонняя цветная, бумага белая, ножницы Воспитатель
28. Инсценировка сказки «Гуси-лебеди» 27.03. Атрибуты к сказке (декорации, маски, костюмы) Музыкальный руководитель
29. Хороводная игра «Приглашение» 28.03. Синтезатор Музыкальный руководитель
30. Дидактическая игра «Деревенский дворик». 28.03. Дидактический материал для проведения игры Воспитатели групп
31. Подвижная игра «Гуси-лебеди» 29.03. Маски Воспитатели групп
32. Разучивание русской народной песни «Веночек» 29.03. Синтезатор, венок Музыкальный руководитель
33. Чтение художественных произведений: «Благовещение» с. Высоцкая, «Благовещение» Юрий Захаров. 29.03. - 01.04. Книги Заведующая библиотекой
34. Беседа «В день Благовещения». 30.03. Иллюстрации Воспитатели групп
35. Рисование «Русская изба». 31.03. Краски, гуашь, альбомы, карандаши, кисти, резинки стиральные, иллюстрации Педагог дополнительного образования
36. Хороводная игра «Веночек». 31.03. Синтезатор, венок Музыкальный руководитель
37. Сюжетно-ролевая игра «Птичий рынок». 02.04. Игровой материал Воспитатели групп
38. Слушание русских народных песен. 03.04. Фонотека русских народных песен, музыкальный центр, синтезатор Музыкальный руководитель
39. Рассказывание на тему «Что я видел в храме» 04.04.-
05.04. -- Воспитатели групп
40. Праздничное представление «Встречаем весну, празднуем Благовещение!» 07.04. Мультимедий-ное оборудование, музыкальный центр, декорации, костюмы Музыкальный руководитель;
Воспитатели групп
41. Праздничная трапеза «Знакомство с традиционными православными блюдами». 07.04. Спонсорские средства (продукты питания в церковной избе) Воспитатели групп,
Монахиня Варахиила
Ожидаемые результаты
Предполагаемые результаты, полученные в ходе реализации проекта «Встречаем весну, празднуем Благовещение!» :
- дети узнают, что в России есть не только государственные праздники, но и православные, народные;
- дети расскажут о сведениях из Священной истории, повествующих о празднике Благовещение, традициях русского народа, связанных с подготовкой и проведением православного праздника, народных приметах.
- дети с желанием и уважением порадуют гостей памятью о празднике маленькими праздничными подарками, изготовленными своими руками;
- привлечение социальных партнеров к спонсорско - благотворительной деятельности по реализации проекта «Встречаем весну, празднуем Благовещение!»
Оценка результатов
Критериями оценки результатов реализации проекта можно считать :
- Реализация проекта «Встречаем весну, празднуем Благовещение!»
- Возрождение интереса к народным традициям, играм, праздникам.
- Сформированность православных нравственных ценностей (добро, любовь, честность и ответственность).
Итогом проекта стало праздничное представление, где раскрылись таланты, знания и интересы детей по изучению православной культуры и традиций.
Реализация нашего социального проекта должна помочь педагогам научить своих воспитанников побеждать в себе черствость и эгоизм, жестокость и зависть, неуверенность и слабость. Юное поколение будет считать православные нравственные ценности неотъемлемой нормой своей жизни. Позитивное отношение к окружающему миру должно привести к ожидаемому результату: снижению остроты духовно-нравственного кризиса в подростковой среде, бережному отношению детей к памятникам духовной культуры и родному селу.
Показателями оценки критериев можно считать диагностику имеющихся знаний у воспитанников детского дома (возраст 10-13 лет, дети с ограниченными возможностями здоровья – нарушение интеллекта).
Вопросы анкетирования:
1. Что такое праздник Благовещение?
2. Когда отмечают праздник Благовещение?
3. Какие традиции, обычаи относятся к празднику Благовещения?
4. О какой птице чаще всего упоминается в праздник Благовещение?
5. Какими духовными качествами должен обладать хрестьянин?
6. О каких новых православных праздниках ты узнал?
7. Знаешь ли ты кто такой Стефан Пермский? Чем прославился он на земле Коми?
8. Название церкви, храма на территории села?
9. Что означаем символ «Птица Счастья? (на территории с. Усть-Вымь?
10. Какие традиции существуют в детском доме?