Светлана Гурашкина
Социально-значимый познавательно-исследовательский экологический проект в средней группе (4–5 лет) «Вода вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы.
22 марта на всей планете отмечают Всемирный день воды или Всемирный день водных ресурсов. Ежегодно в этот день поднимается новая проблема, связанная с загрязнением водных ресурсов на планете и звучит призыв к её решению. Но основные цели остаются неизменными:
- оказывать помощь и принимать меры для решения проблемы снабжения населения планеты питьевой водой;
- распространять информацию о важности и необходимости охраны водных ресурсов и питьевой воды;
Значение воды в нашей жизни очень велико. Вода покрывает две трети поверхности Земли. Вода - это моря, океаны, озёра, реки, ручьи и родники.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Вода попадает на Землю в виде дождя. Вода бывает и в замерзшем виде – снег, град, лёд. Всё это вода. Океаны и моря – самые большие водоёмы, хранилища воды на Земле, в моря впадают реки, а любая река начинается с ручейка.
В наше время многие люди живут в городах и потеряли связь с природой. В итоге изменилось и их поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях. Для того, чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Свой педагогический процесс я строю на методах наглядных и практических, а для того, чтобы он был эффективным, в работе с детьми уделяю большое внимание развитию поисковой деятельности; проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы. С этой целью я разработала экологический проект «Вода вокруг нас», который позволяет расширить и углубить представления детей о воде, водоемах. Учит заботиться, беречь и охранять водные ресурсы, соблюдать правила поведения на природе.
Цель проекта : расширить знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты.
Задачи проекта :
Образовательные:
Формировать у детей элементарные экологические представления о воде, водоемах, его обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано. Формировать понимание того, что вода – источник жизни на Земле.
Систематизировать знания об окружающем мире.
Расширять, обогащать, активизировать словарь детей;
Развивающие:
Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности.
Развивать у детей экологическую культуру, познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки. Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей. Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности. Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог.
Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение.
Развивать детское творчество через продуктивную деятельность. Поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельных наблюдениях.
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, бережное отношение к воде и природным ресурсам.
Предполагаемый результат:
В ходе проекта дети узнали о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лёд).
Дошкольники узнали, что вода необходима для всего живого (человека, животных, птиц, рыб, растений).
Дети получили представление о водоёмах; узнали, что вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!
Дети приобрели практические навыки, научились экспериментировать, анализировать, обобщать, делать выводы, через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, опытно-экспериментальную, игровую). Научились контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда природе.
Тип проекта : социально-значимый, познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : долгосрочный (июнь- июль-август 2019года).
Участники проекта : дети средней группы, воспитатель группы,
родители воспитанников.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап:
Исходя из интересов детей, проводится круглый стол с родителями:
-обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми,
- создание условий, необходимых для реализации проекта,
-обогащение предметно-развивающей среды.
-сбор и анализ литературы по данной теме;
-разработка плана реализации проекта;
-подбор дидактических игр, пособий, иллюстраций, стихотворений,
загадок, подвижных игр;
-разработка конспектов образовательной деятельности по познавательному развитию (экологическому воспитанию, формированию целостной картины мира, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию.
Основной этап работы:
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Заключительный этап:
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
Результаты проекта :
Значительно повышен уровень знаний и представлений по вопросам проекта, повышена познавательная активность детей.
В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности. Были разучены и освоены новые подвижные и дидактические игры; загадки и стихотворения. Дети получили удовольствие от выполненной работы в коллективе;
Активизирован словарный запас детей по теме проекта.
Презентация проекта :
Изготовление лэпбука «Вода вокруг нас».
Создание мини-музея «Подводное царство».
Изготовление сенсорной коробки «Море и его обитатели».
Выставка творческих работ по теме «Вода вокруг нас».
Развивающая среда :
1. Центр экспериментирования.
2. Дидактические и настольно-печатные игры.
3. Наглядно-дидактические пособия.
4. Раздаточный материал
5. Центр художественно-эстетического развития.
6. Специальная методическая литература.
7. Художественная литература.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Беседа «Вода вокруг нас»
Цель: формировать потребность и желание экономить воду, сохранять её; расширять знания детей о значении воды в жизни людей.
Ход беседы.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о воде, о соблюдении осторожности при пользовании водой в доме. Согласитесь, невозможно представить жизнь современного человека без воды в квартире. В ванной комнате и на кухне у вас есть раковины и краны с горячей и холодной водой. Вспомните, когда мы открываем их и пользуемся водой. Ответы детей. (Когда умываемся, моем руки, принимаем ванну или душ, чистим зубы или полощем рот).
Воспитатель: Когда еще нужна вода? Ответы детей. (Когда мы готовим пищу, хотим вскипятить чай, моем посуду, стираем белье, поливаем комнатные растения).
Воспитатель: Значит, вода помогает нам не только соблюдать личную гигиену, но и поддерживать в доме чистоту и порядок. Задумывались ли вы о том, как вода поступает в наше жилище? Из больших емкостей её с помощью насосов закачивают в трубы и она поднимается до самых верхних этажей. В ванной над раковиной расположены два крана. Если открыть один (он обычно помечен красным цветом, то польется горячая вода, другой (помечен синим) – холодная. С помощью специального смесителя можно получить теплую воду, не слишком горячую, но и не холодную.
Утренняя песенка: По утрам и вечерам открываю в ванной кран. Я воды не пожалею – уши вымою и шею. Пусть течет водица – я хочу умыться! Посильнее кран открыла и взяла кусочек мыла, Пышно пена поднялась – смыла с рук и пыль и грязь. Пусть бежит водица – я хочу умыться!
Воспитатель: Представьте себе, что вам захотелось пить. Можно ли пить не кипяченную воду из – под крана? Нет, лучше этого не делать. Сырую воду нужно вскипятить. Кипячение убивает вредные микробы, которые содержатся в воде. Кроме того, при кипячении из воды уходит газ – хлор. Воду хлорируют на очистных станциях, чтобы обеззаразить её. Но пить хлорированную воду не стоит. Перед тем как вскипятить воду в чайнике, её можно пропустить через специальный очищающий фильтр. Вам хочется пить, а только что вскипяченная вода очень горячая. Как же быть? Кипяченую воду можно налить в кувшин или, она остынет, и у вас в доме всегда будет запас прохладной кипяченой воды. Подумайте и скажите, какую воду мы используем для приготовления еды, для того, чтобы вскипятить чай, ту, которая течет из крана с холодной водой, или ту, что льется из крана с горячей водой? (Ответы детей).
Воспитатель: Вы ответили правильно! Для приготовления пищи, для питья мы наливаем в кастрюли и чайники холодную воду. Её так и называют питьевой. Горячую воду, которую по трубам подают в наши квартиры, называют технической. Потому что её используют в технических целях: в батареях отопления, для стирки белья, мытья полов и посуды. Пить эту воду нельзя. В техническую воду добавляют специальные химические вещества, защищающие трубы от разрушения. Эти вещества вредны для здоровья человека. Теперь вы уже кое – что знаете о той воде, которая течет из кранов в нашей квартире. Давайте вместе повторим то, что мы узнали из нашей беседы.
Воспитатель: Вода в квартиры поступает из специальных больших емкостей, откуда её закачивают мощными насосами по трубам в квартиры. У вас в доме есть холодная (холодная) вода и горячая (техническая). Питьевую воду перед употреблением нужно вскипятить. Техническую воду не пьют. Её используют для стирки, мытья, уборки квартиры.
Воспитатель: Помните, что с водой нужно быть внимательными и осторожными. Представьте себе, что в доме неожиданно отключили воду. Вы открыли краны, а вода не течет. Что нужно делать? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно. Сейчас же краны плотно закрыть. Ведь если вы забудете сделать это, может случиться неприятность. Вы уйдете на прогулку или в детский сад, а в это время воду включат. Вода польется из открытых кранов. Она перельется через край раковины, потечет на пол и начнется настоящий потоп. Через щели в перекрытиях вода может попасть в квартиру, расположенную этажом ниже, и залить наших соседей. Иногда случается так, что вы мыли руки в ванной, а в это время вас что –то отвлекло (например, зазвонил телефон). Вы оставили на минуточку кран открытым, убежали из ванной, а потом и сами не заметили, как увлеклись интересной беседой и забыли о текущей воде. Как вы думаете, к чему это может привести?
Стихотворение «Что случилось?»
Как кораблики плывут бабушкины тапки. Кот рассержен: «Где уют? Промочил я лапки!» В коридоре ручейки дружно побежали. Может майские деньки наконец настали? Коврик у дверей промок, хлюпает водицей – Здесь устроила потоп младшая сестрица: Она куклу в ванной мыла, кран с водой закрыть забыла!
Воспитатель: Теперь вы знаете, что хотя вода наша помощница, но с ней нужно быть внимательными, нельзя допускать небрежность и неосторожность.
Примерная картотека
бесед с детьми о воде
Беседа №1 «Вода вокруг нас» Цель первой беседы заключается в том, чтобы познакомить ребенка с понятием «вода» и дать ему общие представления о том, в каких состояниях может прибывать вода на Земле. В ходе беседы я используется глобус в качестве наглядного пособия. Дети узнают, что на нашей планете больше воды, чем суши, что в озёрах и реках вода без вкуса, а морях она соленая. Также в ходе этой беседы дети узнают откуда берётся вода. И то, что вода, которая течет в подземных, реках очень ценится людьми, ведь она считается самой чистой и вкусной. Совет: иногда даже реклама воды может стать отличным примером того, насколько дорого ценится питьевая вода.
Беседа №2 «Вода вокруг нас» (продолжение) Цель второй беседы – донести до детей всю важность воды для человечества. Во время второй беседы объяснить ребенку, что хоть воды и много на Земле, далеко не вся она подходит для человека. Ведь пьем мы только перстную и чистую воду, а не соленую. Вот как раз соленой у нас гораздо больше. Стоит также добавить, что существуют страны, в которых водный кризис. Поэтому воду нужно беречь.
Беседа №3 «Путешествие капельки» (рисуем круговорот) Цель данной беседы – дать детям понять, как в природе происходит круговорот воды. В ходе беседы может понадобиться наглядное пособие – картинка с изображением того же круговорота, но рисование с детьми будет лучше. Преподнести этот процесс ребенку можно как то, что капелька воды живет в море. Но иногда эта капелька путешествует на тучку. На тучке собирается много капелек, а затем все они спускаются на землю и вместе с ручейками попадают в реки, а с рек снова к себе домой – в море. Можно провести эксперимент с испарением воды.
Беседа №4 «Без воды нет жизни» Целью беседы №4 является формирование у ребенка представления о том, что животные и растения не могут жить без воды. В ходе беседы можно привести ребенку пример с растениями в природе. Ведь их время от времени поливает дождик. А вот если не поливать растение в горшочке, то в скором времени оно просто засохнет и погибнет. Именно поэтому нужно всегда следить, чтобы у растений было достаточно влаги. Также можно привести пример с животными, которые в условиях дикой природы могут попить из природного водоема, а вот в домашних условиях — только в том случае, если мы им поможем.
Беседа №5 «Волшебница вода» Целью данной беседы является пояснение детям таких фундаментальных понятий, как дождь, туман, снег и другие. В ходе беседы важно обратить внимание детей на то, что вода очень часто предстаёт перед нами в разных состояниях. Иногда она жидкая, а иногда и твердая. Также следует обратить внимание детей на многообразие окружающей среды, которое создается именно благодаря волшебству воды.
Сценарий
развлечения для детей средней группы (4-5 лет)
«Волшебница вода»
Цель: закрепить знания и представления о свойствах воды, создать радостное настроение, ощущение праздника.
Оборудование: вода, напитки, соки, тазик с водой, ложки, музыкальное сопровождение для игр.
Предварительная работа: заучивание стихотворений о воде.
Ход развлечения.
Ведущий: – Дети, сегодня у нас праздник и на наш праздник мы пригласили гостя, он спешит к нам. Звучит музыка вбегает Незнайка с книгой.
Незнайка:- Здравствуйте ребята! Я Незнайка, спешил к вам из Солнечного города. Мне подарили книгу с загадками, а я не могу отгадать загадки. Помогите мне, пожалуйста! Дети отгадывают загадки о воде.
Незнайка: – Молодцы! Загадки вы знаете, а знаете ли вы стихи о воде? Дети читают для Незнайки стихи о воде.
Ведущий приглашает Незнайку и ребят поиграть в игру. Подвижная игра «Солнце и снежинки»
Ведущий: - Незнайка, а ты хотел бы принять участие в викторине?
Незнайка: - Да, очень хочу! С вашей помощью, дети, я много узнал о воде.
Ведущий: – Незнайка, тогда помоги оценить правильные ответы детей. Викторина «Вопрос – ответ» : Дети делятся на две команды «Капелька» и «Снежинка». Команда «Капелька» отвечает на вопрос «Кому нужна вода?», а команда «Снежинка» на вопрос «Зачем нужна вода?» За правильный ответ ребята получают от Незнайки фишки. Чья команда наберт больше фишек, та команда выиграла.
Ведущий: – Незнайка, ты много слышал о воде, но сможешь ли ты узнать воду закрытыми глазами?
Незнайка: – Не знаю, я еще не пробовал так узнавать воду?
Ведущий приглашает Незнайку и детей поиграть в игру «Угадай на вкус и сравни с водой»
Игра «Угадай на вкус и сравни с водой» : Дети с закрытыми глазами должны угадать, какой напиток они выпили и сказать, чем отличается напиток от воды (вода прозрачная, а молоко белое; вода не имеет запаха, а сок пахнет; вода не умеет вкуса, а компот сладкий и т. д.)
Ведущий: – Незнайка, ты уже знаешь, что вода нужна всем. Без воды всё живое погибнет. Поэтому воду надо беречь.
Ведущий: - Мы приглашаем тебя поиграть с нами, и ты увидишь, какие наши дети бережливые. Они умеют переносить воду, не проронив ни капли.
Подвижная игра «Донеси, не проливая» : Дети делятся на две команды и переносят воду в мерный стаканчик деревянными ложками.
Незнайка: – Спасибо большое, дети, я много узнал о воде: какая она, как вода всем помогает, я узнал от вас, что воду надо беречь. Спасибо Вам, а мне пора обратно в Солнечный город. Там меня ждтЗнайка. Побегу и расскажу ему, какие умные, ловкие, бережливые дети ходят в детский сад «Сказка». До свидания!
Дети прощаются с Незнайкой, дарят ему чистую воду.
Консультация для родителей
«Поговорим о воде».
Уважаемые родители!
2017 год был объявлен в России годом Экологии. А 22 марта ежегодно вся планета отмечает «Всемирный День водных ресурсов». Привлекайте детей к экологическим проблемам.
В 4 -6 лет они уже способны понять, что хорошо, а что плохо. Расскажите, что нельзя мыть в речках машины, или спускать в них промышленные отходы. В отравленном водоеме гибнет рыба, исчезают водоплавающие птицы, а вслед за ними и хищники – лиса, норка, выдра. Зацветает и загнивает вода, заиливается дно, меняется и беднеет видовой состав растений по берегам.
Важно, чтобы дети научились прослеживать последствия действий человека. Нам хочется вырастить их ответственными, мудрыми, экологически мыслящими людьми. Вся надежда на них, им исправлять ошибки прошлых поколений, им спасать такую маленькую, хрупкую и такую больную нашу планету. И, кто знает, может быть, через 50 или 100 лет человечество научиться жить в гармонии и дружбе со всеми живыми существами!
С самого рождения ребенку необходима вода. Она не только дает приятные ощущения, развивает различные рецепторы, но и посредством игр является самым приятным способом обучения и привития культурно-гигиенических навыков. Детей завораживает вода своими удивительными свойствами, чудесными превращениями и множеством секретов, раскрывать которые помогают взрослые.
Детям нужно:
-показывать картинки с изображением воды;
-рассказывать где она собирается на нашей планете (в лужах после дождя, болотах, водоемах, морях и океанах);
-провести параллель с животным миром (какой водой питаются животные, насекомые, какой трудный путь порой они проходят, чтобы добыть каплю воды, где она может находиться (в ущельях, скалах, в растениях, какая вода непригодна для питья, какая вода опасна для жизни, какой состав воды) например: в пустынях воды очень мало, соответственно и растений практически нет, достать ее в пустынях трудно, но несмотря на это, там тоже есть жизнь, обитают животные и насекомые; также можно рассказать как они приспосабливаются к таким трудным условиям существования ( например: верблюды могут выпить за один раз 100 литров воды, и обходиться потом без воды две недели, причем это одно из немногих животных, которое может пить солоноватую воду).
Очень интересны детям животные, для которых вода является естественным местом обитания. Это морские черепахи, лягушки, киты, дельфины.
Главным образом получение знаний о воде в дошкольном возрасте базируются на наблюдении и опытах. Поэтому так полезно и занимательно рассматривать и наблюдать за повадками птиц, жизнь которых непосредственно связана с водой — утки, лебеди, цапли, фламинго.
В зависимости от возраста детей взрослые должны рассказывать о необходимости воды прежде всего для поддержания организма в тонусе, о том, что вода способствует усваиванию организмом питательных веществ, делает кислород для дыхания более увлажненным, контролирует температуру тела, играет главную роль в обмене веществ, выводит различные отходы и ненужные вещества из организма. Человеку нужна только чистая питьевая вода.
Дети должны знать, что особенно в жаркое время года нужно пить много воды, потому что перегрев организма и дефицит жидкости опасны для жизни.
Обращая внимание детей на окружающую нас природу в игровой форме, взрослый может объяснить весь круговорот воды в природе. Будь то утренняя капелька росы на распустившихся цветах или причудливыми узорами трескающийся лед под ногами- все достойно внимания ребёнка.
Наверное, не существует ни одного ребенка, которому не было бы интересно наблюдать, как поднимается и стремится ввысь стрелка луковички, опущенной в воду, как обретает второе дыхание получивший воду засыхающий цветок. Существует много загадок про воду, которые дети с интересом разгадывают, а также сказок, стихов, песен.
Экологические сказки предназначены для воспитания у детей бережного отношения к воде — источнику всего живого. Захватывающие приключения пиратов, описанные в книгах путешественников, способы выживания в морской воде- еще одна нить, связывающая детей с этим незаменимым веществом - ВОДОЙ.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без. (Воды).
Можно рассказывать и привлекать детей к спортивным играм в воде с мячом и просто плаванию. Занятия по плаванию, дети всегда встречают с радостью. Навсегда остаются в памяти малышей семейные походы на речку или в «Аквапарк». Только вникая во внутренний мир ребенка, глядя детскими глазами на все происходящее, взрослый может показать все удивительные свойства воды.
Методическая литература:
1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» -М:. Издательский центр «Академия», 2001.
2. Саво И. Л. «Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах д/сада» : Учебно-методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 560 с.
3. Никонова Н. О., Талызина М. И. «Экологический дневник дошкольника «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» Учебное пособие. - Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008. – 32 с.
4. Воспитатель ДОУ № 1/2009
5. Юный эколог. «Система работы с детьми в старшей группе детского сада». -М:. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
6. Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ.» – Волгоград: Учитель, 2007.
7. Исакова Н. В. «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность» - СПб: ООО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013
8. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.
9. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 4-5 лет: практическое пособие.» – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002, -159 с.
10. Рыжова Н. А. «Мини-музей в детском саду.» – М. :Линка-Пресс, 2008, -256с.
10. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007
11. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» - М. : ТЦ Сфера, 2003
12. Шорыгина Т. А. «Зеленые сказки. Экология для малышей», Книголюб, 2006 г.