Юлия Калинина
Социально-творческий, исследовательский, краткосрочный, комплексный проект «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» с. Тербуны Тербунского района Липецкой области
Разработали и провели воспитатели:
Калинина Ю. А.
Якунина Г. В.
Тербуны
2016 год
Паспорт
Социально – творческий, исследовательский, комплексный
Продолжительность проекта
Краткосрочный (2 недели)
С 14 марта по 25 марта 2016 года
Участники проекта
- дети 2 младшей группы №1 детского сада «Солнышко»
- воспитатели
- родители.
Публикация «Социально-творческий, исследовательский, краткосрочный, комплексный проект „Я и моя семья“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
Образовательная деятельность:
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно – эстетическое развитие
- Социально – коммуникативное развитие
- Физическое развитие
Актуальность темы:
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Очень важно, в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не утратить связь между поколениями. Укреплению родственных связей способствует совместный досуг, а также совместное творчество, результаты которого можно продемонстрировать в детском саду, поделиться опытом с другими участниками образовательного процесса и что-то взять себе на вооружение.
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье.
Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных, культурных и духовных ценностей, которые являются определяющим фактором формирования личности ребенка. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.
Семья влияет на ребёнка, готовит и приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
Семья – дар жизни, благодаря которому каждый с момента рождения входит в человеческий мир и становится его уникальной и неповторимой частью. Многое в человеке получает свое развитие именно в раннем детстве, так как семья – это то место, где вызревает зерно новой личности – «семя Я», которое зарождается и прорастает в лучах родительской любви.
Семья создана для умножения любви и продолжения жизни человечества на земле. Соучаствуя в жизни других людей, каждому из нас предоставляется возможность соединиться со своей частью в любви, деле, дружбе, истории и вечности.
Цель проекта
Цель: расширить представление детей о семье через организацию различных видов деятельности
Задачи проекта :
Образовательные:
- ознакомить детей с понятиями «семья», «имя», «фамилия», «род», «родители», «родные»;
- расширить и углубить и обогащать знания и представления детей о семье, профессии родителей;
- уточнять и расширять представления ребенка о самом себе (он член семьи, имеет внешнее сходство с родителями, другими родственниками);
- дать понятия о семейных традициях, о распределении семейных обязанностей;
- сформировать представления детей о значении семьи в жизни человека и общества;
- продолжать развивать познавательные способности, активно включать их в творческо – поисковую деятельность;
- расширять кругозор, обогащать словарный запас терминами родственных отношений, развивать связную речь;
- познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, загадками по теме “Семья ”;
— учить следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;
— учить детей рассказывать небольшие истории из личного опыта;
— развивать чувство формы и композиции в творчестве;
— вызывать у детей радость от созданного изображения, постройки;
- вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность) ;
- обогатить отношения родителей и детей опытом совместной, творческо-познавательной деятельности;
- развивать у детей навыки совместного взаимодействия при выполнении парных и коллективных творческих работ по изодеятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща.
Воспитательные:
- показать ценность семейных отношений;
- воспитывать любовь и уважение к членам семьи;
- формировать у детей доброе и нежное отношение к своим родителям;
- воспитывать у детей чувство ответственности в выполнении обязанностей в семье;
- учить проявлять заботу о близких;
- воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия при выполнении парных и коллективных творческих работ по изодеятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща;
- повысить активность участия родителей в жизни группы.
Развивающие:
- развитие стремление к самостоятельному получению знаний по теме «Семья»;
-развитие аналитического мышления (поисковая деятельность в ходе решения проблемы, самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями).
- развивать навыки общения со взрослыми и детьми;
- развивать умение планировать свое время;
Предполагаемый результат:
• Дети больше узнают о своей семье : о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
• Совместная деятельность будет способствовать укреплению детских – родительских отношений.
• Дети будут знакомы с понятиями «семья», «имя» и «фамилия».
• У детей будут сформированы знания о значении семьи в жизни человека и общества.
• Дети познакомятся с новыми произведениями по теме «Семья».
• У детей будут формироваться познавательные способности в процессе исследовательской деятельности.
• Дети будут пробовать делать самостоятельно выводы и умозаключения.
• У детей будут формироваться чувство ответственности за свои поступки и обязанности в семье.
• Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
Продукт проектной деятельности :
- фотоматериалы по всем видам деятельности;
- выставка рисунков детей «Наша дружная семья»;
- выставка стенгазет «Генеалогическое древо моей семьи»;
- альбом «Лучший рецепт моей семьи».
План реализации проекта :
1. Чтение литературы по проекту :
- Е. Благинина «Посидим в тишине»
- р. н. с. «Дикие лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка – Хаврошечка», «Снегурочка»
- С. Баруздина «Мамина работа»
- С. Михалков «А что у вас?»
- С. Маршак «Сказка об умном мышонке»
- К. Ушинский «Косточка»
- Л. Толстой «Старый дед и внучка»
- А. Куприн «Бедный принц»
2. Просмотр мультфильмов «Осторожно обезьянки», «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Федорино горе»
3. Дидактические игры: «Кто, что делает?», «Назови каждого члена семьи», «Что мы делаем?», «Как мы помогаем родным?», «Составь цепочку», «Моя семья»
4. Беседы на темы:
- Наша дружная семья
- Традиции в семье
- Родословная моей семьи (домашнее задание)
- Я и мое имя (домашнее задание)
- Моя семья
- Мамины помощники
5. Заучивание пословиц, поговорок о семье, разгадывание загадок
6. Пальчиковая гимнастика «Моя семья» и др.
7. Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Дочки – матери», «Ремонт в квартире», «Помогаем папе в гараже», «Поликлиника», «День рождения», «Гости».
8. Выставка рисунков «Наша дружная семья»
9. Разучивание стихов и песен о семье
10. Конкурс стихов и песен «Я и моя семья»
11. Консультация для родителей «История моей семьи»
12. Выставка стенгазет «Генеалогическое древо моей семьи»
13. Итоговое мероприятие альбом «Лучший рецепт моей семьи»
Обобщение
Проект проходил в игровой форме, в непринужденной обстановке.
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта : беседы, выставки, конкурсы, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду.
Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам проводилось с детьми младшего возраста на основе наглядности - оформление портретных галерей, фотогазет, а также на основе живого общения с родителями и старшим поколением семьи на совместных праздниках.
В результате творческой работы самых активных семей в группе появился альбом «Лучший рецепт моей семьи», который пользуется особой популярностью у всех родителей и детей. Каждый день неоднократно просматривается и каждый «автор» с гордостью рассказывает о своей замечательной семье. После прошедшего конкурса стихов и песен «Я и моя семья» наши дети получили награды в виде чаепития. Появились новые игры для самостоятельной деятельности детей: «Ремонт в квартире», «Помогаем папе в гараже», «Поликлиника», «День рождения», «Гости».
На наш взгляд, проект «Я и моя семья» является первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.