Анна Каренгина
Краткосрочный творческий проект «Я играю в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Публикация «Краткосрочный творческий проект „Я играю в сказку“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Гипотеза.
Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Тип проекта.
- Информационно-творческий
- Кратковременный
- Групповой.
Методы.
Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации.
Участники проекта.
Дети подготовительной логопедической группы, воспитатель, учитель-логопед, родители, музыкальный руководитель, администрация.
Обеспечение.
Методическое:
1. Евдокимова Е. С.» Технология проектирования в ДОУ «– М. «Сфера»,2006г.
2. Русские народные сказки.
3. Мордовские народные сказки.
4. Запорожец А. Б. и др.» Эмоциональное развитие дошкольника; пособие для воспитателей детского сада.» -М. 1985 г.
5. Михайлова А. Я. «Современный ребёнок и сказка : проблемы диалога» -М., 2002 г.
6. Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.
7. Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007.
8. Инновации в логопедическую практику. Сост. О. Е. Громова. – М. , :ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
9. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г. Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.
Материально – техническое:
1. Аудиозаписи.
2. Театральные куклы.
3. Художественная литература.
4. Книжки – раскраски, картинки и иллюстрации с изображениями героев сказок.
Цель проекта :
- развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
- воспитание интеллектуально развитой личности, владеющей нормами культуры речевого общения.
- раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи проекта :
1. Коррекционно– образовательные: учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.
2. Коррекционно– развивающие: развивать традиции семейного чтения.
3. Коррекционно– воспитательные: создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Этапы проекта :
I Этап - Подготовительный (разработка проекта).
(с 4.04.14 г. по11.04.14 г.)
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
- обсуждение проекта с логопедом, музыкальным руководителем.
- сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- составление перспективного плана работы.
Перспективный план
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи». Кубики и пазлы по разным сказкам.
Познавательное развитие
Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.
Речевое развитие
1) Занятие по сказки «Теремок»
2) Пересказ по ролям сказка «Теремок».
3) Беседы с детьми о прочитанном.
Ознакомление с художественной литературой
Чтение и обсуждение сказок.
Пересказ разных сказок.
Театральная деятельность
Занятие «».
Кукольный спектакль «Волшебный цветок».
Рисование
Занятие «Мой любимый сказочный герой». Занятие «Дом для зверей».
Аппликация
Занятие «Платье для Золушки».
Занятие «Сказочный домик».
Работа с родителями
1) Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»;
2) Консультация «Знакомство со сказками».
Помощь в изготовлении костюмов для спектакля «Теремок».
Пути реализации проекта :
1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
2. Оформление уголка «В гостях у сказки»
3. Организация выставки рисунков по мотивам сказок.
4. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
Содержание работы с детьми:
1. Чтение разных сказок;
2. Рисование детьми героев сказок.
3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
4. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
5. Самостоятельное составление сказок.
6. Рассказывание сказок собственного сочинения.
7. Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.
8. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
9. Загадки о сказках, героях сказок.
10. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
11. Театрализация сказки : «Теремок»
Содержание работы с родителями:
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
2. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).
3. Чтение сказок с детьми.
4. Придумывание сказок с детьми.
5. Помощь в пополнении книжного уголка сказками
II Этап – Исследовательский.
(с 12. 04.14. г. по 21.04.14. г.)
- работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
- выполнение проекта.
III Этап – Заключительный.
(с 22.04.14. г. по 28.04. 14.)
- театрализация сказки «Теремок»
- подведение итогов, анализ ожидаемого результата
- обобщение результатов работы, формулировка выводов
-составление рекомендаций.
Итоги, выводы.
В результате проектной деятельности была подтверждена гипотеза и сформулированы следующие выводы:
1. Через восприятие сказок мы :
- воспитываем детей
- развиваем выразительную, образную речь
- развиваем логическое мышление
- развиваем творческую активность
2. сказки это отличное средство сплочения детей и взрослых.
Взрослые очень ответственно отнеслись к изготовлению костюмов для театральной постановки сказки «Теремок». Приобрели оборудование для занятий и свободной деятельности, ширму для обыгрывания театра, магнитный театр, книжки-раскраски, детскую художественную литературу.
Музыкальный руководитель способствует развитию концертной деятельности, осуществляет музыкальное оформление к театральным постановкам. Дети проявляют артистизм и оригинальность при показе спектакля.
Основным результатом стал показ спектакля по мотивам русской народной сказки «Теремок».
Мы выполнили намеченный план проекта, изучили все материалы, разработали рекомендации.
IV Этап – Презентация проекта. (28.04.14 г.)
Театральная постановка сказки «Теремок» для детей младшего дошкольного возраста.