Светлана Владимировна Чередниченко
Социально-психологический трениниг для обучающихся 10–13 лет «Дружба» (2 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Первая часть «Герба» - «Творческий псевдоним или никнейм, или аватар». Тут мы с Вами пишем свой творческий псевдоним и его визуализируем. Например: «Меня зовут Светлана. Мой творческий псевдоним «Cordi», сокращенный вариант от латино-римского имени «Cordelia», что в переводе на русский язык означает «сердечная», а слово «сердечная» у меня ассоциируется с сердцем, вот поэтому я и нарисовала под свои творческим псевдонимом сердечко». Младшим подросткам даем 10-15 минут для придумывания творческого псевдонима и их прорисовку.
Публикация «Социально-психологический трениниг для обучающихся 10–13 лет „Дружба“ (2 часть)» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Работа психолога в ДОУ
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Далее вторая часть «Герба» будет называться - «Мой девиз».
- Скажите, Все знают или кто-то может еще не знает, значение слова «девиз»? Что такое девиз? И у кого он может быть?
Слушает ответы младших подростков и подводим итог сказанному, что девиз – это краткое изречение или слово, выражающее руководящую идею поведения или деятельности. в геральдике краткая надпись или эмблема на гербе, щите. Например: «Девиз спортивных олимпийских игр «Быстрее. Выше. Сильнее». Даем 10-15 минут младшим подросткам для придумывания и записи своего девиза.
Далее третья часть нашего с Вами «Герба» будет называться - «Хобби».
- Скажите, Все знают или кто-то может еще не знает, что такое «хобби»?
Слушает ответы младших подростков, а затем резюмируем выше сказанное и даем определение, что хобби (от англ. hobby — увлечение, любимое дело) или увлечение — вид человеческой деятельности, некое занятие, которым занимаются на досуге, для наслаждения. Увлечение — то, чем человек любит и с радостью готов заниматься в своё свободное время. Увлечение является хорошим способом борьбы со стрессом, гневом. Кроме того, увлечения зачастую помогают развить кругозор. Основная цель увлечений — помочь самореализоваться.
На третье части «Герба» записываем свое хобби. Даем 10-15 минут.
Итак, переходим к четвертой последней части «Герба», которая называется «Мои достоинства».
- Скажите, Все знают значение слова «достоинство» или кто-то может еще не знает, что такое «достоинство»? Слушает ответы младших подростков.
- И как Вы думаете «достоинство» это материальная вещь или ценность или нет? Достоинство у человека можно купить или продать? Слушает ответы младших подростков.
- Достоинство - это личностное качество человека.
- Ребята, скажи, а какие Вы знаете качества человека? Какие существуют вообще качества?
Слушает ответы младших подростков. Вот, например: «Веселый, добрый, умный, трудолюбивый, честный, верный, спокойный, скромный, артистичный. Набор качеств и составляет достоинство каждого человека на Земле. Вот поэтому, достоинство — уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория. Из величайшей ценности человеческой жизни следует наличие достоинства у каждого, даже не подозревающего о том, человека. В гражданском праве достоинство — одно из тех нематериальных благ (ст. 150 ГК России, которые принадлежат человеку от рождения. Оно неотчуждаемо и непередаваемо. В конституционном праве достоинство личности — критерий отношения государства к личности и её правовому статусу. В России выраженное в неприличной форме унижение достоинства личности (ст. 5.61 КоАП России — «Оскорбление») и распространение ложных сведений, порочащих достоинство личности (ст. 128.1 УК России — «Клевета», являются административным и уголовным правонарушениями соответственно. А теперь каждые немного подумает и вспомнит, какие у него есть достоинства, и запишет себе их в четвертую часть «Герб». Даем 10-15 минут для записи своих качеств и достоинств «Герб»».
- Ну, вот и готов наш «Герб». Сейчас каждый по очереди представит свой герб и расскажет нам о нем. Даем 15-20 минут на обсуждения упражнения с младшими подростками.
- А сейчас мы с Вами проверим, как мы друг друга запомнили. Проверим Ваше внимание, память, наблюдательность, и то, как Вы умеете слышать и видеть других людей кроме себя. Упражнение называется «Снежный ком».
3. Упражнение – активатор «Снежный ком».
Цель данного упражнения: достичь сплоченности и взаимопонимания в группе, снятие усталости и напряжения. Ход упражнения: Младшие подростки по очереди называют свое имя вместе со своим творческим псевдонимом. Следующий по кругу должен назвать имя и творческий псевдоним предыдущего участника, а затем себя. Таким образом, чем дальше по кругу, тем больше придется называть имен с творческими псевдонимами. Чтобы облегчить себе задачу на запоминание у нас есть шпаргалка в виде «Герба» участников, где мы может прочитать имя и творческий псевдоним, если вдруг кого-то сегодня не запомнили или забыли. Главное все делать слажено, быстро и весело. Например: «Светлана + Cordi, Марина+Мальвина, Ирина+Роза, Екатерина+Клубника и так далее».
4. Беседа социально-психологического тренинга по теме «Дружба».
- Ребята, а как Вы думаете, сколько надо иметь друзей, чтобы чувствовать себя счастливым? Одного, двух, а может быть, несколько десятков?
Слушает ответы младших подростков.
Интересная притча о дружбе от Бориса Крумера метко ответит на этот риторический вопрос и поможет расставить все точки над «і».
5. Притча о дружбе Бориса Крумера под названием «Расставим все точки над «i».
Ученик пришё л к Учителю и спросил его:
— Мастер, сколько друзей должно быть у человека — один или много?
— Всё очень просто, — ответил Учитель, — сорви мне вон то красное яблоко с самой верхней ветки.
Ученик задрал голову и ответил:
— Но оно очень высоко висит, Учитель! Мне не достать.
— Позови друга, пусть он поможет тебе, — ответил Мастер.
Ученик позвал другого ученика и встал ему на плечи.
— Мне всё равно не достать, Учитель, — сказал огорчённый ученик.
— У тебя больше нет друзей? — усмехнулся Учитель.
Ученик позвал ещё приятелей, которые кряхтя стали взбираться друг другу на плечи и спины, пытаясь построить живую пирамиду. Но яблоко висело слишком высоко, пирамида рассыпалась, и ученик так и не смог сорвать вожделенное яблоко.
Тогда учитель подозвал его к себе:
— Ну, ты понял, сколько человеку нужно друзей?
— Понял, учитель, — сказал ученик, потирая ушибленный бок, — много — чтобы все вместе мы смогли решить любую проблему.
— Да, — ответил Мастер, огорчённо покачивая головой, — действительно, нужно много друзей. Чтобы среди всего этого сборища гимнастов нашёлся хотя бы один умный человек, который догадался бы принести лестницу!
- Ребята, а теперь, когда мы все познакомились очень хорошо, много нового и интересного друга о друге узнали, предлагаю упражнение «Закончи предложение».
6. Упражнение «Закончи предложение».
Цель данного упражнения: развитие умения давать обратную связь при общении.
Составьте 5 предложений, которые начинаются «Друг – это тот, кто…» Младшие подростки зачитывают свои варианты, затем делают вывод, какие качества личности являются важными в дружеских отношениях
7. Рефлексия социально-психологического тренинга.
Младшие подростки делятся свои впечатлениями о сегодняшнем социально-психологическом тренинге. Рассказывают, что им понравилось, что нет, что было для них самым важным, какие выводы они для себя сделали.