Татьяна Золотарева
Социально-психологический тренинг «Лучший способ отыскать хорошую идею — найти много идей»
▼ Скачать + Заказать документы
Целевая группа. Число участников – 18 человек в возрасте от 35 до 55 лет. Способ набора в группу – целенаправленное формирование группы (воспитатели групп ДОУ).
Цель: осознание креативности в себе и ее развитие.
Задачи:
1. Развитие способности участников находить новые нестандартные (креативные) решения задач.
2. Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления.
3. Осознание характеристики креативной среды.
4. Формирование навыков и умений управления творческим процессом.
5. Налаживание коммуникативных связей внутри группы.
Публикация «Социально-психологический тренинг „Лучший способ отыскать хорошую идею — найти много идей“» размещена в разделах
Материалы: бумага, ножницы, карандаши, модели предметов, мяч, газеты
Ход тренинга:
Вводная часть.
1. Упражнение «Кидай мяч».
Цели: вербальное и невербальное общение сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, установление контактов друг с другом и поиск быстрого решения поставленной задачи.
Материалы: мяч. Время: 10 минут.
Процедура: участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мяч и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мяч друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные "лодочкой" руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мяч, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника.) Задача решена!
Психологический смысл упражнения: демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы ("перекинуть - значит подбросить вверх, а потом поймать"). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.
Вопросы для обсуждения:
Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?
2. Упражнение "Островки"
Цель: всем участникам разместиться на газете (на всей, на половине газеты, на трети).
Материалы: газеты.
Время: 10 минут.
Процедура: участники разбиваются на группки по 4 человека и на скорость выполняют задания.
Смысл упражнения: создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия в нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.
Основная часть
1. Упражнение "Остановись, мгновенье!"
Цель: развитие навыков экспрессии, дает возможность участникам в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к тем жизненным сферам, которых касаются слова.
Материалы: список слов.
Время: 10 минут.
Процедура: участники свободно перемещаются по аудитории. По команде ведущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавливаются и демонстрируют с помощью мимики и пантомимики (позы, жестов, движений тела) то слово, которое называет ведущий. "Остановись, мгновенье" продолжается 8-10 с, после чего по повторному хлопку ведущего участники опять начинают свободно перемещаться по помещению, пока не прозвучит следующий хлопок и не будет названо очередное слово. Желательно заснять "мгновенья» с помощью цифровой
фото- или видеокамеры и продемонстрировать отснятые материалы участникам непосредственно после упражнения.
Можно использовать, например, такие наборы слов: время, прошлое, детство, настоящее, учеба, будущее, профессия, успех; встреча, общение, понимание, дружба, любовь, семья, счастье.
2. Упражнение "Креативные штучки".
Цель: развитие творческого интеллекта.
Материалы: скрепка для бумаг, зубная щетка, карандаш, спичка и т. д.
Время: 10 минут.
Процедура: за 2 минуты найти как можно больше применений для обувного шнурка и записать их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект, для рассмотрения можно брать любой другой предмет.
Вопросы для обсуждения:
Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
Как можно применять ваш предмет?
О чем заставило задуматься это упражнение?
3. Упражнение "Триумфальная арка".
Цель: развитие творческих способностей, поиска нестандартного решения поставленной задачи.
Материалы: ножницы, бумага.
Время: 10 минут.
Процедура: участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить такую арку, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Продемонстрировать как можно больше способов.
Вопросы для обсуждения:
Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?
Часто ли возникают такие ситуации?
Кто подсказал решение или это коллективное?
Заключительная часть
Упражнение "Творческая жизнь".
Цель: обобщить представление участников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.
Время: 10 минут. Материалы: бумага, ручки.
Процедура: участники объединяются в группки по 4 человека, получают задание: сформировать перечень рекомендаций, которые позволят "сделать более творческой собственную жизнь", и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (т. е. не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т. п.).
Обсуждение в группе, разбор всех вариантов.
Домашнее задание: регулярно выполнять физические упражнения; овладеть техникой медитации и релаксации; вести дневник, писать рассказы, стихи, песни, записывать умные мысли, расширять кругозор своих интересов и др.
Анализ занятия.
Место проведения: МБДОУ «Радуга» Снежненского сельского поселения.
Дата и время проведения: 15 октября 2018 года в 14-00.
Характеристика участников: 8 участников – воспитатели групп ДОУ - женщины в возрасте от 35 до 55 лет.
Занятие организовано с целью развития креативности и снятия эмоционального напряжения при работе с дошкольниками.
Рефлексивная оценка.
1. Анализ упражнения «Кидай мяч». Упражнение у участников получилось, но с некоторой задержкой по времени, реакция участников – напряжение в начале, более раскрепощенное поведение – в конце упражнения.
2. Анализ упражнения «Островки». Участники с удовольствием принялись за выполнение упражнения - идеи так и «посыпались»! Так как время ограничено, пришлось остановить «конвейер идей». Реакция педагогов – положительная.
3. Анализ упражнения «Остановись, мгновение!». Были некоторые трудности с изображением понятий-слов, которые нельзя «потрогать». Но в целом, участники справились удовлетворительно, реакция некоторых педагогов была немного неоднозначной.
4. Анализ упражнения «Креативные штучки». Участники нашли множество примеров применения простых вещей, придумывая на ходу их применение в комплексе, например, в быту. Реакция – положительная.
5. Анализ упражнения «Триумфальная арка». Практически всем участникам показалось сначала, что выполнить упражнение невозможно, но стоило начать, - и все получилось! Реакция участников в начале упражнения – небольшая растерянность, затем – положительная.
6. Анализ упражнения «Творческая жизнь». По каким-то причинам это упражнение сначала у педагогов «не пошло», но затем участники сформировали необычные рекомендации по воплощению их в жизнь, но при этом отмечали, что их выполнение невозможно из-за отсутствия свободного времени, проблем со здоровьем, семьей и др. В целом, реакция неоднозначная.
Таким образом, можно сделать вывод, что занятие СПТ заставило участников посмотреть на себя немного со стороны, раскрыть некоторые креативные способности, дало направление творческому мышлению, расширению своих возможностей. А главное – умение генерировать идеи!
Занятие можно изменить или расширить, добавив новые креативные упражнения по нарастанию усложнения заданий.