Светлана Ишмуратова
Социально-психологические механизмы формирования имиджа дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Имидж учреждения может формироваться стихийно и целенаправленно. Часто у руководителей «не доходят руки» до того, чтобы отслеживать возникающий образ своего учреждения. Все силы отдаются формированию, главным образом, производственного потенциала учреждения. В таких случаях складывается стихийный имидж, имеющий обычно как положительные, так и отрицательные черты, из-за чего в одном и том же учреждении можно услышать прямо противоположные мнения.
Публикация «Социально-психологические механизмы формирования имиджа дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Если к сотрудникам отрицательное отношение со стороны администрации ДОУ, то это недовольство, так или иначе, сказывается на их поведении в отношении к другим участникам образовательного процесса, что подрывает усилия дошкольного учреждения по созданию позитивного имиджа.
Имидж – хрупкое явление : достаточно один раз оказать некачественную образовательную услугу или натолкнуться на неэтичное поведение сотрудника учреждения, как репутация дошкольного образовательного учреждения в глазах родителей воспитанников резко падает. («Единожды солгавши – кто тебе поверит?», поэтому имидж учреждения зависит от каждого работника.
Основу имиджа составляют : существующий стиль внутренних и внешних деловых и межличностных отношений сотрудников и официальная атрибутика – название организации, эмблема или знак.
Имидж является культурологическим фактором развития организации.
Выделим основные этапа формирования имиджа.
Первый этап – определение миссии.
Некоторые специалисты считают, что начинать нужно с анализа внешней среды и выделения целевой группы. Но, на наш взгляд, педагогическая специфика «фирмы» диктует здесь свои законы, а потому сначала нужно определиться с базовой идеей образовательного учреждения. Ее можно назвать также «концепцией», «миссией», «изюминкой» и т. д. То есть, прежде чем определяться с целевой аудиторией, нужно понять: а кто мы? В чем наша особенность? Это – самый главный вопрос, вокруг которого и пойдет вся дальнейшая работа. Ибо эффективно и долго «пиарить» мыльный пузырь еще никому не удавалось.
Барбара Джи, известный американский специалист по имиджу, выделяет пять позиций, по которым необходимо определиться компании при построении своего имиджа : принципы; цель создания компании; корпоративная философия; долгосрочные цели; стандарты.
В. Баранычеев определяет миссию как «способ выделения среди конкурентов» это также важный момент при создании имиджа руководителя, так как людям свойственно запоминать что-то особенное и уникальное. Личная миссия руководителя – это, как правило, какая-либо идея или набор идей, которые он собирается реализовать в своей деятельности, и которые в совокупности наполняют миссию организации.
Процесс «согласования ценностей» и поиска «своего лица» может занять достаточно много времени. Ведь здесь важно помнить, что любой член педагогического сообщества является своеобразной частичкой, которая будет нести в мир информацию о целом, а значит от того, насколько люди разделяют общие цели и насколько осознают средства их достижения, зависит личный успех каждого из них.
К этому процессу можно привлечь и заинтересованных родителей, и самих педагогов. Это будет являться совместная деятельность образовательного характера.
Итого им этого этапа должно быть четкое понимание того, каковы ваши сильные и слабые стороны. Дальнейшая стратегия здесь проста: сильные стороны актуализируем и популяризируем, с проблемами работаем.
Второй этап – определение целевой аудитории. После того как специфика дошкольного учреждения определена, необходимо понять, какую целевую аудиторию хотелось бы привлечь в союзники. Собственно, здесь все четыре группы: воспитанники, родители, СМИ, социальные партнеры.
Обычно администрация ДОУ редко видит в своих воспитанниках тех субъектов, ради которых стоит выстраивать свой имидж. А ведь выпускники являются, чуть ли не главными «пиарщиками» образовательного учреждения. Память о детском саде хранится долго, и если тот образ, который сложился у ребенка по окончании образовательного заведения, малопривлекателен, отдать в ваш детский сад своих детей они вряд ли кому-то посоветуют. К тому же именно ваши воспитанники, еще находясь в ДОУ, затем учась в школе, служат своеобразной «визитной карточкой» дошкольного образовательного учреждения : то, как они себя ведут в общественных местах, или то, какой они показывают уровень знаний напрямую демонстрируют определенные стандарты, принятые в ДОУ.
Родители воспитанников. Это самые авторитетные субъекты, способные не только дать реальную оценку работе, но и откорректировать общественное мнение своих детей о ДОУ. Именно поэтому родители являются главной целевой группой, на которую необходимо ориентироваться в имиджевой работе. Парадокс заключается еще и в том, что родители могут выступать и основными инвесторами имиджевой политики.
Социальные партнеры (реальные и потенциальные). Сегодня все большее значение для успешного продвижения компании на рынке играет ее общественная деятельность. Но вряд ли какая-то организация, нуждающаяся в обретении позитивного имиджа, будет вкладывать деньги в невнятные образовательные проекты. Как правило, помогают только тем, кто имеет хорошую репутацию и высокую социально-общественную активность, - ведь польза от такого партнерства должна быть свободной.
Средства массовой информации. СМИ являются своеобразными посредниками между ДОУ и обществом: именно благодаря своевременному информированию о ваших планах или достижениях вы можете существенно расширить круг своих потенциальных партнеров и сформировать позитивное мнение о себе в глазах окружающих.
То же можно сказать и о социальных партнерах. В обращении, к допустимым, религиозным организациям нужно больше писать о духовных ценностях, а в обращении к научным фондам – об исследовательской работе. Если нужно получить поддержку от работодателей, раскрывается трудовой потенциал, а если необходимо сотрудничество с международными организациями, делается акцент на тех проблемах, которые волнуют мировое сообщество (права человека, национальные отношения, толерантность и т. д.).
Третий этап – планирование. На этом этапе происходит разработка конкретных мероприятий, связанных с формированием имиджа. Условно их можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние: повышение организационной (корпоративной) культуры. Сюда может входить создание дошкольной символики, разработка дресскода (стандартов одежды, изменение качества взаимоотношений всех участников образовательного процесса, обучение этике деловых отношений и т. д. важно помнить, что открытость и демократичность дошкольного образовательного учреждения напрямую зависит от того, насколько привлекательно выглядит то, что вы собираетесь «открывать» для других.
Внешние: трансляция целей и деятельности дошкольного образовательного учреждения для внешних «потребителей» - родителей, социальных партнеров, СМИ. Это создание и регулярное пополнение сайта ДОУ, акции, письменные и устные контакты, включая информирование через буклеты, памятки, листовки, рассылка благодарственных писем, участие в крупномасштабных проектах, исследованиях, - то есть во всех мероприятий, имеющих широкий общественный резонанс.
Итогом этого этапа должно стать ролевое распределение нагрузки. Самое главное здесь, чтобы деятельность по формированию имиджа затрагивала интересы и усилия всех членов образовательного сообщества. Немаловажное значение на этапе планирования имеет вопрос о характере обратной связи (или мониторинге). Информационная составляющая – одна из главных частей будущего проекта. Обязательно необходимо определится с системой распространения и получения информации, а также с человеком, ответственным за эту часть работы. К сожалению, в штатном расписании ДОУ такой должности, как «пресс-секретарь», пока не предусмотрено, хотя, при переходе на финансовую самостоятельность потребность в подобных специалистах чрезвычайно высока.
Четвертый этап - мотивация членов образовательного сообщества. Естественно, не каждый педагог, который услышит о новых инициативах, обрадуется перспективам изменений. Это происходит потому, что он хорошо представляет себе уровень предстоящей нагрузки и недостаточно ясно понимает, какую личную пользу принесут ему эти изменения. Задача руководителя _ своевременно показать педагогическому коллективу эту взаимосвязь.
Немаловажное значение для успешных педагогов имеет популяризация их достижений в местном сообществе. Как советует Сэнг Хим, «помоги успешным сотрудникам получить известность и создать себе репутацию выступлениями в программах местных новостей». Известно, что статус воспитателя сегодня низок. Однако порой в этом виноваты сами воспитатели: наверняка в каждом ДОУ найдутся люди, о которых с гордостью можно рассказать окружающим. Очень часто дошкольное образовательное учреждение остается без поддержки именно потому, что местное сообщество считает его «слабым и недостойным», ведь в наших СМИ чаще принято писать о вопиющих случаях, происходящих в образовательных учреждениях, чем о позитивных фактах. И эту тенденцию необходимо изменить: если любой член дошкольного коллектива будет знать, что популяризация достижений его коллег благоприятно скажется на отношении ко всей системе образования, то наши педагоги и администраторы перестанут страдать от ложной скромности и воспримут свою известность как бесценный ресурс. Не секрет ведь, что в преимущественно женских педагогических коллективах вопросы типа «кого выдвигать на премию» или «кого показывать на телевидении» создают психологическую напряженность.
Порой именно деятельность по созданию имиджа – сама по себе, как процесс – может стать своеобразной корректировкой атмосферы в ДОУ, ибо педагоги не всегда представляют себе, насколько прямой бывает связь между их поведением (отношениями) внутри детского сада и «финансовой» активностью родителей. К тому же эта деятельность может легче выявить проблемное поле дошкольного учреждения и определить стратегические точки приложения общих усилий.
Пятый этап – реализация проекта. Самое важное в реализации любых образовательных проектов – это их органичная интеграция в непосредственный образовательный процесс. Деятельность по созданию имиджа может быть частью участия семьи в объявленных ДОУ конкурсах, тематических выставках, спортивных мероприятиях. В дальнейшем родители будут выбирать место обучения ребенка с учетом имиджа и репутации того или иного образовательного учреждения.
Шестой этап – проверка эффективности. На этом этапе (как правило, ежегодно) проводится анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом. Обязательным условием здесь является доведение итогов мониторинга до всех участников подобной деятельности. Между прочим, сама заинтересованность образовательного учреждения в обретении хорошей репутации, производит приятное впечатление на окружающих. Человек, который говорит: «Мне дорога наша репутация», демонстрирует окружающим не только заботу о своей организации, но и важность корпоративных усилий, ориентированных на сотрудничество и развитие. Репутацию «делают» мифы.
Итак, для формирования позитивного имиджа крайне важно не только качество распространяющейся информации, но и ее, количество. Если потребителю не хватает какой-то информации об учреждении, он ее домысливает. И не всегда эти пробелы восполняются так, как необходимо.
Психологи уверены, что информация, полученная целевой аудиторией о человеке до встречи с ним, остается базовой все время общения с ним, и любая информация, исходящая от человека, преломляется сквозь те установки, которые были получены о нем ранее. Следовательно, для того чтобы негативные установки потенциальных союзников не работали против, обязательно надо предоставлять максимум, сведений о своей деятельности и обязательно налаживать обратную связь : что люди хотят знать о ДОУ? Что они знают? Насколько эти сведения являются достоверными? В большинстве случаев репутацию «делают» мифы.
Наиболее распространенные факторы, влияющие на формирование имиджа :
• Звонки в ДОУ и звонки из ДОУ. Оттого, как и что вы говорите, во многом зависит и впечатление о вас.
• Встреча «гостей» дошкольного образовательного учреждения в вестибюле. Неприветливое и неконструктивное общение создает психологический барьер у потенциальных союзников и может породить негативную установку по отношению к ДОУ. А установки, менять очень тяжело.
• Общественные собрания. Здесь имеет значение все – начиная от формы приглашения и заканчивая прической руководителя.
• Имидж руководителя и его авторитет, по данным исследований, играет решающую роль как во внутренних процессах, протекающих в ДОУ, так и в формировании общественного отношения ко всему дошкольному учреждению в целом.
• Таким образом, социально-психологические механизмы формирования имиджа ДОУ – это совокупное общественное восприятие ДОУ многими людьми, позиционирование на рынке образовательных услуг и побуждение к действию. Впечатления о дошкольном образовательном учреждении формируется входе личных контактов людей с детским садом; на основе слухов, циркулирующих в обществе, из сообщений массовой информации. Соотнесение миссии ДОУ с потребностями потенциальных клиентов (родителей). Важнейшей особенностью имиджа дошкольного учреждения является единство внутреннего и внешнего имиджа учреждения, а наиболее активным элементом, связующим воедино внутренний и внешний имидж детского сада, является миссия учреждения.