Шиляева Анастасия Николаевна
Социально — педагогический проект «Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
«Что я услышал – я забыл.
Что я увидел – я помню. Что я сделал – я знаю».
Конфуций
Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, сообразительными – короче говоря – умными. Умён тот, кто умеет мыслить. Разве это умение не дано нам природой от рождения? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень»? Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе мыслительной деятельности. Однако не следует думать, что развитие логического мышления –это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией детского мышления. Достижения этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретёт черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых
Публикация «Социально — педагогический проект „Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Цели, задачи проекта, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель: развитие умственных способностей дошкольников посредством решения логических задач.
Тактические цели:
1. Создание условий для повышения интереса у детей и родителей к занятиям по формированию математических представлений и решению логических задач.
2. Формирование творческого союза «педагог-ребенок-родитель».
3. Организация насыщенного и творческого взаимодействия участников проекта.
Задачи проекта :
1. Организовать предметно-развивающую среду в соответствии с ФГОС.
2. Подобрать методический материала для реализации проекта.
3. Организовать материально-техническое обеспечение.
4. Формировать у дошкольников и их родителей интерес к решению логических задач.
5. Создать эффективную систему управления проектом, включающую мониторинг и коррекцию деятельности, механизмы оценки результативности (в том числе – промежуточной результативности) проекта;
6. Обеспечить эффективное использование модулей «Занимательные задачи, игры», «Занимательная математика», «Логические задачи А. З. Зака»
7. в образовательном процессе;
8. Создать систему работы по развивающему обучению старших дошкольников.
9. Подготовить на основе полученных материалов методические рекомендации для педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Ожидаемый результат:
Дети:
Сформированность навыков и умений детей : строить грамотные рассуждения, обдумывать и планировать свою деятельность, предвидеть конечный результат.
Сформированность навыков самостоятельного поиска решений.
Развитие психических процессов: внимание, память, логическое мышление, умение творчески подходить к решениям поставленных задач.
Сформированность навыков использования полученных знаний в практической деятельности.
Развитие у детей умения внимательно выслушивать, анализировать информацию, сопоставлять условие задачи с вопросом и обосновывать свои суждения.
Родители:
Повышен интерес к развивающим играм.
Активное участие в совместной деятельности по развитию логического мышления у детей.
Продукты проекта :
1. Центр в группе «Занимательная математика».
2. Картотеки игр по развитию умственных способностей (для детей 5 – 7
лет).
3. Шахматный островок «Белая ладья».
4. Картотеки на логические задачи А. З. Зака.
5. Методические рекомендации по работе с родителями.
6. Фотопрезентация работы над проектом.
7. Представление проекта на МО в ДОУ
Аннотация проекта
В дошкольном возрасте формируется познавательный потенциал мыслительных процессов, вырабатывается мотивация предметно-операциональной, игровой, учебной, творческой деятельности и общения. Исследования отечественных психологов П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца свидетельствуют о том, что применяемые в дошкольном детстве формы познания имеют непреходящее значение для интеллектуального развития ребёнка в будущем. А. В. Запорожец отметил, что если соответствующие интеллектуальные и эмоциональные качества ребенка не развиваются должным образом на стадии дошкольного детства, то позже преодолеть возникающие недостатки в становлении личности в этом аспекте оказывается трудно или вовсе невозможно. [27]
Как указывает ряд исследователей (Н. Г. Белоус, Л. И. Божович, Н. И. Непомнящая, Л. С. Славина, А. А. Смоленцева, А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаева, Г. И. Щукина и др., система обучения, сложившаяся в детских дошкольных учреждениях, недостаточно ориентирована на развитие познавательных интересов и интеллектуальных умений, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению уже в дошкольном возрасте и отрицательно влияет на весь ход развития личности. [26]
Умственное развитие дошкольников - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках и т. д.
Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.
Социально-педагогический проект «Развитие умственных способностей у детей через решение логических задач и упражнений» направлен на развитие логического мышления, познавательных и творческих способностей старших дошкольниковЮ
Основное содержание проекта
Модуль № 1: «Занимательные задачи, игры»
Для формирования у дошкольников навыков логического и образного мышления, умения проявлять самостоятельность в процессе поиска решений и производить при этом мыслительные операции опираюсь на идеи, предложенные З. А. Михайловой и Б. Никитиным. [19]
Чтобы пробудить интерес к математике я стараюсь создать все условия. В группе оборудован центр «Занимательной математики» с разнообразными развивающими играми, головоломками, лабиринтами, играми на составление плоскостных изображений предметов, логическими задачами, кроссвордами, задачами-головоломками с палочками.
Работу начинаю с обучения детей способам решения задач-головоломок. За основу взяты методические рекомендации З. А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников». Задачи делятся на 3 группы:
1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек.
2. Задачи на изменения фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразовании заданной фигуры.
Задачи-головоломки включаю не только в занятия, а также в свободную самостоятельную деятельность. Задачи предлагаются в определенной последовательности, начиная с более простых:
1. Составить флажок из 4-х / 5 п. / палочек.
2. Составить два равных треугольника из пяти палочек.
3. Составить домик из 6 палочек и т. д.
Если в старшей группе учу детей составлять фигуры из определенного количества палочек, упражняю в поисках путей составления фигур на основе обдумывания хода решения, упражняю в умении высказывать предположительное решение, искать новые пути, обосновывать их. То в подготовительной группе характер задач на преобразование фигур усложняется. Например:
- переложить 1 палочку, чтобы домик был повернут в другую сторону;
- в фигуре, похожей на ключ, переложить 4 палочки, чтобы получилось 3 квадрата;
- в фигуре из 5 квадратов переложить 3 палочки, чтобы получилось 4 квадрата, и т. д.
В результате регулярных занятий, упражнений по решению задач-головоломок дети учатся подходить к решению задач творчески, придумывают свои задачи. Чтобы у детей не пропал интерес к задачам, создаю игровые ситуации, например: приходил Незнайка или другой персонаж из сказки и просил помочь в решении задачи. Дети охотно включаются в решение задач.
Развитию логического мышления и смекалки способствуют также решения задач на поиск недостающей в ряду фигур.
Обращая внимание детей на таблицу, предлагаю внимательно рассмотреть её, объясняю, как нужно её решать:
*необходимо рассмотреть первый, верхний ряд фигур (предметов);
*рассмотреть второй, средний ряд;
*в третьем, нижнем ряду не хватает одной фигуры (предмета).
Путём анализа, сравнения и сопоставления фигур (предметов) приходим к решению. Постепенно задачи усложняются: от задач, где скрыто 2-3 признака, к задачам, где скрыто 4 признака. Усложнение состоит в анализе фигур не только по горизонтальным рядам, но и по вертикали. Такие усложнения повышают у детей самостоятельность, анализ, быстроту решения.
Параллельно с этими задачами использую ещё один вид задач – задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой. Решение задачи заключается в нахождении главного признака отличия. С помощью таких задач дети учатся анализировать, в результате чего находят признак отличия.
Очень нравятся детям игры с обручами и фигурами, предметами.
Обучение начинаю в старшей группе с одного обруча, где учу классификации по одному свойству. Когда внутри обруча лежат все квадратные фигуры (или треугольные, или большие, или все красные, не круглые, дети легко называют все фигуры, лежащие вне обруча. В подготовительной группе перехожу к более сложной игре с двумя обручами, где дети учатся классифицировать по двум свойствам, а именно: внутри красного обруча все квадратные фигуры, внутри зелёного все большие фигуры. В пересечение двух обручей – большие квадраты. Вначале возникали трудности, дети допускали ошибки. Но после решения практической задачи по расположению фигур, отвечая на вопросы, дети поняли, что фигуры надо классифицировать по двум свойствам: цвета и формы. Только после того, как дети усвоили этот материал, я перехожу к наиболее сложной серии, это к игре с тремя обручами. Дети подготовительной группы учатся классифицировать по трё м свойствам: цвет, форма, величина. При пересечении трёх обручей образуется 8 областей.
Выясняем, по какому правилу расположены фигуры: внутри красного обруча - все красные фигуры, внутри синего – все маленькие фигуры, внутри зелёного – все квадраты. После этого делается анализ, какие фигуры лежат в каждой из 8 областей. Для того, чтобы детям легче было находить общий признак пересечения обручей, использую карточки-схемы. С помощью этих схем детям предлагались условия. К каждому обручу ложится карта-схема с определенным признаком (цвет, величина, форма). С помощью этих игр дети научились классификации фигур по двум и трём свойствам. У старших дошкольников формируется доказательный стиль мышления.
Нравятся детям игры с логическими блоками Дьенеша, которые позволяют моделировать важные понятия не только математики, но и логические операции, умения строить высказывания, выявлять в объектах разнообразные свойства, обобщать.
Особое место для развития умственных способностей у детей занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из наборов геометрических фигур. Это такие игры-головоломки, как «Танграм», «Волшебный квадрат», «Пифагор», и т. д. Ознакомление ведётся последовательно, поэтапно:
1 этап – ознакомление с набором фигур к игре, составление геометрических фигур по образцу;
2 этап – составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам;
3 этап – составление фигур по образцам контурного характера.
С помощью этих игр у детей развивается мыслительная деятельность, воображение, смекалка, сообразительность. Дети учатся обосновывать свои действия и замыслы.
Большую ценность для развития у детей умственных способностей, мышления, внимания оказывают такие логические задачи и упражнения как «Найди отличия», «Найди пару», «Какая фигура лишняя» и т. д. Организуя поиск отличий в изображениях, не тороплюсь указывать на ту или иную неточность, а направляю их внимание конкретными указаниями и вопросами. Так постепенно дети приобретают умение проявлять терпение, настойчивость.
Умение анализировать развивается в играх «Составь картинку», «Составь из осколков предмет», «Пазлы». Здесь ребёнок проявляет большую сообразительность, внимание, терпение.
Нужно проявить наблюдательность, чтобы обнаружить замаскированные предметы различными линиями, это такие пособия как «Найди фигуру», «Где спрятался зайчик», «Найди птичек на дереве», т. д.
Модуль № 2: «Занимательная математика»
Для развития умственной деятельности дошкольников : умение выделять главное, логически мыслить, воспринимать и анализировать предметы, понимать юмор, использую задачи – шутки,логические упражнения на закрашивание, задачи оформленные в виде маленьких весёлых рассказов.
Использование задач-шуток и задач на смекалку, на сообразительность помогают разнообразить и оживить занятия с детьми.
Модуль № 3: «Логические задачи А. А. Зака»
Логические задачи учат детей думать, логически мыслить, рассуждать, делать вывод, расширяют представления об окружающем. [10]
Известный учёный А. З. Зак выпустил серию книг под общим названием «Путешествие в Сообразилию». Он выделяет 4 вида задач: арифметические, геометрические, комбинаторные и логические. Все задачи имеют общую структуру, т. е. каждая задача имеет данные, условие, вопрос. Разница заключается лишь в том, что в арифметических задачах данные – это цифры, а в логических задачах – предметы.
В книге «Дебют мыслителя» А. З. Зак выделяет виды логических задач устного характера. Это задачи: на совмещение, сравнение, различие, отрицание. Однако выделяя задачи, он не раскрывает методики обучения.
Я решила не брать все предлагаемые А. З. Заком виды логических задач, а остановилась на трёх. Это задачи: на совмещение, различие, отрицание.
Свою работу осуществляю с помощью таблиц и поэтапно:
На I этапе задачи построены на совмещение признаков по отношению к одному персонажу. На этом этапе дети делают вывод о наличии или отсутствии тех или иных свойств или отношений.
На II этапе – каждый персонаж имеет свою пару признаков, где ребёнок должен выбрать и обосновать своё мнение.
На III этапе – задачи усложняются: увеличивается число персонажей в задаче, соответственно изменяется количество суждений.
Знакомство детей с логическими задачами начинаю с задач на совмещение, т. к. это наиболее лёгкие, простые задачи.
На первом занятии знакомлю детей со структурой задачи, т. е. есть дано, условие, вопрос. Предлагая задачу, например: «Было две девочки – Катя и Маша. У них было две собачки – Жучка и Полкан. Какая собака была у Кати, если у Маши была Жучка?».
На первом занятии не требую полного, правильного обоснования, а сама даю пример правильного обоснования своего выбора: «Если у Маши была Жучка, значит, у Кати был Полкан».
Затем вношу задачи, где уже три персонажа и каждый имеет свой признак. Например: «Саша, Паша, Коля собирали фрукты: сливы в корзину, яблоки в ящик, груши в сумку. Кто что собирал, если Паша собирал в корзину, а Коля в ящик?». На этом этапе дети сами обосновывают своё мнение.
Далее условия усложняются: двум из трёх персонажей соответствует одно свойство. Например: «Заяц, Лиса, Медведь жили в 3-х домах: в коричневом кирпичном, коричневом деревянном и в белом деревянном. Кто в каком доме жил, если Лиса и Заяц жили в деревянных домах, а Медведь и Лиса в коричневых домах. Кто в каком доме жил?». Подобные задачи вызывают у детей затруднения. Чтобы акцентировать внимание детей задаю вопросы : «Про кого мы знаем больше? Лису. В каком она жила домике?» Так по отдельности рассматриваются остальные герои. Задачи усложняются за счёт увеличения героев и условий.
Следующими задачами, с которыми я знакомлю детей, это задачи на различия. Например: «Два мальчика играли на гитаре, а один на балалайке. Кто на чём играл, если Петя с Мишей и Миша с Юрой играли на разных инструментах? (Миша на балалайке).
Следующий этап – знакомство с задачами на отрицание. Например: «Лена и Катя собирали ягоды: кто-то смородину, кто-то малину. Катя не собирала малину. Кто собирал смородину? (Катя).
Этапы ознакомления с этими задачами такие же, как и с задачами на совмещение.
Отдельно А. З. Зак предлагает задачи «сюжетные» или задачи на сравнения, где встречаются задачи на ориентировку в пространстве. В этих задачах дети должны проанализировать все предлагаемые признаки. Например: «Катя выше Светы, а Света ниже Оли. Найдите девочек».
Подобные задачи подробно обсуждаются вместе с детьми. Когда дети научатся анализировать, делать выводы, строить правильные, грамотные рассуждения, предлагаютсясловесные задачи.
Чтобы переход не был резким, использую промежуточный этап. Детям предлагаю наглядный материал (индивидуальные карточки, а условия даю устно. Вначале предлагаю такие задачи, где требуется раскрасить три лампы так, чтобы две были одинакового цвета и две разного. Подобные задачи не вызывают затруднений. Затем даю задачи посложнее, например: «У Саши волосы светлее чем у Коли, а у Коли волосы темнее, чем у Паши.» Уже после промежуточного этапа перехожу к чисто словесным задачам.
Если работу проводить в системе от наглядных форм – к словесному через промежуточный этап, то работу с логическими задачами можно начинать сдетьми средней группы.
Очень нравится детям логическая игра «Где живет Паук?»
«На лесной полянке жили друзья и весёлые соседи. Лягушка и Паук очень любили ходить друг к другу в гости. Пауку нравилось часто переселяться в разные домики, и Лягушке каждый раз приходилось становиться детективом, чтобы попасть к нему в гости. Дети помогают Лягушке найти точное местонахождение Паука. Известно, что он живёт в одном из домиков-грибочков, растущих на лесной поляне (они все пронумерованы для удобства). В остальных грибочках живут: Муха, Жук, Муравей, Гусеница, Божья коровка. В каждом грибочке живёт только одно насекомое.
Для закрепления знаний и умений, полученных на занятиях, планирую повторные занятия с детьми, которые не усвоили материал. Постепенно усложняя задания, добиваюсь, чтобы каждый ребёнок проявлял больше самостоятельности и творчества, ведь способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определённым правилам, помогут детям в обучении в школе
Этапы реализации проекта
I этап - Организационно-подготовительный этап
Изучение программ и научно-педагогической литературы по развивающему обучению.
1. Приобретение методической литературы по вопросам интеллектуального развития дошкольников.
2. Анкетирование родителей, выявляющее их отношение к проблеме развития способностей у детей.
3. Составление плана просветительской работы с родителями.
4. Разработка перспективного плана занятий по развивающему обучению (старшая группа).(Приложение 1).
5. Разработка перспективного плана занятий по развивающему обучению (подготовительная группа). (Приложение 2).
6. Разработка перспективного плана по реализации развивающих игр (старшая группа). (Приложение 3).
7. Разработка перспективного плана по реализации развивающих игр (подготовительная группа). (Приложение 4).
8. Подбор и изготовление занимательного математического материала для развития мышления детей.
II этап - Основной этап
1. Разработка критериально-оценочного инструментария изучения эффективности реализации проекта.
2. Проведение диагностического обследования детей.
3. Разработка содержания модулей «Занимательные задачи, игры», «Занимательная математика», «Логические задачи А. З. Зака».
4. Разработка конспектов занятий.
5. Систематический подбор материала для «Уголка занимательной математики».
6. Проведение открытых занятий с детьми.
7. Выступление на родительских собраниях.
8. Проведение консультаций, бесед с родителями.
9. Изготовление наглядной информации для родителей.
10. Консультации для воспитателей по теме проекта.
III этап - Рефлексивно-обобщающий этап
1. Итоговое изучение эффективности реализации проекта.
2. Определение перспектив для дальнейшего интеллектуального развития.
3. Оформление результатов, обобщение опыта.
4. Презентация проекта
Заключение
Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам складываются благодаря обучению уже в дошкольном возрасте. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.
Детям XXI века необходимо научиться мыслить отвлеченно, по правилам, логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, овладеть умением легко оперировать утвердительными и отрицательными суждениями.
Углубленная работа с детьми не прошла бесследно. В процессе решения и придумывания задач воспитанники овладели мыслительными операциями, научились планировать свои действия, обдумывать решения. Все это способствует развитию у детей логического мышления, сообразительности, внимания, умение сопоставлять и анализировать. Эти навыки помогают детям при поступлении в школы и гимназии и для успешного их обучения.
Таким образом, решение логических задач, как с целью развлечения, так и для проверки ума и его развития, полезно каждому ребёнку, потому что позволяет ему лучше понять свои возможности и способности, организуют и дисциплинируют.