татьяна сигитова
Консультация «Преемственность детского сада и начальной школы в математическом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Однако это не означает, что основная цель дошкольного образования - это подготовка к школе.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Публикация «Консультация „Преемственность детского сада и начальной школы в математическом развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Научно-технический прогресс; увеличение потока информации; совершенствование и повышение значимости образования привели к тому, что школа стала постоянно повышать требования к интеллектуальному развитию детей. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения должна существовать преемственность.
Преемственность – это опора на пройденное, использование имеющихся у детей знаний, представлений, способов деятельности. Она означает расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом, более высоком уровне. Преемственность выражается в том, что каждое низшее звено перспективно нацелено на требования последующего и обеспечивает непрерывность всех ступеней образования.
Проблема преемственности в системе образования не нова. Еще К. Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и «методического обучения в школе». К сожалению, в практике работы дошкольных и школьных образовательных учреждений не всегда просматриваются эти взаимоотношения, их единство. Так, подготовка детей к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы 1 класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. Однако, как показывает практика, наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения в школе. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Кроме того, если программа 1-го класса просто будет повторять программу подготовительной к школе группы, узнаваемый учебный материал будет неинтересен первокласснику, что приведет к снижению познавательной активности.
Принятие Закона «Об образовании в РФ», введение федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования повлекли за собой пересмотр сложившейся системы работы по обеспечению преемственности, позволили педагогам по-новому выстраивать дошкольное и школьное образование.
Обеспечение более высокого уровня математического развития детей, поступающих в первый класс, их предварительная подготовка, безусловно, существенно влияет на качество усвоения учебного материала в школе. Поэтому такое серьезное внимание уделяется правильной организации учебно-воспитательной работы в детских садах, особенно в старшем дошкольном возрасте.
Необходимость осуществления преемственности в обучении дошкольников элементарной математике между детским садом и школой обусловлена спецификой данной области знаний.
1. В процессе работ по развитию элементарных математических представлений у ребенка развиваются все психические процессы, особенно мыслительные функции (все операции мышления, элементы логики и абстрактного мышления).
2. Математика, как область знаний довольно сложна, поэтому приобретение математических знаний в школе будет затруднено без опоры на изученное в ДОУ.
3. В процессе математической работы в детском саду происходит успешное формирование навыков учебной деятельности (например, развивается способность детей анализировать свои действия, формируется способность к самоконтролю).
Общепризнанным является мнение, что сущность преемственности между детским садом и школой в развитии у детей математических представлений, умений и навыков состоит во взаимосвязи, согласованности и перспективности всех компонентов методической системы: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации образовательного процесса. Это обеспечивает поступательное развитие ребенка.
Авторы концепции непрерывного образования считают, что преемственность в целях и задачах обучения детей 3-10 лет математике заключается в формулировке следующих общих для дошкольного и младшего школьного этапа задач :
1) развитие элементарных форм интуитивного и логического мышления и соответствующего им математического языка; формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации); умений оперировать знаково-символическими средствами;
2) овладение определенной системой математических понятий и общих способов действий;
3) овладение первоначальными представлениями о ведущем математическом методе познания реальной действительности – математическом моделировании.
Содержание математического образования в дошкольном и младшем школьном возрасте определяется образовательными программами. В настоящее время существует множество вариативных программ на уровне детского сада и школы. Это существенно затрудняет установление преемственности в системе образования.
Если говорить о конкретном содержании математической работы, то и в детском саду, и в школе в него включаются разделы, связанные со сравнением предметов и групп предметов по размеру, величине и форме, усвоение последовательности чисел от 0 до 20; знаний о составе числа из единиц и двух меньших чисел; умение решать простые арифметические задачи в одно действие; пространственные и временные представления.
Ребенок в детском саду уже должен научиться воспринимать число как знак, как основное понятие математики, обозначающее количество предметов или порядковый номер местоположения предмета. Опираясь на эти представления, полученные в дошкольном возрасте, в школе ребенок усваивает дальнейшую последовательность чисел, овладевает умением записывать числовые выражения и арифметические действия. Знания состава числа в детском саду служат предпосылкой для усвоения таблицы сложения чисел в школе.
Ребенок, посещавший ДОУ, обычно приходит в школу, обладая умением оценивать свойства и качества предметов по их форме, величине, весу, зная сенсорные эталоны. Это способствует формированию начал геометрического мышления в школе. В детском саду ведется исследовательско-лингвистическая работа: дети усваивают простейшие математические термины, у них формируются умения делать выводы, умозаключения, обосновывать ход решения задачи путем рассуждения. Это является основой для дальнейшей работы в школе.
содержание работы в 1-м классе школы не должно являться идентичным подготовительной группе детского сада, а способствовать дальнейшему усложнению и усвоению знаний на основе полученных. Только когда работа в ДОУ будет направлена на такое развитие детей, которое отвечает требованиям, предъявляемым на последующих ступенях, а учителя начальных классов станут опираться на материал, ранее усвоенный детьми на занятиях, будет достигнута преемственность в работе детского сада и школы.
Другой вариант эффективного достижения преемственности – создание комплекса «Детский сад – образовательная школа». Здесь создается механизм интеграции дошкольного и начального образования на основе преемственности в содержании, методах и средствах обучения детей. В случае появления подобного комплекса производится тщательный отбор содержания непрерывного образования на основе разных образовательных программ, а также разрабатываются сквозные программы и методическое обеспечение к ним по различным областям знаний, в частности по математике. Это – идеальный вариант достижения преемственности, когда работает целый педагогический коллектив, как правило, имеющий научное руководство. В обычных случаях педагогам детского сада необходимо налаживать тесный контакт с близлежащей школой, изучать специфику предъявляемых там требований к математическому образованию учащихся, определять уровни познавательного развития детей и учитывать их в работе подготовительной группы. В свою очередь, школьные учителя должны быть ознакомлены с программой ДОУ, знать и учитывать уровень поступающих к ним детей.
В последние годы педагоги все чаще обращаются к вопросам методики, технологии обучения детей математике, прорабатываются пути достижения преемственности именно в вопросах методики. В исследованиях Н. Н. Поддъякова, А. М. Леушиной, Т. В. Тарунтаевой, Н. И. Непомнящей и др. учитываются психологические механизмы формирования учебной деятельности ребенка на материале математики, методические вопросы, связанные с природой образования понятия числа у дошкольников и младших школьников. Преемственность в средствах, методах, формах достигается грамотной организацией работы по развитию элементарных математических представлений в детском саду о школе.
Дошкольное звено процесса непрерывно математического образования ребенка является самоценным и должно опираться на ведущую – игровую деятельность. С другой стороны, оно должно создавать условия для элементов учебной деятельности.
Игровая форма обучения является преемственной, так как сложные понятия математики лучше всего усваиваются ребенком в ситуации игрового общения. Как воспитатель, так и учитель может в доступной игровой занимательной форме вводить ребенка в мир сложных математических понятий.
Исключительно важное значение для развития мыслительной активности ребенка имеют проблемно-практические ситуации. Проблемно-поисковый метод ценен тем, что как в ДОУ, так и в школе он организует творческое усвоение знаний детьми, потому что учит их самостоятельно применять накопленные знания для решения проблемных задач.
Развивающие упражнения являются эффективным методом работы педагога по математике в ДОУ и в школе. Например, работа по ознакомлению с дробями в школе опирается на такое развивающее упражнение в детском саду : чем большем число частей, на которые вы разделите предмет, тем меньше по размеру получится каждая его часть.
Развитие познавательной активности детей достигается тем, что и на занятии, и на уроке по математике ребенок должен рассуждать, делать для себя открытия, высказывать свое мнение, решать задачи проблемного характера. Главное – учить детей поиску правильного ответа, когда педагог направляет их рассуждения в нужное русло.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что математическое развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста будет эффективным в том случае, если оно представляет собой целенаправленный и непрерывный процесс активизации и формирование качеств математического мышления (гибкости, логичности, вариативности, рациональности и др., что приводит к стимуляции способностей к продуктивному применению математических знаний. Поскольку ведущим типом мышления детей дошкольников является наглядно-действенное мышление, а на границе перехода в начальную школу – наглядно-образное, основным способом обучения ребенка должен стать конструктивно-моделирующий способ деятельности в математическим материалом. Основным способом развития мыслительной деятельности ребенка будет обобщение результатов своей деятельности на основе сенсорного восприятия информации. Такой развивающий образовательный процесс должен обеспечить ребенку индивидуальную траекторию развития в рамках изучаемого материала.