Зиля Кашапова
Социально — культурное воспитание дошкольников через татарские народные игры
▼ Скачать +Заказ
Дошкольное детство является периодом овладения ребенком социальным пространством взаимоотношений. Система социокультурного развития предполагает наличие у подрастающего поколения уважения к родному языку, к самобытной культуре и ценностям, к отечественной истории. Безусловно, в качестве первичного института формирования социокультурных ориентиров личности выступает семья, однако более глубокое развитие и воспитание осуществляется на этапах дошкольного воспитания.
Публикация «Социально — культурное воспитание дошкольников через татарские народные игры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Республика Татарстан
- Татарские народные игры
- Темочки
Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является, по определению психологов, ведущей формой деятельности ребёнка. Игра развивает физически, интеллектуально и, конечно, эстетически.
Народные игры несут в себе неоценимое национальное богатство, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей.
Играя в народные игры, у детей, формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаё тся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине.
Каждый народ богат своими играми. Они имеют многотысячелетнюю историю и сохранились до наших времён, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя национальные традиции.
История татарских народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями. Татарские народные игры составляют важную неотъемлемую часть национальной культуры татарского народа, являются древнейшим средством физического, трудового, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
По содержанию татарские народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психологических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.
Любая игра помогает преодолеть ребенку застенчивость, робость, а татарская народная игра, в особенности, так как она близка к сказке, вызывает у ребенка интерес и доверительное отношение. Часто бывает трудно заставить ребенка выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же он, подражая своим товарищам, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.
Типы татарских народных игр чрезвычайно многообразны. Можно назвать такие: жребий и наказание, состязание в стойкости, игры с игрушками, с движениями, прыжками, с завязанными глазами, с верёвочкой, с метательными орудиями, с мячом.
Среди татарских народных игр присутствуют игры-драматизации, например: «Убыр эби» (Баба-яга, «Шамакай»; игры с песнями и плясками (хороводные) «Минлебай» (можно играть как игра «Командир», «Курсэт эле, ускэнем» (Жырла,бие); подвижные игры «Унике таяклы» (Двеннадцать палочек,повторение счета, «Эбэк», «Качышлы» (Догонялки) и другие. Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь
с народным сельскохозяйственным календарем.
Я работаю в татарской группе, в своей работе часто использую татарские народные игры и фольклор. Хочу представить вам игры, которые очень нравятся детям.
Эти игры мы играем в режимных моментах в первой и во второй половине дня.
Татарская народная игра «Тюбетейка»
Цель игры : познакомить детей с народной игрой, доставить детям радость, создать хорошее настроение. Умение детей фантазировать, придумывать интересные решения задания (исполнить песню, прочитать стихотворение, рассмешить детей и т. д.)
Описание игры.
Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком
останется тюбетейка, тот выполняет задание.
Правила игры : надевать тюбетейку быстро; ребенок,
на ком тюбетейка, когда остановилась музыка, не
должен отказываться выполнять задание
Татарская народная игра «Йозек салыш» «Колечко – колечко»
Цель состоит в формировании сдержанности, сноровки, бдительности, моментальной реакции, быстроты движений, умение работать в команде и даже актерских способностях. Важно не показать, что кольцо конкретно у тебя. И при этом, сколько азарта и блеска в глазах у окружающих, интереса к происходящим действиям. Каждый внимательно осматривает всех участников, пытаясь отгадать, кому же все-таки досталось заветное «колечко».
Сидя на лавке, водящий незаметно передает игроку колечко, а остальные обязаны выяснить, кому именно и потом постараться его же словить.
Игра «Продаем горшки»
Играющие разделяются на две группы («горшки» и «их хозяева»). Дети-«горшки», встав на колени или присев, образуют круг. За каждым «горшком» стоит игрок – «хозяин горшка», руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
- Эй, дружок, продай горшок!
- Покупай.
- Сколько дать тебе рублей?
- Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Игра развивает- Сообразительность; Терпеливость; Навык скоростного бега.
Примечание
Перед игрой необходимо объяснить детям смысл слова «горшок», на сколько это был важный товар раньше, дать краткие сведения о ярмарке (торговле, договоре между покупателем и продавцом-хозяином).
Хороводная игра «Ак калач» («Каравай»)
Дети встают в круг, берутся за руки. В центр круга выходит тот, у кого день рождение.
Дети поют песню показывают движения:
Булатны туган к нен
Без пешердек ак калач;
Мен шулай ул биек,
Мен шулай т б н к,
Мен шундый ки леге,
Мен шундый тарлыгы.
Ак калач, ак калач,
Тел г не не сайлап кач!
Именнинник выбирает кого – то, они вместе танцуют.
Эта игра помогает развить речь детей, воспитывает в них дружеские чувства и коллективизм.
Помимо традиционных детских забав-игр в «прятки», «ловилки», «снежки» существуют игры, издавна связанные с народными праздниками, обрядами, сочетающие в себе спортивные соревнования и театрализованное действие. Самым любимым праздником является Сабантуй, что с перевода с татарского означает «праздник плуга». В нашем детском саду каждый год проводится этот праздник. Дети с удовольствием играют в народные игры, участвуют в соревнованиях, в таких как: бег с яйцом в ложке, битьё горшков, перетягивание каната, бег в мешках, скачки на лошадях, бег с коромыслом.