МААМ-картинки

Социально — культурное воспитание дошкольников через татарские народные игры

Зиля Кашапова
Социально — культурное воспитание дошкольников через татарские народные игры
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство является периодом овладения ребенком социальным пространством взаимоотношений. Система социокультурного развития предполагает наличие у подрастающего поколения уважения к родному языку, к самобытной культуре и ценностям, к отечественной истории. Безусловно, в качестве первичного института формирования социокультурных ориентиров личности выступает семья, однако более глубокое развитие и воспитание осуществляется на этапах дошкольного воспитания.

Публикация «Социально — культурное воспитание дошкольников через татарские народные игры» размещена в разделах

Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является, по определению психологов, ведущей формой деятельности ребёнка. Игра развивает физически, интеллектуально и, конечно, эстетически.

Народные игры несут в себе неоценимое национальное богатство, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей.

Играя в народные игры, у детей, формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаё тся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине.

Каждый народ богат своими играми. Они имеют многотысячелетнюю историю и сохранились до наших времён, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя национальные традиции.

История татарских народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями. Татарские народные игры составляют важную неотъемлемую часть национальной культуры татарского народа, являются древнейшим средством физического, трудового, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

По содержанию татарские народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психологических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

Любая игра помогает преодолеть ребенку застенчивость, робость, а татарская народная игра, в особенности, так как она близка к сказке, вызывает у ребенка интерес и доверительное отношение. Часто бывает трудно заставить ребенка выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же он, подражая своим товарищам, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.

Типы татарских народных игр чрезвычайно многообразны. Можно назвать такие: жребий и наказание, состязание в стойкости, игры с игрушками, с движениями, прыжками, с завязанными глазами, с верёвочкой, с метательными орудиями, с мячом.

Среди татарских народных игр присутствуют игры-драматизации, например: «Убыр эби» (Баба-яга, «Шамакай»; игры с песнями и плясками (хороводные) «Минлебай» (можно играть как игра «Командир», «Курсэт эле, ускэнем» (Жырла,бие); подвижные игры «Унике таяклы» (Двеннадцать палочек,повторение счета, «Эбэк», «Качышлы» (Догонялки) и другие. Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь

с народным сельскохозяйственным календарем.

Я работаю в татарской группе, в своей работе часто использую татарские народные игры и фольклор. Хочу представить вам игры, которые очень нравятся детям.

Эти игры мы играем в режимных моментах в первой и во второй половине дня.

Татарская народная игра «Тюбетейка»

Цель игры : познакомить детей с народной игрой, доставить детям радость, создать хорошее настроение. Умение детей фантазировать, придумывать интересные решения задания (исполнить песню, прочитать стихотворение, рассмешить детей и т. д.)

Описание игры.

Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком

останется тюбетейка, тот выполняет задание.

Правила игры : надевать тюбетейку быстро; ребенок,

на ком тюбетейка, когда остановилась музыка, не

должен отказываться выполнять задание

Татарская народная игра «Йозек салыш» «Колечко – колечко»

Цель состоит в формировании сдержанности, сноровки, бдительности, моментальной реакции, быстроты движений, умение работать в команде и даже актерских способностях. Важно не показать, что кольцо конкретно у тебя. И при этом, сколько азарта и блеска в глазах у окружающих, интереса к происходящим действиям. Каждый внимательно осматривает всех участников, пытаясь отгадать, кому же все-таки досталось заветное «колечко».

Сидя на лавке, водящий незаметно передает игроку колечко, а остальные обязаны выяснить, кому именно и потом постараться его же словить.

Игра «Продаем горшки»

Играющие разделяются на две группы («горшки» и «их хозяева»). Дети-«горшки», встав на колени или присев, образуют круг. За каждым «горшком» стоит игрок – «хозяин горшка», руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

- Эй, дружок, продай горшок!

- Покупай.

- Сколько дать тебе рублей?

- Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Игра развивает- Сообразительность; Терпеливость; Навык скоростного бега.

Примечание

Перед игрой необходимо объяснить детям смысл слова «горшок», на сколько это был важный товар раньше, дать краткие сведения о ярмарке (торговле, договоре между покупателем и продавцом-хозяином).

Хороводная игра «Ак калач» («Каравай»)

Дети встают в круг, берутся за руки. В центр круга выходит тот, у кого день рождение.

Дети поют песню показывают движения:

Булатны туган к нен

Без пешердек ак калач;

Мен шулай ул биек,

Мен шулай т б н к,

Мен шундый ки леге,

Мен шундый тарлыгы.

Ак калач, ак калач,

Тел г не не сайлап кач!

Именнинник выбирает кого – то, они вместе танцуют.

Эта игра помогает развить речь детей, воспитывает в них дружеские чувства и коллективизм.

Помимо традиционных детских забав-игр в «прятки», «ловилки», «снежки» существуют игры, издавна связанные с народными праздниками, обрядами, сочетающие в себе спортивные соревнования и театрализованное действие. Самым любимым праздником является Сабантуй, что с перевода с татарского означает «праздник плуга». В нашем детском саду каждый год проводится этот праздник. Дети с удовольствием играют в народные игры, участвуют в соревнованиях, в таких как: бег с яйцом в ложке, битьё горшков, перетягивание каната, бег в мешках, скачки на лошадях, бег с коромыслом.

Публикации по теме:

Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников»Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Первоначальное отношение ребенка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Народные игры для дошкольниковНародные игры для дошкольников Ребенок, придя в этот мир впитывает в себя все человеческие способы общения,поведения,отношения,используя для этого собственные наблюдения,выводы.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Паспорт проекта Тип проекта: Практико-ориентированный Сроки реализации проекта: среднесрочный (29.03.2021 г. – 20.04.2021 г.) Участники:.

Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений»Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений» Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее.

Экологическое воспитание младших дошкольников через игры, изготовленные из пластикаЭкологическое воспитание младших дошкольников через игры, изготовленные из пластика Экологическое образование дошкольников необходимо рассматривать с разных сторон. В первую очередь это знания об окружающем мире. Поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально — культурное воспитание дошкольников через татарские народные игры
Опубликовано: 17 мая 2022 в 16:16
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально — культурное воспитание дошкольников через татарские народные игры» (включая файлы) размещена пользователем Зиля Кашапова (УИ 2325699) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД