Надежда Анатольевна Перминова
Народные игры для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок, придя в этот мир впитывает в себя все человеческие способы общения,поведения,отношения,используя для этого собственные наблюдения,выводы и умозаключения,подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Народная игра как одно из средств нравственного воспитания является наиболее доступной для ребенка формой освоения морали. Народные игры, игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и результаты с действиями и результатами других. Ценно и то. что ребенок пытается оценить свои действия и действия других играющих. (в отличие от других видов деятельности. где это делают взрослые).Таким образом игры с правилами благоприятны для развития у детей способности к взаимооценке и самооценке. То что ребенок в конкретной ситуации игры,которая ему интересна,ярко и эмоционально окрашена. видит свои промахи. несоответствия требованиям и осознает их в сравнении,вызывает у него желание стать лучше,то есть рождает стремление к самосовершенствованию. Также и успех в игре поднимает его в собственных глазах и глазах других детей,побуждает к новым усилиям и достижениям. Таким образом, игры с правилами - важнейшее средство в воспитании детей дошкольного возраста.
Публикация «Народные игры для дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
В зависимости от характера обучающей задачи игры игры делятся на две большие группы - дидактические и подвижные,которые в свою очередь классифицируются с учетом различных оснований. Так,дидактические игры подразделяются по содержанию (речевые,музыкальные,математические,природоведческие и другие,по дидактическому материалу (с предметами,с игрушками,настольно печатные,словесные).Подвижные игры классифицируются по степени подвижности, по преобладающим движениям,по предметам,которые используются. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые,создавая ту или иную дидактическую игру,но облекают в занимательную для детей форму.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача,которая в ней заложена,а возможность проявить активность,выполнить игровые действия,добиться результата,выиграть. Однако,если участник игры не овладеет знаниями,которые определены обучающей задачей,он не сможет выполнить игровые действия,добиться результата.
Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.
Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ. отметивший удивительную особенность маленьких детей - восприимчивость к обучению в игре с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры,были созданы своеобразные дидактические игрушки,ставшие частью его народной игровой культуры. В содержании дидактических игр и игрушек отразились особенности национального характера. природы,истории,труда,быта того или иного народа. Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учетом возрастных и психофизиологических особенностей ребенка. Для народных дидактических игр характерно четко выраженное обучающее эмоционально-познавательное содержание,воплощенное в игровой форме,образности,динамичности игровых действий. Содержание игры событийно,то есть отражает какой либо случай,происшествие. вызывающее эмоциональный отклик у ребенка и обогащающее его социальный опыт. Классикой русской народной педагогики стали такие игры как "Сорока-белобока","Ладушки","Фанты","Барыня" и другие. Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки,созданные народом для развития речи,воли,внимания. точности и координации движений. Во многих игрушках заложена возможность самообучения ребенка через игровые действия,их повторность,поиск правильного решения задачи,достижение успешного результата. Способ игрового действия часто подсказывается самой конструкцией дидактической игрушки. что отвечает задаче воспитаний самостоятельности в игре. В народной педагогике имеются дидактические игры и игрушки для разных возрастов от раннего до школьного. Они входят в жизнь ребенка очень рано на первом году жизни. Мать,играя с ребенком 7-9 месяцев привлекает внимание к окружающим предметам учит первым игровым действиям. Простые рифмованные тексты создают у малыша радостное настроение,удовлетворяют потребность в активном познании окружающего мира.
Для детей постарше русская народная педагогика предназначает игры,в которых заложена возможность развития активности,сноровки,инициативы,смекалки. Здесь находят выражение потребность в движении,в общении со сверстниками,Заключается обильная пища для работы ума и воображения. Выдумка,шутка,юмор,оптимистический характер - отличительные особенности народных игр. Они приучают ребенка преодолевать трудности,радоваться успеху,мужественно переносить неудачу. С течением народные игры подвергаются изменениям. которые вносят сами дети:обновляют содержание,усложняют правила,используют иной игровой материал. Варианты игр тврят педагоги практики. Опираясь на идеи,заложенные в народных играх,ученые создают новые дидактические игры.
Традиция использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей. сложивщаяся в народной педагогике,получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов.
Дидактические игры используются на занятиях,в самостоятельной деятельности детей,включаются в народные праздники,посиделки.