Елена Кукина
Социально-коммуникативное развитие дошкольников в духе русских культурных традиций
▼ Скачать + Заказать документы
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДУХЕ РУССКИХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ.
Кукина Елена Дмитриевна, воспитатель
МБУ детский сад №16 «Машенька», г. Тольятти.
Дошкольное детство – это тот возраст, когда активно развивается речь, устанавливаются необходимые для жизни понятия, позволяющие ребёнку успешно войти в эту самую жизнь. Детство настолько самоценный период, что оно обладает собственным богатым содержанием, которое в образовательной работе с детьми должно быть представлено максимально полно.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в духе русских культурных традиций» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В настоящее время остро ощущается потребность восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности старины глубокой. Русский народ имеет богатые игровые, плясовые и певческие традиции. Во время летней страды молодые и старые, сгребая сено или срезая колосья, пели, облегчая себе труд незамысловатыми мелодиями. Зимой колядовали, переходя от дома к дому, славя хозяев и желая им счастья и богатства. Весной зазывали птиц немудрёными закличками. Хороводы испокон веков были излюбленным развлечением молодёжи и людей старшего возраста.
Фольклор помогает нам обратиться к истокам, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания. Мы стремимся приобщить наших воспитанников к обрядам, традициям общения с природой, обычаям, которые бытовали на Руси. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и используют полученные знания в повседневной жизни. Мудрость народной культуры помогает обрести любовь к природе, сохранить здоровье, укрепить его, подготовится к будущей жизни, к роли рачительного хозяина (хозяйки, отца (матери).
Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Результаты деятельности детей и взаимоотношения между ними способствуют актуализации эмоций, сложившихся ранее в опыте ребёнка, а также перестройке или возникновению новых социальных эмоций. Ребёнок в дошкольном возрасте постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослым или другим ребёнком. Этические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. Нравственноевоспитание ребёнка в большей мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими нормами. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
Наиболее эффективно воздействие на ребёнка средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений. Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребёнка. Работа кружков предполагает закрепление полученных на занятиях знаний о культуре и предметах народно-прикладного творчества. Кружки в нашем детском саду: «Народные танцы», «ИЗО в народном творчестве».
Больший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. В зависимости от формы проведения праздника решаются различные социальные задачи. Участвуя в утренниках и городских мероприятиях, дети активно усваивают нормы поведения, элементы художественного общения, праздничной культуры, включающей подготовку к мероприятию умение и желание нарядно одеваться на праздник. Праздничные мероприятия формируют у дошкольников новые социальные побуждения и потребности, эмоциональную отзывчивость на различные средства художественной выразительности, воспитывают чувство удовлетворения от совместной подготовки и проведения праздника.
Детей дошкольного возраста лучше приобщать к народной культуре через песенно-игровые традиции, календарно-обрядовые праздники. Они приурочены к определённым датам, имеют ярко выраженный сезонный характер и поэтому хорошо сочетаются с системой воспитательного процесса во всех группах детского сада. Встречи и проводы времён года, новогодние праздники с ёлкой, колядование, Масленица, закликание птиц весной, праздник берёзки, чествование урожая – вот содержание праздников, которые проводятся в нашем учреждении.
Поставив задачу знакомства детей с русским народным творчеством, мы понимали, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры русского народа. Дети увидели старинную прялку, серп, люльку, предметы старинного русского быта, о которых они поют, готовясь к фольклорным праздникам. У детей возник интерес к народной культуре. Благодаря педагогам и родителям в нашем саду были созданы мини-этномузеи: «Русская изба», «Матрёшка», «Народные промыслы». Ежегодно проводятся такие фольклорные праздники как «Праздник урожая», «Пошла коляда», «Встреча весны», «Масленица».Игровая основа, нетрадиционное развитие действия праздника, широкая амплитуда в настроении песен и плясок, игры, шутки, юмор, дети в русских народных костюмах, оформление зала и группы в народном стиле, - всё это способствует внесению радости, красоты, эмоционального комфорта в жизнь наших воспитанников. Праздники популярны и среди родителей, которые активно участвуют в каждом фольклорно развлечении.
Познавательное развитие - дело серьёзное, а у детей основной вид деятельности – игра. Поэтому в выражении «играть нельзя скучать» дети и взрослые зачастую по-разному делают паузу или становят запятую. Игры имеют две цели: обучающую, которую преследует взрослый, и игровую, ради которой действует ребёнок. Эти две цели дополняют друг друга и обеспечивают усвоение программного материала. Успешному проведению игры способствует доброжелательность взрослого, который положительно настраивает ребёнка на сотрудничество. Результативность использования обучающих игр повышается, если соблюдать последовательность в подборе игр и следовать принципам доступности, повторяемости, постепенности выполнения заданий.
Народные игры – словесные, подвижные, музыкальные – влияют на развитие ума, характера, воли, нравственных чувств ребёнка и укрепляют его здоровье. Именно игровая форма способствует успешному освоению фольклорного языка. В игре ребёнок входит в образ, у него обостряются чувства, он воображает, искренне переживает изображаемые действия, верит в их правду. Сказки, особенно в сочетании с зачинами и присказками, помогают создать сказочную атмосферу, необходимое настроение. Сказку легко перевести в песню, песню – в игру…
Меткое слово, ритм, музыка, движение, звучащий голос – всё это сохранено в детском фольклоре. Потешки, прибаутки удовлетворяют детское требование радости, развивают воображение. Загадки знакомят детей с радостью мышления, направляют внимание на предметы и их признаки, побуждают проникать в смысл словесных обозначений этих предметов. Припевки, колядки, дразнилки, скороговорки – все они легко воспринимаются детьми, так как содержат в себе элементы игры; способствуют развитию дыхательного аппарата, чёткой дикции, нормального темпа речи, обогащают речь. Считалки отличаются чёткостью, ритмичностью, краткостью и одновременно выразительностью; они помогают развить чувство ритма, умение чётко и внятно проговаривать слова, помогают детям самостоятельно распределить роли, определить очерёдность, постепенно включить в игру всех детей. Песни поддерживают у детей интерес к поэтическому слову, развивают чувство юмора, учат петь естественным голосом, помогают растить весёлых, жизнерадостных детей.
Использование устного, музыкального, декоративно-прикладного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста – это приобщение к истокам национальной культуры и истории с раннего возраста, это знакомство современных детей с народными праздниками и возрождение русских традиций их ожидания и проведения, это духовно-нравственное развитие, познание ребёнком нравственных ценностей, «кладези народной мудрости».
Полноценное развитие детей во многом зависит от его ближайшего социального окружения, условий воспитания и личностных особенностей членов семьи. Именно в семье дети усваивают первоначальный опыт взаимодействия с людьми. Во взаимодействии с ближайшим окружением, прежде всего, с родителями у ребёнка формируются социальные стереотипы, которые в дальнейшем он перенесёт на общение с соседями, детьми во дворе и в детских учреждениях. В процессе социального развития усваивается культурный опыт, направленный как на воспроизведение исторически сформировавшихся, закреплённых в культуре каждого общества способов деятельности и поведения, так и приобретаемый ребёнком на основе сотрудничества со взрослыми.
При проведении различных мероприятий с родителями воспитатель знакомит их с возрастными особенностями детей, программными требованиями к усвоению социальных норм дошкольников конкретной возрастной группы, необходимостью развития социальных навыков в семье, различными формами работы по ознакомлению с социальным миром. Внашем саду родители активно принимают участие в конкурсах, создании мини-музеев, выставках, праздничных мероприятиях, народных гуляниях.
Неоспоримо значение правильно организованной предметно-развивающей среды для жизни и развития ребёнка дошкольного возраста. В группе оформлены зоны, где дети могут в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о своей малой Родине,народных промыслах, театральном искусстве. Имеется широкий спектр иллюстраций и фотографий с изображением родных пейзажей, иллюстраций народных промыслов, произведений устного народного творчества. Предлагаемый детям материал в обязательном порядке меняется в зависимости от изучаемых тематических блоков.
Педагог призван воспитывать детей, пробуждать и растить в них любовь к своей семье, детскому саду, ко всему окружающему миру- городу или селу, в котором они живут, к улице, дому, т. е. к своей малой Родине. Память предков, любовь и уважение к Отечеству, вера в добро и справедливость не передаются по наследству: этому нужно учить – ежедневно и ежеминутно – большими праздничными акциями и множеством мелких дел. Учить жить красиво и радостно, но также достойно и сострадательно. Осуществлению этих целей и задач подчинены все виды детской деятельности: игры, занятия, чтение художественной литературы, музыка, искусство, самостоятельная творческая деятельность.
Литература:
1. Бойчук И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Перспективное планирование, конспекты бесед. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 432 с.
2. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Социальный мир. Стихи, рассказы, игры. – М. : ТЦ Сфера, 2021. – 112 с. – (Обо всём на свете детям).
3. Ельцова О. М. Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций : Метод. пособие. В 2 ч. Ч. 1-2 / Авт. -сост. О. М. Ельцова, Г. Н. Антонова, Н. А. Николаева. – М. : ТЦ Сфера, 2019. – 112 с. – (Библиотека воспитателя).
4. Затулина Г. Я. Россия – Родина моя. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации. – М. : Центр педагогического образования, 2016. – 80 с.
5. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2017. – 112 с.
6. Скоролупова О. А., Тихонова Т. М. Игра – как праздник! (Сценарии тематических игровых недель в детском саду.) – М. : Издательство «Скрипторий 2001», 2017. – 36 с.