Светлана Салахова
Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ве-дущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
По ФГОС (п. 2.6) социально-коммуникативное развитие направлено на :
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Для социально-коммуникативного развития необходима организация совместной продуктивной деятельности, где продукт выполняет функцию наглядной оценки успешности взаимодействия с другими людьми. Такой продуктивной деятельностью является изобразительная деятельность. Свои работы дети выполняют индивидуально и коллективно. В процессе коллективной работы создаются более благоприятные условия для общения детей друг с другом и воспитателем. Обучающиеся договариваются, решают, как лучше сделать, обсуждают вместе полученный результат, который всегда богаче по содержанию, чем индивидуальный и производит на детей более яркое впечатление.
Занимаясь декоративно-прикладным творчеством мы изготавливаем иг-рушки, поделки из природного и бросового материала, оформлением коллажи и картины.
В работе применяем различные материалы: поролон, семена, сухие ли-стья, печатки, пряжу, ткань, ватные диски, бумагу, опилки, салфетки и др.
Нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности де-тей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться позитивной позиции «творца».
Опыт работы с детьми показал, что именно нетрадиционные техники изобразительной деятельности создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, формируют навыки общения и взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми, создают эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, позволяют обогащать и развивать внутренний мир детей.
Анализ данных педагогического отслеживания уровня усвоения образовательной программы воспитанниками позволяют сделать вывод,
что совместная продуктивная деятельность является одним из действенных
средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения, помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно создавая продукт. Именно в ней выявляются и реализуются творческие способности детей, основываясь на личных переживаниях и начальном социальном опыте, т. е происходит формирование социально - коммуникативных качеств.
Таким образом, изобразительная деятельность имеет большой потенциал
для развития социально - коммуникативных качеств ребенка, что в свою очередь обеспечивает успешную социализацию детей.