Анастасия Кузнецова
Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Социально – коммуникативное развитие дошкольников посредством использования игровых технологий.
Аннотация: В статье представлена одна из важнейших проблем дошкольной педагогики современности – социально - коммуникативное развитие детей. Обосновывается актуальность коммуникативных навыков в жизни ребенка. Анализируются основные игровые формы, посредством которых можно положительно воздействовать на социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования игровых технологий» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ключевые слова: дошкольное детство, социально-коммуникативное развитие, коммуникативные навыки, общение, взаимодействие, игра, игровые технологии, самостоятельная деятельность.
Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет общение как необходимое условие жизнедеятельности.
Общение является сложной и многогранной деятельностью и требует специфических знаний, умений и навыков, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с раннего детства.
Дошкольное детство — самое благоприятное время для социально — коммуникативного развития детей, так как именно в этом возрасте зарождаются и быстро развиваются отношения с другими людьми – взрослыми и сверстниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в первую очередь, направлен на формирование у детей дошкольного возраста умений жить в сложном, быстро меняющемся мире, взаимодействовать с окружающими людьми, жить в социуме. Мы видим, что на сегодняшний день период дошкольного детства стал рассматриваться как самоценный период в жизни каждого человека, который определяет его дальнейшее развитие на протяжении всей жизни. Исходя из этого, важной педагогической задачей является отбор и анализ таких образовательных методов и технологий, которые несут в себе развивающий потенциал и смогут стать средством приобщения ребенка к жизни в обществе. При этом построение образовательного процесса должно основываться на соответствующих возрасту формах работы с детьми.
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Именно игра позволяет построить соответствующую особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания. О важной роли игры в развитии дошкольника писал С. Л. Рубинштейн: «Играя, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональности, а не готовится к тому, чтобы в дальнейшем жить. Но именно потому, что он живет, он в игре и получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни. В игре проявляются и удовлетворяются социальные потребности и интересы ребенка; проявляясь, они вместе с тем и формируются». В процессе игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, реализуют свои способности, знания, коммуникативные навыки и учатся жить в обществе. Из своего педагогического опыта могу с уверенностью сказать, что игровые технологии выступают сильнейшим средством социально-коммуникативного развития дошкольников.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. При применении игровых технологий я осуществляю последовательную деятельность по: отбору, разработке и подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности. Социально-коммуникативное развитие детей осуществляю не при передаче готовых знаний, умений и навыков, а при создании специальных игровых условий, постановке проблемных задач, в процессе решения которых развиваются способности дошкольников, формируются новые компетентности.
Именно игра помогает сделать содержание социально-коммуникативного развития интересным для дошкольника; позволяет ребенку занять активную позицию, быть не слушателем, а участником; затрагивает чувства ребенка, формирует его отношения к окружающим; способствует обогащению личного поведенческого опыта ребенка.
Особую роль в игровых технологиях занимают разные формы игр и игровых ситуаций. У каждого вида игры своя полезность. В своей практике я использую следующие виды игр:
- коммуникативные игры (игры на знакомство - «Назови себя», «Волшебный цветок» «Волшебный стул»; игры на развитие интереса и внимания к партнеру по общению - «Назови ласково», «Вежливые слова», «Расскажи о…», «Сделай комплимент»; игры на развитие умений взаимодействовать со сверстниками - «Приятные слова», «Добрые пожелания», «Подарки», «Угадай по голосу», «Узнай по описанию» и другие);
- игры-имитации, пантомимические этюды, способствующие передаче различных чувств и состояний героев - «Выражение эмоций», "Фантазии", этюд «Погода изменилась», этюд «Встреча с другом» и другие;
- подвижные игры, в которых происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей; правила которых обязывают соблюдать очередность, слушать друг друга;
- дидактические игры, с помощью которых формирую знания детей о явлениях общественной жизни, помогаю воспитанникам активно познавать окружающий мир и становиться его частью – «Что такое хорошо и что такое плохо», «Как я дома помогаю», «Почему? А потому», «Бывает – не бывает», «Угадай профессию», «Речевой этикет» и другие.
- сюжетные игры, направленные на проявление заботы, сочувствия, со-радости по отношению к разным персонажам - «Что было бы, если бы», «Если мама заболела…» и другие;
- театрализованные игры – обыгрывание на глазах у детей простых диалогов, сюжетов с куклой или другими игрушками, в которые включаю и самих детей: «В гостях у Репки», «Старые сказки на новый лад» и другие;
- сюжетно-ролевые игры - в которых, обращаю внимание на характер отношений между героями, культуру общения; моделирую разные жизненные ситуации: «На приёме у врача», «В парикмахерской», «День Рождения» и другие.
Для ребёнка игра важна, в первую очередь, как сфера реализации себя как личности, ему важен сам процесс игры, а не ее результат. Процесс игры – это пространство самореализации.
При организации игр учитываю следующие условия:
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка в группе детского сада;
- ориентированность педагогического процесса на возрастные особенности воспитанников, их достижения, умения, проблемы;
- внимание к социально-коммуникативному развитию дошкольников не только в ходе образовательной деятельности, но и в повседневной жизни.
Разворачиванию игровой деятельности самых разных видов способствует созданная мной развивающая предметно-пространственная среда группы. В группе оборудован центр сюжетно-ролевых игр, в котором сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к различным сюжетно-ролевым играм. Разработаны картотеки дидактических, подвижных, пальчиковых, коммуникативных игр. Созданная игровая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его; обогащает новыми впечатлениями и знаниями; побуждает к активной творческой деятельности; способствует социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.
Использование игровых технологий позволяет сделать образовательный процесс более увлекательным и интересным. Игровая деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников способствует формированию разносторонней, яркой, полноценной личности, способной жить и работать в современном мире.
Библиографический список
1. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст]: Избранные труды / А. А. Бодалев. – М. : Педагогика, 2008. – 270 с.
2. Кулигина Е. А., Кислякова Е. В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2010. - № 5. – С. 61.
3. Люц Т. К., Степанова Н. А. Значение игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников. // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-8.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17650
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384). [Электронный ресурс] http://base.consultant.ru/