Ольга Зайцева
Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством их включения в игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Он влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство довольно агрессивно вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками. Возникающий коммуникативный дефицит приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования собственных интересов в общении.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством их включения в игровую деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
В то же время отмечено, что дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями и социализации детей. Контактируя со сверстниками, дошкольники учатся проявлять доброжелательное внимание, сочувствие, сопереживание, согласовывать свои действия для достижения общего результата, учитывать особенности партнера. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности, выражается в способности осознанно вступать во взаимодействие.
К какому же результату мы стремимся? На этот вопрос тоже можно ответить по-разному.
Например С. В. Кривцова в своей программе, направленной на развитие социальных компетенций у старших дошкольников «Жизненные навыки», выделяет 45 навыков, овладев которыми, по мнению автора, можно говорить о том, что человек вооружен необходимым арсеналом для жизни среди людей.
Все навыки она разделяет на группы:
1. Навыки адаптации к образовательному учреждению;
2. Навыки общения со сверстниками (навыки «дружелюбия») – привести пример из книги;
3. Навыки обхождения с чувствами;
4. Навыки альтернативы агрессии;
5. Навыки преодоления стресса.
А можно просто заглянуть в раздел АООП ДО «Планируемые результаты освоения программы».
Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительного социально-эмоционального детского опыта обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Негативный социально-эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит к неадекватному социальному поведению. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей. Процесс этот не всегда прост для обычных дошкольников, в несколько раз сложнее найти своё место и самоутвердиться в мире людей бывает ребенку с ОВЗ.
Трудности в общении дошкольников с ОВЗ с окружающими людьми связаны со многими причинами:
• с несформированностью возрастных форм общения этих детей;
• с неразвитостью структурных компонентов общения;
• с замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития и др.
Игровая деятельность является одной из ведущих в процессе формирования личности дошкольника. Игра является не только средством развития, но и диагностическим инструментом для педагога, который позволяет выявить наиболее трудные моменты, а значит, предпринять все меры по их ликвидации.
Игра, с одной стороны, дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны игра всегда направлена в будущее, так как в ней моделируются жизненные ситуации, необходимые личности ребенка для оптимистического отношения к жизни, умения ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.
Работая с «особенными» детьми, мы обнаружили противоречие между необходимостью повышения социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ и недостаточной технологической проработкой этой проблемы в условиях традиционного обучения.
Большинство ученых и практиков признают, что для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии необходимо проводить их социальную адаптацию в условиях интеграции.
В образовательном процессе нашей ДОО мы стараемся использовать не только фрагменты интеграции детей с ОВЗ, но и частичную инклюзию. Реализация проектов, направленных на социально-коммуникативное развитие, послужила стимулом для внесения корректив в АООП ДО. Так, например, после реализации проекта «Давайте дружить!» ( авторы: педагог-психолог О. В. Воробьева и воспитатель группы комп. направленности Е. А. Кузнецова) была введена традиция проведения еженедельных игровых часов со звучным названием «Тропинка к другу». После реализации проекта «Игроград» ( авторы: педагог-психолог О. В. Воробьева и воспитатель группы комп. направленности Н. А. Саунина) был дополнен содержательный раздел АООП в части ОО «Социально-коммуникативное развитие».
С одной стороны игровая деятельность является ведущей и наиболее перспективной для развития ребенка, с другой стороны – разительно страдает и отличается от деятельности дошкольника группы общеразвивающей направленности. Для дошкольников с ЗПР сюжетная игра представляет определенную сложность, т. к., как правило, не является потребностью. Их необходимо вовлекать в игру с целью приобретения навыков общения со сверстниками и взрослыми, соблюдения правил поведения в обществе, обогащения ребенка знаниями об окружающем мире, стимулирования потребности во взаимодействии с окружающими людьми.